8 мин.

В руинах. Что происходит в «Рубине»

Казанский «Рубин» невольно стал главным ньюсмэйкером этой зимы. Ударом для болельщиков стали расставания с лучшим тренером в истории клуба - Курбаном Бердыевым и лучшим форвардом - Саломоном Рондоном. Сага с новым менеджером все новогодние каникулы не давала журналистам полноценно насладиться новогодними праздниками, а трансферные слухи с привязкой к казанскому клубу то радовали, то беспокоили казанских болельщиков. Сватали в «Рубин» Феликса Магата и сенегальский дуэт Сиссе-Демба Ба, а пришли в итоге Ринат Билялетдинов и юниор «Локо» Камиль Муллин. «Рубин» начинает новую главу, открывать которую многим страшно.

«Жизнь всегда с треском ломает все формулы. И разгром, как бы он ни был уродлив, может оказаться единственным путём к возрождению», - Антуан де Сент-Экзюпери, «Военный лётчик».

Кажется, только недавно Курбан Бекиевич вернулся с форума элитных тренеров, как его заменили на малоопытного Рината Саяровича. Негативных откликов это вызвало почти столько же, сколько игра олимпийской сборной в Сочи под управлением его однофамильца. В Казани снова появился Билялетдинов – не свой, но татарин и местная культура, ментальность ему не чужды. Ведь Рустам Минниханов не раз сетовал на отсутствие своих кадров и позже местные Акбаров с Ахмадуллиным заменили приглашенного Бердыевым молдаванина Данильянца в детской школе «Рубина», а Андрею Громову на смену пришел знакомый всем казанцам по работе на Универсиаде Владимир Леонов. По слухам, Леонов вот-вот уйдет на повышение в правительство, однако, выбранного клубом вектора это не отменяет – своим профессионалами теперь дорога в «Рубина» открыта. Всего за месяц клуб полностью сменил облик, представ в виде какой-то новой конструкции из местных или близких ментально людей. Правильно утверждать, что все эти решения в чем-то рискованны, но логики в них не меньше. 

«Рубин» Бердыева – главный вакуум чемпионата России последнего десятилетия. И статус самой закрытой команды не смущал разве что редких ценителей такого национального колорита, фриковости и отличности «Рубина» от реалити-шоу в других командах премьер-лиги. Но чаще это клеймо скорее било по имиджу пустыми лентами новостей и креслами на трибунах. Бердыев давал большие интервью накануне заседания попечительского совета чаще, чем по просьбам журналистов. А самым общительным футболистом клуба недолго был Владислав Кулик, утверждавший в одном из своих ранних интервью, что футболисты ОБЯЗАНЫ общаться с прессой, мол в «Кубани» это норма. Следуя этому принципу первое время и в «Рубине», полузащитник никогда не проходил мимо микст-зоны. В Нижнем Новгороде после поражения от «Волги» и серии неудачных матчей вся команда представителей прессы дружно проигнорировала, а последняя надежда журналистов – Влад Кулик, на просьбу о послематчевом комментарии вдруг ответил отказом: «Извините, но нет. Я уже акклиматизировался». За какие-то пару месяцев от кубанской открытости не осталось и следа.

Подобная молчаливость и отрешённость вряд ли вдохновляет болельщиков сильнее переживать за команду, особенно если чаще приходится мерзнуть на заснеженном стадионе ради баранок на табло. Народной командой в Казани все это время был и пока остается хоккейный «Ак Барс» – даже футбольные болельщики из Казани не поспорят с этим. «Барсы» – это шоу-презентация новичков перед началом сезона, открытая тренировка и не одна, автограф-сессии между периодами, допуск в раздевалку после матча и общение хоккеистов с журналистами. После каждого матча, даже проигрышного, россыпь оценок и комментариев от «барсов» получить несложно. В «Рубине» до последнего времени о такой модели поведения команды и тренера не говорило ничего.

Если вы скажите, что за прошедший год читали больше интервью с новым главным тренером и футболистами «Рубина», чем за последние месяцы, вам точно никто не поверит. Даже Роман Еременко вдруг начал давать по несколько интервью в неделю, хотя ранее молчал почти весь год (в клубе так и объясняли – Бердыев запретил). Вдруг «Рубин TV» делает первую трансляцию контрольного матча в истории клуба, а главным впечатлением многих журналистов и просто свидетелей становления новой команды на сборах и во время матчей – открытость, доступ и чуть ли не гостеприимство. Билялетдинов, как перочинный нож, открыл эту консервную банку, томившуюся последний десяток лет. Да, он, по-видимому, мало что решает на уровне трансферов и контрактов (хотя Бурлак и Муллин явно его приглашения), но и это право нужно заслужить. К примеру, сомнительно, что Хавьер Мартино в «Барселоне» имеет тот же вес, что имел Гвардиола, а Мойесу в «МЮ» теперь доверяют точно также, как доверяли Фергюсону. 

И чтобы найти такого тренера, достаточно было просто включить телевизор. Билялетдинов был частым гостем на передачах «90 минут» (и был в ходе эфиров одной из самых заметных фигур) и, вероятно, будет появляться там и дальше - это важно в плане привлечения болельщиков настолько, насколько важно людям слышать и слушать президента страны, а не находить лишь новости о подписании того или иного указа. Ты слышишь из первых уст о том, чего добивается тренер и чего он хочет от команды – это может вызвать несогласие, но как минимум сближает тебя с командой больше, чем безмолвное молчание и гадание на гуще от журналистов, экспертов и болельщиков. Возможно, потому долгое время маячил интерес «Рубина» к фигуре Черчесова, который частенько в эфирах передачи объяснял футбольным экспертам, почему они не эксперты вовсе. Это, казалось бы, мелочи и для кого-то вряд ли заметные, но когда в течение последних лет тренер твоей команды почти не разговаривает даже с клубным ТВ, воспринимается совсем иначе. Можно сколь угодно брать титулы и посещать элитные форумы, но не всякий зритель будет болеть за команду, которая для него чужая, пусть и в золоте. И сегодня «Рубин» нуждается в трофеях куда меньше, нежели в преданных болельщиках на трибунах. Лишь титулами привлечь их невозможно – «Рубин» за последние 5 лет выиграл все в России и навел шороху в Европе, но это не помогло ему избавиться от удручающей картины, когда в последнем домашнем матче Рязанцева провожало чуть больше тысячи болельщиков на трибунах. Сам Александр в прощальной речи словно озвучил причину своего ухода: «Те, кто сегодня пришел – это и есть наши настоящие болельщики». Не густо.

А постоянная многочисленная фан-база всегда была там, где есть традиции и где их чтят. Трудно сказать, какие традиции привились клубу за последнюю декаду: довольно закрытый футбол, так и режим, не всегда разумная селекция и, как бы примитивно не звучало, полное отсутствие своих взращенных игроков и кадров. На трибунах Центрального нередко на это пеняли. При всем уважении к селекционной жилке Бердыева, но своих местных ребят он так и не воспитал, так и многие были проигнорированы. Был результат, порой выдающийся, но за результатом ничего не стоит, кроме сиюминутной радости – зрители, которые радовались золотым медалям и приезду «Барсы», не приходят на «Томь» рвать глотки на судью Харламова, а значит работа изначально велась не совсем верно. Так и преемственность невозможно выработать, когда команду ежегодно заполняют легионеры, пусть порой сильные и высочайшего класса, но никто из них не сможет воспринимать «Рубина» как-то иначе, чем как клуб-трамплин и нет гарантий, что в смутные времена он не помчится в сторону северной столицы.

«Рубин» нуждался в кардинальных изменениях. Например, потому что не мог рассчитывать на то, что ему хоть раз удастся собрать полный домашний стадион не потому, что приехала «Барселона», а только из-за того, что свой очередной матч играет казанский «Рубин». Клуб, где нападающий говорит по-татарски и даже из одного села с главным тренером – ценителем татарской эстрады, кстати, и новый гендиректор - тоже местный и провел лучшее спортивные событие в истории республики. Конечно, нужен определенный баланс и среди своих подстраховывать будут Владимир Маминов, если нет лицензии, а прожженный форвард вроде Марко Девича задаст планку, к которой молодняк вроде Камиля Муллина должен будет стремиться. Так и Евгений Бондаренко после работы с Исинбаевой наверняка найдет, чем поделиться с новыми коллегами по штабу. И так почти по всем позициям.  

Казанский клуб сегодня стоит на руинах, но уже взялся за строительство фундамента. И на руинах он стоит лишь потому, что ранее фундамента никто не закладывал (даже сам Бердыев отмечал, что он начинал строительство с «красивой крыши на соломенных сваях»). Проект нового «Рубина» непредсказуем и как все выбивающееся из общего ряда в нашем футболе, заслуживает своей порции критики и неутешительных прогнозов. Но совсем недавно «Рубин», ранее для многих непривычный и далекий, точно также был окутан шквалом критики, каждый второй эксперт клал голову на отсечение, пророча провал, и только ленивый не брюзжал про то, какую же порку «Рубину» уготовит «Барселона» в дебютной Лиге Чемпионов. Да, Ринат Саярович, почти не имеет опыта работы в большом футболе и свежий результат противостояния с «Бетисом» ему никогда не занесут в актив (как и матчи Бердыева с «Пармой» и «Рапидом»). Но ничего не бывает сразу и глупо было бы ожидать от нового «Рубина» феерии и выстроенной игры здесь и сейчас. Даже Бердыеву для подвига на Камп Ноу понадобилось почти 8 лет. Чтобы свершить, подвиг нужно сначала посеять и вырастить. 

Текст написан специально для мартовского номера журнала Football Tribune:

downloadft