5 мин.

Во славу "Дебрецена"

 

Итак, футбольный социализм имени достопочтенного г-на Платини бодрым шагом выходит на финишную прямую. Беспристрастной рукой официальной процедуры шарики раскидали по корзинам, а после столкнули между собой. Как результат ритмичных манипуляций: в основном турнире грядущей Лиги чемпионов уже точно сыграют победители следующих пар:

 

 

 

 

Описать радость стороннего наблюдателя от созерцания «Дебрецена», «Левски», «Апоэля» или «Маккаби» в основной сетке ЛЧ словами не передать. По духоподъемности с ней сравнится, пожалуй, только возможный вариант будущего финала «Вентспилс» - «Тимишоара».

Для сравнения, из второй картинки видно, что мимо счастья сразиться с вышеупомянутыми коллективами, а заодно и с «МЮ», «Барселоной» и «Реалом» наверняка пролетают клубы, вроде «Спортинга» и «Селтика». Если же предположить чего покровожаднее, то и вовсе целые «Фиорентина» с «Атлетико». Не будем при этом забывать, что первая ступень т.н. “Non-Champions Route” уже погребла под собой не великих, но весьма симпатичных незаинтересованному зрителю «Шахтер» и «Твенте». Ради чего такие жертвы? Правильно-правильно, улыбающиеся представители «Дебрецена» радостно машут рукой…

 

 

 

 

Вкратце обратимся к истории вопроса. 26 января 2007 года, Дюссельдорф. На выборах президента УЕФА Мишель Платини побеждает Леннарта Юханссона. Победу свежеизбранному президенту во многом обеспечивают голоса представителей стран футбольного третьего мира, т.е. по сути тех самых «Дебреценов» и «Левски». Заработать такую популярность у слабых мира сего Платини помогли громкие заявления в духе «отнять и поделить», а в числе прочего – снизить представительство «больших» футбольных стран в еврокубках. Разумеется, в пользу «маленьких». Не прошло и двух лет, как слова не разошлись с делом.

Оставим пока в стороне наспех скроенную на новый лад Лигу Европы и вернемся к нашим баранам, то есть, к «Левски» с «Копенгагеном». В двух словах, суть внедренных с этого сезона изменений в ЛЧ: дать дорогу чемпионам своих стран (пускай, даже самых сомнительных). Нечемпионам же максимально проникновение в групповой турнир затруднить: должны же вышеупомянутые чемпионы занять чье-то место, ведь расширять Лигу под пришельцев из Венгрии и Болгарии никто особо не планировал. Недолго думая над оптимальным вариантом претворения в жизнь поставленной задачи, еврочиновники от футбола сварганили следующую несложную схему. Чемпионы стран (начиная аж с совсем кунсткамерных экспонатов, вроде чемпиона андоррского или мальтийского) вплоть до проникновения в групповой этап играют только между собой. При этом вторые-третьи-четвертые команды приличных чемпионатов в свою очередь должны прорубать себе путь в группу также только в боях с себе подобными.

На практике это выглядит так - отборочные раунды, начиная с третьего, разделяются на две непересекающиеся половины: Champions Route и Non-Champions Route. Соль ситуации и главная деталь «плана Пути... Платини» заключается в том, что чемпионы всех более-менее способных играть в футбол стран и так уже находятся в групповом этапе без всякого отбора. Кто же остается в т.н. «Чемпионском пути»? А вот они и остаются: дебрецены, вентспилсы, etc. Максимум же сложности в этой части отбора составляет стоящий несколько особняком «Олимпиакос», но он, к сожалению, достанется только одному (поздравим счастливчиков из Молдавии).

Казалось бы, что ж такого непоправимо страшного в новой схеме отбора. По большому счету, ничего. Ну попадет условный «Дебрецен» в группу, получит свои 5-6 поражений (как уже получали при старом формате отбора залетные пташки, вроде «Маккаби» и того же «Левски»), заработает энное количество денег (пять годовых бюджетов), пристроит пяток самых толковых из своих игроков во вторую Бундеслигу, да и сгинет в небытие. Вроде бы и нет проблемы. Так, лишь дополнительный аттракцион для зрителей и любителей ставок. Вдобавок, и из селтиков с марселями мы вроде получим только самое лучшее, а не все подряд. Тишь да благодать.

Червь новой системы отбора – в области скорее идеологии и этики, нежели непосредственно спорта или футбольной экономики. Ну оттерли от кормушки в пару раз больше клубов второго европейского эшелона, кто ж за них заступится, их и пнуть не жалко. Чай не «Ливерпуль» с «Миланом». Другое дело - сама суть Лиги чемпионов, как сформировавшегося за последние 10-15 лет проекта. С этих позиций, детище Платини со товарищи смотрится уже не так бесспорно.

Пустив в свое время в главный еврокубок нечемпионов, УЕФА и футбольное сообщество в целом согласились на то, что сам турнир уже никогда не будет прежним. Упразднив в качестве критерия попадания в турнир сам факт чемпионства, футбольными властями в качестве нового признака отбора был обозначена некая абстрактная «сила» клуба. Внедренная чуть позднее система квотирования количества участников от отдельной страны в зависимости от места этой страны в таблице еврокоэффициентов небесспорна и противников у нее и по сей день находится немало. В то же время, не признать, что квотирование это по большому счету производится весьма объективно, сложно. То есть мы же и так знаем, что лучше всего в футбол играют в Англии, Испании и Италии, чуть хуже в Германии и Франции и т.д. Подобный расклад сил (мест в турнире) прослеживается и в Лиге чемпионов.

Но главная претензия к нововведениям даже не в том, что они пытаются весьма искусственно «возвысить» чемпионов при том, что само чемпионство давным-давно не является основанием для неравенства участников в главном евротурнире. Куда больше отдает двуличностью и легкой формой лицемерия следующее. Слившись в некую глобальную европейскую группу элитных клубов (чемпионов и нечемпионов), большее число участников которой из года в год неизменно, большие европейские клубы все вместе сообща принялись делать продукт. Продукт спортивный, коммерческий, медийный, какой угодно еще. И за прошедшие годы, надо сказать, справились со своей задачей весьма недурно. Лига чемпионов всемирно узнаваема и значима, категорически прибыльна и престижна. Все прошедшие в становлении Лиги, как полновластной королевы мирового футбола, годы УЕФА радостно потирала руки, выступала с бравурными речами и еле успевала подсчитывать прибыли. Теперь же, упрощая, приходит заряженный идеей социалистической борьбы Платини и изрекает: «Разойдись, селтики да штуттгарты, лионы да фиорентины, вы все шлак налипший! Дорогу чемпионам, настоящим, исконным! А вы все тут по милости нашей сидите и к Лиге чемпионов вообще отношения иметь не должны, если б не наша невиданная к вам доброта».

К чему приведут нововведения, пока однозначно заключить сложно. Скорее всего, на данном этапе Лига недополучит некоторой некритичной части своих доходов (сравните привлекательность для зрителей и рекламодателей матчей «Барселона» - «Фиорентина» и «Барселона» - «Апоэль»). Если же «чемпионский» эксперимент будет сочтен в верхах удачным и грянет дальнейшее наступление на налипших на теле «чемпионского» турнира паразитов-нечемпионов, между большими клубами и УЕФА может случиться по-настоящему большой конфликт. Куда как более серьезный, чем по вопросу образования мифической «суперлиги».

Подождем.