11 мин.

Сильные мира сего. Кому Ювентус обязан своим величием?

Ювентус был основан 1 ноября 1897 года студентами из лицея Massimo d’Azeglio в Турине. Через три года удалось зарегистрировать команду на первенство лиги. И уже через 5 лет Ювентус впервые стал чемпионом Италии. Тем не менее первые годы существования клуба были крайне тяжелыми, спонсирование было скудным, а руководство без перерыва менялось. В 1913 году Ювентус почти оказался на грани банкротства, но в последний момент удалось найти дополнительные вложения и закончить несчастный сезон. Ничто не указывало на успешное существование, в основном в команду приезжали иностранцы, играли за низкий оклад, а затем так же быстро уезжали.

В 1923 году все изменилось. Президентом Ювентуса был назначен заместитель председателя итальянского концерна FIAT Эдуардо Аньелли. Что показать значение данного события окунемся немного в историю клана Аньелли. В 1899 году мэр маленького городка Виллар-Пероза по имени Джованни Аньелли решил принять участие в формировании автомобильной промышленности страны. Будучи ярым поклонником автомобилей и их стремительным развитием Джованни посчитал, что подобное вложение окупиться довольно скоро, и стал сооснователем Фабрики итальянских автомобилей в Турине, или FIAT.

Джованни Аньелли демонстрирует новую модель FIAT

Через 10 лет Аньелли, будучи уже управляющим директором компании, смог поднять коммерческую стоимость своего детища в несколько десятков раз, а в 1915 году анонсировал строительство крупнейшего автомобильного завода в Европе. Компания расширялась и богатела, влияние Аньелли росло, а производство постепенно становилось одним из важнейших рыночных элементов в стране. В скором времени компания начала производить не только автомобили, но и запчасти, авиационные двигатели, в общем все, что требовалось стране в послевоенное время. Фамилия Аньелли в Италии стала символом успеха, а члены ее семьи превращались в самых влиятельных членов европейского общества.

Эдуардо Аньелли

Сын Джованни по имени Эдуардо унаследовал от отца хватку и энергию. Его коммерческая жилка раскрылась рано и именно Эдуардо посоветовал распространить сферы влияния и вне основного рынка промышленности. Так в 1923 году младший Аньелли занял пост президента местного футбольного клуба Ювентус. Это было довольно неожиданно, так как прежде семейство Аньелли не проявляло интереса к футболу. Однако с этого назначения началось восхождение клуба к высотам мирового футбола и позволило превратить клуб в один из сильнейших клубов в истории. Эдуардо полностью посвятил себя клубу, он вкладывал в него огромнейшие средства, использовал все влияние своей фамилии, чтобы добиться строительства стадиона, изменения инфраструктуры, открыть хорошую новую тренировочную базу. Аньелли сам принимал решения касательно всего персонала, поэтому каждое назначение согласовывалось с ним. Эдуардо настаивал, что Ювентус – это новая веха итальянского футбола, в связи с этим его требования к всем росло соразмерно его вложениям.

Результат окупился сполна, в 30-е годы команда жила на верхушке таблицы чемпионата Италии, а все игроки сборной так или иначе проходили через Ювентус. Название команды прославилось, Ювентус ассоциировался исключительно с Аньелли, а значит с успехом. Однако в 1935 году Эдуардо Аньелли погиб на гидроплане. Это сильно подкосило семью и, в частности, команду, ведь ее душой был именно президент. Тем временем Европу накрыло тучей войны, футбол отошел на задний план, страна погружалась в военные действия.

Джанни Аньелли

После окончания Второй Мировой Войны компания FIAT вернулась к производству автомобилей с военной промышленности и принимала активное участие в восстановлении экономики страны. Интерес вернулся и к футболу. Сын Эдуардо – Джованни Аньелли, или Джанни для своих коллег и другей, вошел в состав директоров клуба уже в 14 лет. Любовь к Ювентусу превратилась в некую одержимость клубом, Джанни в этом аспекте умудрился переплюнуть даже собственного отца. Но возглавить клуб ему было суждено не так скоро.

Компания оказалась национализирована, как и большинство крупных предприятий Италии, а на пост главы концерна назначили Виттори Валетта. Джанни отошел от семейного бизнеса, завел себе репутацию плейбоя и главного кутилы страны. Мало что напоминало в представителе третьего поколения великой династии его славных предков, Джанни больше походил на прожигателя жизни, золотую молодежь, которая берет от жизни все. Посещая вечеринки, клубы, светские мероприятия, Джанни будто бы и забыл о том, что до сих пор находится в совете директоров FIAT и его любимого Ювентуса, но это были лишь издержки молодости. Джованни действительно привык брать от жизни все, но вот отцовскую и дедовску хватку он не просто унаследовал, Аньелли ее добавил к ней невиданной доселе хитрости и предприимчивости.

На всех вечеринках молодой Аньелли вовсю заводил связи, его посещение клубов позволило попасть в те круга, которые раньше были недоступны Эдуардо. Джованни вернулся в семейный бизнес, а в 1966 году отобрал место в кресле главы FIAT Group. Эра Джанни Аньелли без прикрас называют золотой для компании. Аньелли заработывал на всем, все его проекты приносили миллионы долларов, а влияние росло, в том числе и за рубежом. Джанни даже умудрился проникнут в СССР и запустить совместно с Волжским автомобильным заводом автомобили по чертежам FIAT 124, это был ВАЗ-2101, даже сегодня очень популярный в России.

Но для Аньелли этого было мало. Решив не просто развиваться, а делать это еще быстрее, FIAT начал скупать целые концерны производителей автомобилей. В рамках группы компаний оказались Maserati, Lancia, Ferrari и Alfa Romeo. Джанни распространил власть своей компании абсолютно во все сферы машинного производства в стране. Но не забываем и о другой его страсти, которая могла даже затмить любовь к автомобилям – Ювентус.

Джанни Аньелли был влюблен в свой клуб. Он лично летал на тренировки основной команды, а специально для него на базе разместили площадку для вертолета, чтобы президент мог в любой момент сорваться с совещания и посетить команду. Джанни принимал участие в переговорах со звездами футбола, чтобы самостоятельно их убеждать выбрать Ювентус, и у него это получалось. Именно после разговора с Аньелли Мишель Платини переехал в Турин и обеспечил ему первый крупнейший европейский титул. Именно Джанни Аньелли поспособствовал приезду Роберто Баджо, летая на переговоры во Флоренцию, делая предложения, от которых не отказываются. Он не боялся тратить деньги, зная, как их зарабатывать. Во время матчей Аньелли нередко оказывался на скамейке запасных вместе с помощником тренера и остальной командой, чтобы все понимали, что он – часть их семьи.

Стоит ли говорить, насколько болельщики Ювентуса, игроки, и персонал боготворили легендарного Джованни Аньелли? Ему прощали абсолютно все, любые грехи и неудачи, потому что взамен Аньелли давал куда больше, компенсируя сторицей. Попробовав себя в политике, Аньелли неизменно возвращался в бизнес, понимая, как много грязи может обрушиться на него наверху. И вот случилось страшное – его сын Умберто покончил с собой. Потрясение подкосило Джанни, и он начал терять интерес ко всему окружающему его миру.

Джон Элканн

Ювентус оставался важной частью его жизни, но сил на управление уже не хватало. Аньелли объявил своим наследником своего внука Джона Элканна, который на тот момент только включался в семейный бизнес. Юный вундеркинд был словно создан для этого. Джон еще в 21 год попал совет директоров, получил степень в области менеджмента и свободно говорит на четырех языках. Сам в кресло управляющего он не сел, поставив приглашенного специалиста со стороны по фамили Маркионне. Таким образом впервые за долгие годы управляющим компании стал человек не по фамилии Аньелли. Однако ставка сработала, Серджо Маркионне показал себя очень сильным менеджером, продолжив скупать концерны, объединяя их в группу компаний. В это время Джон сосредоточил свои силы на другой актив семьи – холдинг EXOR, созданный в 2008 году. Благодаря инвестиционному фонду Джон начал перевод контрольных пакетов акций всех компаний семейства Аньелли в единый актив, чтобы сделать единый холдинг Аньелли главным имущественным центром всего семейного бизнеса. По итогу общий объем его внутренних активов превысил 175 млрд долларов, а Exor стал главным владельцем и FIAT, и CNH, и IVECO, и самого Ювентуса. Но Джон мало интересовался футболом. В этой связи Ювентусу уделялось внимание не болельщика, а бизнесмена. В этой связи президентами клуба с момента прихода Джона к власти долгое время становились не причастные к семейству люди. Результаты становили все хуже, а в 2006 году Ювентус оказался вовлечен в крупнейший скандал в истории итальянского футбола, известного как Кальчополли. После ссылки во второй дивизион Ювентус, несмотря на крупные вложения, продолжал падение, и выбравшись обратно в Серию А смог натужно забрать серебряную медаль и откатиться на седьмое место.

Джон Элканн известен тем, что его хватка может поспорить с хваткой самого Джанни, но разница была в степени заинтересованности. В этой связи Джон решил прекратить с глумлением над традициями и вернул представителя великой семьи в управление. 19 мая 2010 года президентом Ювентуса был назначен Андреа Аньелли, племянник великого Джованни. С его приходом связан один из самых успешних циклов в истории клуба, о котором позже я напишу отдельную статью. Достаточно лишь сказать, что за годы правления Андреа Ювентус смог вырасти от покупок уровня Милоша Красича до самого Криштиану Роналду.

С кланами Элканна и Аньелли связывают очень много мифов и легенд. В частности, это связывают с тем фактом, что Джон оказался успешнее их всех, а сами Аньелли слишком погрязли в традициях и наследии. Элканн называет себя бизнесменом нового поколения, который не сильно привязан к корням и готов жертвовать ради прибыли. В этой связи бытует множество интересных слухов вокруг взаимоотношений двух кланов. Между ними ведется открытая вражда, и каждый представитель семейств норовит подставить аккуратно другого, чтобы снизить его влияние. Одна из самых интересных легенд приходится как раз на Кальчополли. После смерти Джанни Аньелли в офис Ювентуса приехал Джон, его внук. В тот момент в офисе находилась так называемая Триада, главенствующая в тот момент в команде. Это Роберто Беттега, Антонио Джиараудо, и Лучано Моджи. Джон представился и объявил о последней воле усопшего, провозгласившего его главным. На что те посмеялись и сказали: Мальчик, дверь за твоей спиной, а клубом управляем мы.

Спустя два года якобы именно Джон Элканн спровоцировал Кальчополли, предоставив следственным органам улики, которые по его настоянию собирали во время двух лет с Капелло. В частности, именно Джон организовал первым прослушку телефона Моджи, что послужило первым и главным аргументом в последующих судах. Только подобный скандал мог убрать сразу троих и позволить Джону беспрепятственно осуществлять руководство клубом.

Доказательств подобным слухам нет, но их великое множество. Тем не менее открыто семьи не враждуют. Напротив – Элканн публично всеми силами поддерживает Андреа, помогая ему даже после крупных провалов, вроде идеи Суперлиги. Элканн, пользуясь своим влиянием, добился увеличения капитализации клуба на 400 млн евро, чтобы покрыть имеющиеся долги. В настоящий момент Андреа сохранил свой пост и намеревается провести революцию в клубе, которую начал год назад. Расформировано прежнее руководство техническим сектором, во главе с Паратичи, на его место назначен Маурицио Арривабенне. Аньелли продолжает традиции, лично принимая решения по каждому кадру и формированию состава на будущий сезон. Вернули Аллегри для работы с командой, а на это лето запланированы крупные вложения на трансферном рынке.

Посмотрим, что нам подарит следующий сезон. Аньелли у руля – это всегда успех. Поэтому доверимся традиции и поверим в возвращение на Олимп.

Больше информации и новостей в телеграмм-канале:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE