5 мин.

Наш первый блин

У нас стадионы видны при подъезде, как правило, издалека. А «Сантьяго Бернабеу» неожиданно вырастает при повороте улицы, словно из городского квартала. Гармонично и величественно. Нам приходилось бывать на «Сан-Сиро» в Милане. Но мадридской арене в грандиозности он, конечно, проигрывает.

Восьмидесятитысячный стадион уникально спланирован. Под него упрятаны гаражи, подведена линия метро. Интересно, что из-за высоты трибун газон получает нужные порции солнечного света только четыре месяца в году. Проблему решают с помощью остроумных ноу-хау, и поле там хорошего качества.

Под трибунами все напоминает о славе королевского клуба. Раздевалки – в том числе гостевая – оформлены в бело-синих тонах и впечатляют размерами. Там предусмотрено все, что необходимо для спокойной подготовки к матчу.

На тренировке за день до игры нас ждало сонмище телекамер и журналистов. Но поразило не столько их количество, сколько отсутствие элементарных знаний о нашей команде. Например, все с удивлением узнали, что дисквалифицированы и не смогут играть ведущие нападающие Близнюк и Родионов. За время этой поездки понял, что тамошнюю прессу интересуют только «Реал» и его победы. На предматчевой конференции меня спрашивали главным образом об этом. Старался быть дипломатом. Но переводчик не пересказывал и пяти процентов того, что я говорил. Потому ответы могли выглядеть скомканными.

В 11 утра в день игры выбежали в близлежащий парк на разминку. Неожиданно и там обнаружилось восемь съемочных групп. И каждой нужны были интервью – мои и игроков. Пришлось вежливо попросить не мешать нам работать.

Не скажу, что весь этот антураж повышал напряжение, добавлял волнения. Все-таки в этом году мы уже поиграли с командами хорошего уровня. И тогда тоже был подобный ажиотаж. В новинку были разве что организационные нюансы, с которыми нас ознакомили за шесть часов до матча. Там буквально по секундам расписан график каждого действия и перемещения. И даже полуминутное от него отклонение влечет существенный, по нашим меркам, штраф. К несчастью, накануне игры от сердечного приступа умер делегат УЕФА, командированный на наш матч из Австрии. Организаторам надо было вписать в этот строжайший ритуал еще и минуту молчания. Вот все это реально добавило напряжения. Старались все соблюсти, не дать повода для нареканий.

Вышел из раздевалки за десяток минут до матча, когда шла разминка. Поискал взглядом Бернда Шустера, чтобы поздороваться. Не увидел, присел на скамейку. Тренер «Реала» возник рядом откуда ни возьмись:

– Как дела?

Я не удивился, так как предполагал, что после работы в Донецке Шустер сможет общаться с нами без переводчика.

– Отлично! А вы говорите по-русски?

– Совсем чуть-чуть…

Его акцент был легким и абсолютно не помешал сформулировать пожелание удачи в турнире.

К слову, во всех статьях и интервью тренера, руководителей и игроков «Реала» прослеживалось очень уважительное отношение к БАТЭ. В отличие от тех же бельгийцев и болгар представители великого клуба не проявляли никакого высокомерия. В коридоре у раздевалок Серхио Рамос, Рауль и другие футболисты с подчеркнутым радушием здоровались с нашими парнями, которых видели впервые.

В ответ мы чрезмерно уважительно отнеслись к соперникам уже в игре. Особенно в стартовые минуты. Было ощущение, что ребята смущались действовать более плотно, словно боялись прикоснуться к людям, которых видели прежде только по телевизору. И, конечно же, никакая команда не предъявляла нам таких скоростей, что включил «Реал» поначалу. Мы не были к ним готовы.

Но мы же умеем учиться. Надеялся, что постепенно подстроимся. И в какой-то мере это удалось. Однако чувствовалось, что «Реал» готов в любую минуту прибавить, сильнее взвинтить темп и сделать давление более серьезным.

Доволен вторым таймом. Несмотря на удаление Анри Хагуша, довольно хорошо оборонялись. А вот атаковать, оставшись вдесятером в построении 4-4-1, было тяжело. Против одного Кривца играли четыре защитника. И никаких моментов впереди, увы, не создали.

Довелось услышать упреки, что нам в принципе не удалась контригра. Согласен. Но не хочу, чтобы после этого матча осталось неверное представление о том, как мы можем атаковать. Просто сказалось отсутствие Виталия Родионова и Гены Близнюка. Не могу сказать, что недоволен действиями игравших на их позициях Сергея Кривца и Владислава Мирчева. Но все-таки, когда выпадают сразу двое значимых игроков, это сказывается на сыгранности. Ведь болгарин работал с нами совсем мало.

Мы сыграли бы гораздо острее, не случись этих дисквалификаций. Родионов умеет зацепиться за мяч, поступить нестандартно. Под него из глубины здорово врывается Близнюк. Но всегда надо исходить из того, кто у тебя есть. Травмы и дисквалификации не отменишь.

Вот и в двух ближайших матчах – против солигорского «Шахтера» и «Ювентуса» – у нас не будет Хагуша. Придется компенсировать его отсутствие – уже в обороне. За удаление в Мадриде Анри не осуждаю. Тем более что первая карточка была несправедлива. Роббен упал, хотя там и контакта-то серьезного не было.

В перерыве постарался построить разговор так, чтобы нашелся лидер, который более активной игрой завел бы команду, показал пример хорошей злости. И на эти слова откликнулся именно Хагуш. Он недоиграл, но боевой дух команды, как ни парадоксально, возрос и благодаря его удалению.

Очень понравилось, как моментами работал с мячом Кривец. Но, к сожалению, некому было открыться под его передачи. Сережа не обладает высокой скоростью, но голова у него включена всегда. Был момент, когда он пробил ею в первом тайме. А во второй половине, чтобы ударить, не хватило мгновения.

Много надежд возлагали на Игоря Стасевича. Но ему не все удалось. А ведь возникали перспективные ситуации, из которых могли выжимать угрозы. Наши центральные защитники выше своих визави из «Реала». И была надежда, что в верховой борьбе они их превзойдут. Но у Стасевича не пошли «стандарты». На фоне этого он слабее обычного сыграл на фланге, не помогал подачами и прострелами. И минут за семь до конца первого тайма я принял решение о его замене в перерыве.

Не скажу, что в ком-то разочаровался. Огорчен только результатом. Но этот опыт пригодится. Вот увидите: наши следующие шаги будут увереннее. Команда поняла, что может играть со всеми. И мы не просто окажем серьезное сопротивление, а еще и потреплем нервы «Ювентусу» и «Зениту». И «Реалу» тоже.