8 мин.

Джимми Мёрфи. Без него не было бы «Манчестер Юнайтед»

В галстуке цветов "Манчестер Юнайтед" на сцену вышел пожилой мужчина. Он бросил взгляд на множество людей, пришедших на мероприятие, и отблагодарил их за то, что они разделили с ним один из лучших моментов в его жизни.

Его звали Джимми Мёрфи-младший, а позади него на "Олд Траффорд" красовались два баннера. На каждом из них были слова, что однажды произнёс его отец, Джеймс Патрик Мёрфи.

Это, наконец, случилось. Его заслуги официально признаны клубом. Для многих людей в подобном жесте не было ничего неожиданного. Единственное, что их удивляло, почему клуб так долго игнорировал величайшую фигуру "Манчестер Юнайтед".

AFMUP (Ассоциация бывших игроков «Манчестер Юнайтед») достаточно часто обсуждала с клубом, что необходимо это изменить. Но, к сожалению, Алан Уордл и Джимми Элмс, бывшие игроки академии "Ман Юнайтед", которые управляют организацией AFMUP, вспоминают только о том, как позорно закапывал себя снова и снова их любимый клуб. Однажды один из руководителей сказал, что им не пришло письмо, а когда они, наконец, получили сообщение и была назначена встреча с одним из членов семьи Мёрфи, ему просто сказали: «Ну, мы же не можем строить статуи для всех».

А вот ещё одна формулировка из офиса "красных дьяволов": «Джимми был человеком, который ненавидел находиться в центре внимания и мы хотим уважать то, кем он был».

Проблема с данной формулировкой заключается ещё и в том, что именем Джимми Мёрфи в Каррингтоне названа не только награда лучшему молодому игроку года, но и здание, где расположен конференц-зал. Однако, Мёрфи ненавидел журналистов, отвечал им довольно грубо, если не сказать хамовато. И как ранее утверждал сам клуб, «Джимми был человеком, который ненавидел находиться в центре внимания».

Клуб постоянно путался в формулировках, но совсем недавно повестка изменилась, был найден общий язык. Ряд болельщицких групп в совокупности с давлением со стороны семьи Джима Мёрфи, привели к торжеству, которое состоялось 3 мая 2023 года.

Семья Мёрфи-младшего наблюдала из первых рядов за тем, как с памятника спала красная мантия, а скульптор Алан Херриот, который также является давним поклонник "красных дьяволов", сказал нечто важное: «Давайте посмотрим правде в глаза. Без Джимми Мёрфи "Манчестер Юнайтед" не существовало бы».

Алан не преувеличивает, когда говорит подобные вещи. В истории "Манчестер Юнайтед" очень много достойных имён, которых любой уважающий себя фанат просто обязан знать. Помимо Мэтта Басби и Алекса Фергюсона, к ним можно отнести и десятка два игроков, представителей закулисной жизни клуба, как Джон Генри Дэвис, Уолтер Крикмер, Джо Армстронг или Луис Рокка. И даже собаку по кличке Майор.

Тем не менее, имя Джимми Мёрфи - это нечто большее. Он был не просто тренером, помощником, наставником. Он был сутью клуба. Когда люди говорят о таком понятии, как дух клуба, неважно какого, пример этого валлийского наставника полноценно отображает значение данных слов.

Алекс Фергюсон однажды сказал: «Когда выходишь из раздевалки "Манчестер Юнайтед", ты берёшь с собой частицу мышления Джимми Мёрфи. Поведать о том, что сделал он - это самое важное, что можно сказать молодому игроку, представляющему "Манчестер Юнайтед"».

Мэтт Басби назвал Джимми своим величайшим трансфером. Мы уже никогда не узнаем, как бы сложилась история "Ман Юнайтед", не окажись валлиец в клубе, но зато с уверенностью можно сказать, что малыши Басби - это труд Мёрфи. Он их растил, он их развивал, учил и даже принимал у себя дома, чтобы помочь адаптироваться в команде.

Именно Джим взял на себя управление "Юнайтед" после ужасной новости об авиакатастрофе 1958 года. Руководство клуба в отчаянии и страхе буквально было готово закрыть клуб, хотя бы и временно. Тогда казалось, что надежд больше нет.

«Когда Мэтт Басби привёл меня сюда, мне сказали, что у нас ничего не получится, что это невозможно. "Манчестер Юнайтед" никогда не добьётся успеха. Нам сказали, что "Манчестер Юнайтед" не сможет выиграть чемпионат с детьми. Нам сказали, что мы не сможем сравниться с лучшими командами Европы. И каждый раз, чёрт побери, мы доказывали, что они ошибались. Так что, при всём уважении, сэр, это можно сделать, это будет сделано и я позабочусь об этом», - таковы были слова Джима руководству, если верить легенде. И именно эти слова развевались на баннере, что висел на "Олд Траффорд" днём 3 мая.

Точно так же уверенно и непоколебимо Мёрфи убедил Бобби Чарльтона вернуться в футбол. А что было бы, не сумей он сделать этого? Бобби - тот самый парень из "Юнайтед", который олицетворял всё, чему учили в академии клуба молодых - как в спортивном плане, так и в моральном.

Все те футболисты, кроме троих (Алекс Степни, Тони Данн и Патрик Креранд), обыгравшие в финале КЕЧ "Бенфику", прошли школу Джима Мёрфи.

«Независимо от того, чего я достиг в футболе, этим я обязан только одному человеку - Джимми Мёрфи», - признавался Бобби Чарльтон после окончания карьеры. «Он был величайшим футбольным учителем, которого я когда-либо знал».

Трагедия задела лично и самого Джима. Его не было на борту самолёта только потому что он параллельно тренировал сборную Уэльса по футболу. Его команда играла в тот же день, что и "Юнайтед" в Белграде. Уэльс боролся с Израилем за право попасть на Чемпионат мира. Это означало лишь одно: место на борту самолёта должно было достаться Берту Уолли, тренеру первой команды клуба.

Валлийцы одержали победу с общим счётом 4-0. Ничего не подозревающий Мёрфи радостно возвращался в Манчестер и предложил секретарше Мэтта Басби, Альме Джордж, херес. На что она сообщила ему новость, которая изменила всю жизнь Джима. Чувство вины преследовало его всю оставшуюся жизнь.

«Берт и Джим были как братья. Кажется, мы никогда и не разговаривали с кем-то одним без присутствия другого», - вспоминал Бобби Чарльтон.

Философия валлийца определяла путь "Юнайтед" даже уже после того, как он ушёл из клуба. Она же определила то, какими будут команды Фергюсона. После того, как в ноябре 1986 года шотландец устроился на работу в "Манчестер", он захотел узнать больше о клубе и о том, почему его постигли тёмные времена. Он отравился в Пойтон, что на самой окраине Манчестера для того, чтобы навестить Мёрфи в его доме.

Покидая ту встречу, Фергюсон осознал, как сильно Мёрфи был огорчён тем, что клуб изменил курс развития. Он страстно верил в то, что именно молодые игроки могут спасти "Манчестер Юнайтед". Но они больше не выходили из академии с таким постоянством. "Юнайтед" перестал быть особенным клубом.

В те годы у "красных дьяволов" один молодой футболист был талантливее другого. Мэтт Басби и Джимми Мёрфи создали наследие для Фергюсона и даже для тен Хага. По сегодняшний день, хотя ни Мёрфи, ни Басби с нами уже нет, проделанная в те годы работа, даёт о себе знать. Существует прекрасная статистика, согласно которой вот уже 4203 игры подряд "Манчестер Юнайтед" провёл по меньшей мере с одним собственным воспитанником в составе. Этой цифры даже близко нет ни у какой команды в мире.

Память о таком человеке обязана жить вечно. Те игроки, тренеры, болельщики, что застали Джимми, являются последним поколением людей, которое осознавали масштабы трагедии, которые видели своими глазами, что сделал Мёрфи. С течением времени осознание этого стремительно снижается. И это совершенно нормально. Однако, разве это не тревожно? Время уже отодвинуло на второй план всё то, что сделал этот человек для целого клуба.

Именно такие вещи, как названная в чью-то честь трибуна или величественный памятник, расположившийся не где-нибудь, а непосредственно за "Стретфорд Энд", будут побуждать новые поколения задавать вопросы о том, кто те люди, чьи имена увековечили. Возможно, что награды лучшему молодому игроку года, которая названа в честь Джимми Мёрфи, в данном случае попросту недостаточно.

Все футболисты академии "Юнайтед" также присутствовали на открытии статуи. Алекс Степни и Брайан Кидд, представлявшие тот "Юнайтед", вместе с Мёрфи-младшим открывали памятник. Среди гостей был и наставник сборной Уэльса Роберт Пейдж.

Памятник изображает Мёрфи за работой. Держа мяч, он наклоняется вперёд, чтобы раздать инструкции своим игрокам. Его сын до сих пор ходит на все матчи молодёжной команды, поддерживая традиции отца и связь с клубом. Тогда, в 1958 году, валлийскому тренеру предлагали покинуть клуб, поступало предложение из "Арсенала". Мёрфи отказался. Его любовь к "Юнайтед" была слишком сильна.

«Совет директоров хотел, чтобы в том сезоне клуб отказался от участия в чемпионате. Мой отец сказал: "Нет. Предстоит работа и я смогу её выполнить". И он это сделал», - сказал Мёрфи-младший на церемонии открытия.

«Отец всегда говорил, что он бы остался на "Олд Траффорд", если бы мог. Сегодня это сбылось».

Возможно, эта статуя нужна не только Джиму Мёрфи, но и самому "Манчестер Юнайтед". Чтобы они помнили. Чтобы они не забывали о том, как всё начиналось. Какая тяжёлая работа была проделана, дабы оправиться от тёмных времён. И чтобы клуб всегда помнил о том, что он по-настоящему особенный. Ведь настолько внимательно к своим детям не относятся больше ни в одном другом клубе.