5 мин.

Улыбки фортуны. Илья Казаков - о том, с каким настроем Станислав Черчесов возглавил «Амкар»

Вот интересно: если когда-нибудь наш чемпионат превратится в Объединенную Газпром-лигу, а та, в свою очередь, трансформируется в закрытое сообщество сродни американской MLS, дойдет ли в ней до тренерской карусели почище сегодняшней? 

Утопия, конечно. Но было бы красиво: шестнадцать команд и столько же тренеров, которые в замкнутом цикле, точно в том самом чаепитии, пересаживаются каждый год в новое кресло. Спаллетти показывает трогательную эсэмэску от Смородской, тренерская чехарда в «Кубани» не вызывает ни одного вопроса, Хиддинк влюбляет в себя население очередного региона... Конечно, неработающие тренеры поднимут крик, но ведь он слышен и сегодня - разве кто-то обращает на это внимание?

 

Воскресный столичный вечер. Уютная веранда рядом с Садовым. Молчаливый, как любой настоящий прибалт, Стауче и искрящийся весельем Черчесов. Новый тренерский штаб «Амкара». Если не быть знакомым с ними лично, можно навоображать всякого. «Два года строгого режима», - как кто-то сказал о появлении Черчесова в Перми. Не для него, конечно, для игроков. - Там рыбалка, я слышал, отличная, - делится мыслями новый главный. - У кого бы спросить?

- У Оборина, - невинно предлагаю я и, не встретив ожидаемой реакции, предлагаю другую кандидатуру. Шилова, президента клуба. Второго человека с такой фамилией после персонажа гениального Юрия Богатырева.

 - Вы сразу о таком сроке контракта говорили?

Черчесов поднимает два пальца на правой руке - и не понять: это цифра «2» или английская V, знак победы. Еще неделю назад все разговоры с ним были пронизаны единственной темой - расставания с «Тереком». Но это уже в прошлом. Будь у Станислава вторая голова, как у российского орла, она тоже смотрела бы вперед.

 - Мы когда договорились о главном, я ему на любой следующий вопрос говорил только: «Пиши! Что хочешь пиши: срок контракта, условия расторжения. Если мы друг другу руки пожали, все остальное...»

 Он делает символический жест. Отлично, думаю я, и напоминаю о прощальной фразе Кадырова.  - Тема рукопожатий, смотрю, и на новом месте не отпускает. Черчесов оживляется:

 - Гинтарас, - он стучит по колену помощника, тот оживляется, словно нажали невидимый тумблер. - Ты помнишь, как мы начинали? Построили команду, все потухшие после такой серии, когда по пять мячей залетало. Четыре с половиной тысячи на «Терек» ходило. А чем закончили? Двадцать с лишним!

***

Это идеальный тренер для «Амкара», думаю я. Что вовсе не значит, что «Амкар» - идеальная команда для Черчесова. Поразительно, что Смородская не захотела его позвать в «Локомотив», хотя Станислав был среди кандидатов. Ему бы бодрящее лекарство рекламировать или энергетики. Антикризисный тренер.

 - Готов поспорить, однажды это произойдет - возвращение в «Локомотив» или в «Спартак».

- Хорошо. А то я уже в «Реал» собрался.

- Осторожнее с желаниями, - говорю я и рассказываю трагедию, которую он не слышал. Как однажды на сборе в Израиле во время экскурсии по Иерусалиму один игрок положил в Стену Плача записочку с просьбой играть в «Интере» или «Арсенале». Все сбылось.Только это были киевский «Арсенал» и бакинский «Интер».

Клубы, где однажды может оказаться и Черчесов, - тренерская доля, кто же ее угадает? Но пока он в Австрии с «Амкаром». Снова на работе - без обид, депрессивных мыслей, вопросов, как и чем себя занять. Самое счастливое состояние для каждого тренера. Когда все только начинается, а на душе, как и на дворе, лето.

В Австрии, только не под Веной, а неподалеку от Тироля, «Терек». Уже не черчесовский, пока еще не красножанский. Они встречались в Москве после этой рокировки - по инициативе нового тренера. Не знаю, насколько им обоим было поначалу комфортно, но сейчас, после расставания Перми с Хузиным, все ощущения из области невысказанных душевных колебаний должны окончательно улетучиться.  В Грозном сразу после окончательной договоренности с клубом Красножан все равно был задумчив. Отель «Грозный-Сити» бурлил накануне кубкового финала: делегация «Анжи», судьи, журналисты - поговорить на верхнем этаже было непросто. Все подходили, спрашивали, что-то желали.

На рабочем столе в номере Красножана - листы бумаги. Расстановка стартового состава в прошлом сезоне, эскиз команды на новый чемпионат. Список проблемных позиций, нуждающихся в укреплении или замене. Вопросы по комплектации тренерского штаба. Обычный стол, разве что размеры иногда отличаются.

 - Думаешь, я не понимаю, что рискую? Три быстрых расставания с клубами. Если в этот ряд добавится четвертый...

 - Ну ведь вы не собираетесь быстро уходить?

- Я и там не собирался, - сказал он и улыбнулся.

Июнь. Тренеры улыбаются. До старта чемпионата на это еще есть время. Точнее, улыбаются только что назначенные тренеры. Эмоции новые, как и проблемы. А то что без отпуска - это не беда. Главное, что не без работы.

Илья Казаков

Фото: Сергей Дроняев

Зачем нужен «Зениту» Анатолий Тимощук? Какова была вероятность перехода Сергея Рыжикова в «Спартак»? Что думают главные футбольные оппозиционеры? Кто должен был попадать в список 33-х лучших, но не вошел в него? Для кого «Реал» готовит своих воспитанников? С каким настроением Станислав Черчесов принял «Терек»? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Подписка на еженедельник открыта: