7 мин.

«Работы ещё очень много»

 

 

27 января. Польша. Вроцлав. Последний матч группового этапа Евро-2016. За пять минут до конца Россия всячески пытается спасти игру и сокращает разницу со сборной Испанией до трех мячей. Испанцы берут тайм-аут. Камера выхватывает  Руслана Дашко -  единственного представителя ставропольского «Динамо-Виктор» и по совместительству самого молодого игрока сборной. В этой встрече на площадке он не появлялся, да и в целом, на чемпионате он сыграл лишь считанные минуты в матче против сборной Черногории -  в концовке, когда исход встречи был ясен. Он знает: нынешний чемпионат для него закончен, и на площадке он больше не появится, хотя чуть ли не внимательнее всех слушает наставления главного тренера  Дмитрия Торгованова. В его речи больше всего молодой игрок желает услышать два заветных  слова: «Руслан, выходишь!». Дашко  Любовь Васильевна и Сергей Николаевич всегда у экрана монитора, когда играет их сын. Руслан так хочет показать себя, ведь знает, что они смотрят. Он хочет, чтобы они им гордились. Тайм-аут заканчивается, а тех двух слов Дашко так и не услышал. Он садится на скамейку запасных, но все равно весь в игре и поддерживает парней в оставшиеся  пять минут встречи. Время подходит к концу, судьи дают три свистка, 23-25 на табло. Россия снова проиграла, и мы опять не едем на олимпиаду.

 

 

Через два дня рейсом Москва-Ставрополь Руслан прилетел в ставший уже родным город. Отдыхать времени нет. Уже завтра он должен быть на клубной тренировке. Через неделю выездная игра с «Чеховскими медведями», но немного времени для беседы с журналистами он все-таки выделил.

 

- Руслан, по горячим следам скажи, что помешало отобраться на олимпиаду? В некоторых играх не хватило совсем чуть - чуть. Выступление нельзя  назвать совсем неудачным. Играли вроде бы хорошо, но итоговая позиция все равно далека от предтурнирных ожиданий. Что случилось на твой взгляд? Где недоработали?

 

- Пусть прозвучит  банально, но на мой взгляд не хватило немного везения. Гандбол, как и спорт в целом, состоит из мелочей, которые могут определить результат,  и эти мелочи сыграли против нас. Игру со шведами могли спокойно выиграть,  так как за минуту до конца вели с комфортным преимуществом в  два мяча. Нельзя так играть в концовке важного матча, нам нужно было быть поответственнее (матч закончился вничью. прим. ред.). Но получилось так, как получилось - мы подарили шведам очко, которое решило очень многое для них. Игра с немцами была тяжелее: проигрывали пять, но смогли сократить до одного мяча. И когда соперники совершили потерю на ровном месте, мы не смогли воспользоваться этим шансом. А потом уже попробуйте забить за 10-15 секунд такой команде как Германия, хотя  у нас это почти получилось. Конечно, недоработки были и в защите и в нападении, но команда старалась и билась до конца. Мы отдавали все силы на этом чемпионате. Безумно обидно, что не смогли отобраться на олимпиаду, но никто не упрекнет в том, что каждый из нас, включая тренеров, не выложился на сто процентов.

 - Ты практически не появлялся на площадке. Не заслужил доверия тренера? Думаешь, мог бы помочь команде в каких-то конкретных играх?

 

- Тренеру виднее кто должен играть. Я не был основным игроком, но я был готов каждую минуту выйти на площадку и помочь команде. Мы поддерживали парней со скамейки запасных, и волнения тоже хватало. После игр не мог очень долго уснуть, в голове постоянно крутились моменты из игры. Мы были как одно целое и это очень хорошо.

- Расскажи о Дмитрии Торгованове. Какие сложились отношения между вами?

- Дмитрий Николаевич хороший тренер и человек он замечательный. Много подсказывал, иногда даже останавливал тренировки, чтобы что-то объяснить и исправить, любит пошутить.  К команде относился со всей душой - все для команды. На чемпионате они с Львом Геннадиевичем до трех часов ночи разбирали игры соперников, находили слабые места, а потом на общем просмотре игр давали указания. Постоянно: за завтраком, на тренировках, и мне кажется, даже во время сна, они думали только об играх, искали ошибки будущих соперников, анализировали наши. Отношения между нами были замечательные, мне он очень понравился как тренер.

-Что его отличает от других тренеров?

- Я думаю, его отличает то, что после матчей он никогда не обсуждает игру, никогда никого не ругает, просто говорит: «Все молодцы, все старались, все красавцы, спасибо за игру».

 

-Было особо заметно, что сборная России предстала именно командой во всех смыслах этого слова. Через экраны телевизоров мы наблюдали сплоченный коллектив. Увиденная картина отражает действительность?

- Конечно! Наша сборная - это сплоченный и дружный коллектив. Вечерами мы собирались посмотреть игры чемпионата на большом экране, и вообще много времени проводили все вместе, будь это ужины или прогулки. Тренер говорил: «Мы - не один за всех, мы - все за одного». Дмитрий Николаевич сумел создать правильную атмосферу в команде, и мне кажется, с этого и начинается путь к большим победам.  Когда человек хочет не только сам хорошо сыграть, но и хочет сделать так, чтобы его партнер по команде хорошо сыграл,  тогда можно говорить о чем-то выше, чем девятое место.

- Какой эпизод в ходе чемпионата или подготовки к нему тебе запомнился больше всего? - Запомнилась игра с венграми, мы тогда безумно радовались победе. Ещё игра с Черногорией, это был мой дебют на  чемпионате. Конечно запомнился мой забитый гол. Ещё запомнился один случай. С нами поехал человек из федерации, он занимался всякой бумажной работой. И вот он поспорил с Глебом Каларашом, что пробежит 3200 метров за двенадцать минут. В выходной день мы выехали  на стадион, чтобы посмотреть, как он будет бежать, но к его сожалению, он не уложился во время, и спор был проигран.

- А на что спорили, если не секрет?

 

- На упаковку воды или что-то такое. Я точно не помню.

 

- Какие у тебя сложились отношения с партнерами по команде?

 

- Отношения с партнерами сложились хорошие. Со всеми находил общий язык. С кем-то общался больше, с кем-то меньше.

 

 

- Что для тебя оказалось самым сложным и самым удивительным в главной команде страны?

 

- Сложнее всего было влиться в тренировочный процесс. С ребятами из сборной я никогда и нигде не играл, так что ушло какое-то время на то, чтобы наладить взаимодействия. Да и в целом, уровень гандбола  очень высокий, ведь собрались лучшие игроки нашей необъятной родины. Я старался не отставать, схватывать все на лету, делать как можно меньше ошибок, но понимаю, что работы ещё очень много. Удивил меня уровень условий для команды. По сравнению с молодежной сборной все на высшем уровне..

 

 

На этом наше интервью заканчивается, Руслан прощается и уходит. Двухметровый широкоплечий и атлетичный парень - он, словно «белая ворона» среди сверстников. И дело не только в его физических данных. После разговора с ним понимаешь, что он четко знает к чему идет и чего хочет. Да, ему, как и всем в его возрасте, присуща юношеская легкомысленность, но его абсолютно трезвые размышления о собственном уровне игры, слова о желании не останавливаться и работать больше, чем прежде, наводят на мысль, что  данные ему авансы нисколько не затуманили разум молодого гандболиста. Можно насчитать не один десяток талантливейших и подававших в юности большие надежды игроков, у которых нашлись различные причины не засиять на гандбольном небосклоне. Одних сгубила так называемая «звездная болезнь», других – травмы, третьи же, переоценив свои силы, плотно полировали скамейку топ-клубов, так и оставшись в  подающих надежды, хотя уже и разменяли четвертый десяток.

 Не каждый географ покажет вам на карте станицу Егорлыкскую, в которой Дашко вырос и впервые взял в руки гандбольный мяч. Этот факт придает его истории особый шарм. Пробившись из русской глубинки в гандбольную элиту страны, он может стать примером для десятков мальчишек и девчонок, которые однажды решатся взять в руки мяч, вопреки неутешительной констатации  Сергея Горбока. Прокручивая у себя в голове эти мысли, начинаешь по-особому переживать за судьбу Руслана. Хочется, чтобы у этого парня все получилось, ведь он один из тех от кого зависит ближайшее будущее  многострадального российского гандбола. Остается пожелать ему лишь удачи. Голову за плечо, три плевка, три стука…

 

Василий Дорн

1.02.2016