8 мин.

Реформация, религиозные войны и Дерби Старой Фирмы

Бесконечные новости про Суперлигу, во-первых, изрядно надоели, а во-вторых, натолкнули меня на проведение исторических параллелей. Процесс, запущенный несколько дней назад в европейском футболе, можно сравнить с началом Реформации в XVI веке. Смотрите, УЕФА и ФИФА это католическая церковь: их тоже обвиняют в коррупции, непрозрачности принятия решений и концентрации денежных потоков в своих руках. Андреа Аньелли и Флорентино Перес бросают вызов существующей системе, выступая в роли Мартина Лютера или, например, Джона Уиклифа. Они больше не хотят отправлять свои деньги в Рим Ньон и жить так, как скажет Папа Президент УЕФА. На это Папа угрожает всем еретикам отлучением от церкви или в нашем случае строгими санкциями в отношении клубов, вошедших в Суперлигу. Европа делится пополам, сторонники обоих противоборствующих лагерей ведут друг с другом бесконечные споры. Продолжать эти сравнения можно ещё долго, но моя цепочка рассуждений пошла немного в другую сторону. Я стал думать, где же в футболе католики и протестанты вступают в конфронтацию между собой. Конечно, «Old Firm» — самое известное дерби Шотландии и одно из самых известных дерби всего мира. Этот ассоциативный ряд и привёл меня к написанию текста про продолжающуюся уже больше 130 лет схватку «Рейнджерс» и «Селтика». 

Райан Кент бьёт Скотта Брауна

Начнём с общих фактов:

  • И «Селтик», и «Рейнджерс» базируются в Глазго, крупнейшем городе Шотландии и четвёртом во всей Великобритании;

  • Первая встреча команд датирована 1888 годом. Матч завершился победой «кельтов» со счётом 5:2;

  •  На двоих у заклятых врагов 106 чемпионств в Шотландской лиге (55 у «Рейнджерс», 51 у «Селтика»), 73 Кубка Шотландии (40 у «Селтика», 33 у «Рейнджерс») и 46 Кубков шотландской лиги (27 у «Рейнджерс», 19 у «Селтика»);

Оба клуба доминируют в шотландском футболе на протяжении всей своей истории, но не только это делает их противостояние таким напряжённым. «Рейнджерс» — «Селтик» отличается от большинства футбольных дерби в мире тем, что это не просто футбольный матч, это противоборство двух идеологий. Разная национальность, разная религия, разные политические взгляды. Именно поэтому градус ненависти настолько высок.

Глазго

Фанаты «Селтика» — католики, преимущественно эмигрировавшие в Шотландию из Ирландии. Они выступают за присоединение Северной Ирландии, которая входит в состав Великобритании, к Республике Ирландия — независимому государству. Суппортеры «джерс», в свою очередь, шотландцы по национальности и протестанты по вероисповеданию. Они всецело поддерживает единую и неделимую Великобританию. Как вы понимаете, болельщики двух клубов расходятся примерно по всем принципиальным вопросам. По сути, если ты являешься ирландцем католиком или шотландцем протестантом в Глазго, то выбора за кого болеть у тебя нет, всё предопределено. Кстати, в «Рейнджерс» до недавнего времени принципиально не брали католиков. Вы можете справедливо заметить, что, например, испанское Класико тоже далеко не только футбольное противостояние. Но, во-первых, между испанцами и каталонцами хотя бы нет религиозных различий, а во-вторых, в этом дерби из-за статуса клубов и уровня игроков на первый план всё-таки выходит футбол.

Конечно, в XXI веке границы немного размываются, всё же мы живем в эпоху глобализации, но вот одна показательная цитата болельщика «Селтика»: «Когда я был ребёнком, я ходил в католическую школу, и в ней не было ни одного фаната «Рейнджерс». Сейчас же все смешалось — мои сыновья тоже ходят в католическую школу, где около 5% учеников болельщики «Рейнджерс». Очевидно, что есть люди, поддерживающие одну из команд вопреки своему происхождению и вероисповеданию, но это все ещё встречается крайне редко.

Почему вообще на Британских островах распространены два разных христианских течения? Тут мы снова возвращаемся к Реформации. Изначально вообще всё население Западной Европы было католическим, Британия не исключение. В XVI веке католицизм во многих частях Европы стал резко уступать место реформированному христианству. На туманном Альбионе реформация сначала произошла в Англии, а чуть позже в Шотландии. В 1560 году католицизм был объявлен вне закона в Шотландии. До Ирландии модные европейские тренды не дошли, там остались верны Папе Римскому и заветам Ильича Святого Патрика, по преданию крестившему остров. А вот с Северной Ирландией (исторически этот регион назывался Ольстер) всё сложно. С одной стороны, это Ирландия, и по логике население там должно быть католическое, но английское владычество оставило серьёзный отпечаток. До сих пор в Ольстере проживает очень большое количество потомков англичан и шотландцев, исповедующих протестантизм. Именно из-за неоднородности населения Северная Ирландия до сих пор является одной из европейских «пороховых бочек». На протяжении всего прошлого века там с небольшими перерывами шла война между ирландскими повстанцами (думаю, вы не раз слышали про ИРА) и подразделениями британской полиции и армии. Формально, в 1998 году был заключен мир, но полностью конфликт не исчерпан. Белфаст — столица Северной Ирландии, разделён высокими заборами, которые огораживают друг от друга католические и протестантские районы. 

Стена с колючей проволокой в Белфасте

Поговорим немного о том, когда и при каких обстоятельствах «Рейнджерс» и «Селтик» были созданы. «Рейнджерс» появился в 1872 году, изначально это был обычный спортивный клуб, без привязки к национальности и религии. «Селтик» же создан на 15 лет позже, в 1888 году. Основателем клуба был ирландский католический священник брат Уолфрид, для которого первоочередной задачей был сбор средств на нужды ирландской общины в Глазго. В середине XIX века около миллиона ирландцев были вынуждены покинуть свой дом из-за продолжавшегося несколько лет неурожая и голода. Многие отправились в США и Великобританию. Значительная часть ирландцев осела в Глазго, который был одним из промышленных центров Британской империи.

Фанаты «Селтика»

Первые встречи команд проходили в дружественной обстановке, но достаточно быстро сугубо спортивное соперничество переросло во вражду на поле и за его пределами. Коренных шотландцев раздражало усиление позиций чужаков, которых они в своё время приютили. Кстати, в известном фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» как раз показано противостояние ирландских эмигрантов и потомков английских переселенцев, считающих себя коренным населением города. Похожая ситуация сложилась и в Глазго. Она обострилась ещё сильнее в начале XX века, когда в Глазго была открыта судостроительная верфь белфастской компании «Harland and Wollf». Руководство и сотрудники компании отличались своими антикатолическиими настроениями. Вслед за открытием верфи в Глазго приехали сотни протестантских рабочих из Белфаста. Большинство из них пополнило ряды фанатов «Рейнджерс».

Верфь в Глазго

Забавный факт: болельщики двух главных клубов Шотландии редко используют шотландский флаг. У фанов «Селтика» популярнее ирландский триколор, а «джерс» чаще используют флаг Великобритании.

Оставаясь верным традициям, заложенным ещё в XIX веке, дерби «Рейнджерс» и «Селтика» это праздник не только футбола, но и насилия. Чего стоит хотя бы фотография в начале текста. Количество драк и связанных с этим травм возрастает в Глазго примерно в 9 раз в дни матчей. Начальники полиции регулярно жалуются на то, что у них нет достаточного финансирования и ресурсов, чтобы поддерживать порядок в городе накануне и после дерби. Одно из самых запоминающихся столкновений произошло в 1980 году. Тогда «Селтик» выиграл у «Рейнджерс» в финале кубка страны со счётом 1:0, а болельщики решили выяснить отношения прямо на поле. 

А в 1999 году матч был на время остановлен из-за того, что арбитру встречи разбили голову фанаты «кельтов», кинув что-то со своей трибуны. Кстати, в видео можно увидеть Дика Адвоката, который тогда тренировал «Рейнджерс». 

Ну и ещё одна неотъемлемая часть этого противостояния — юмор. Правда очень своеобразный и зачастую переходящий грань. У «джерс» есть известная песня «The Famine is Over» (Голод закончился), вот небольшой отрывок из неё:

«Я часто думаю, где б они все были, если б мы их не приютили, не вымыли их, тысячи ирландцев в Глазго… Теперь их паписты сидят в Риме, у них есть Боно и U2, а голод закончился, так почему бы им не убраться домой

Также фанаты «Рейнджерс» используют девиз «No surrender!» (Не сдаваться!) — клич протестантов-унионистов, всячески высмеивают католицизм и Папу.

Сторонники «Селтика» на это отвечают песнями во славу ИРА, шутками в адрес Елизаветы II и всей королевской семьи и использованием всевозможной ирландской символики. В 2001 году во время очередного матча между двумя командами они показывали самолёт, раскинув в стороны руки. Дело было спустя несколько недель после терактов 11 сентября, а жест был адресован американскому полузащитнику «Рейнджерс» Клаудио Рейне.

Клаудио Рейна

В этом году «Рейнджерс» под руководством Стивена Джеррарда завоевали 55-е чемпионство в своей истории. Для болельщиков оно было особенно важным, так как из-за финансовых проблем в 2012 году команда оказалась в 4-м по силе дивизионе шотландского футбола, а победа в этом сезоне стала первой после возвращения в премьер-лигу.

Празднование чемпионства