13 мин.

Секрет живучести

Второй год подряд «Атлетик», являющийся, вне всякого сомнения, наиболее самобытным и в то же время консервативным клубом Испании, завоевывает право выступить в Лиге Европы. Для «львов» из Бильбао, последний раз входивших в призовую тройку в сезоне-1997/98, а четыре года назад едва не вылетевших в Сегунду – кстати, впервые в своей истории, – такой результат можно считать не только локальным успехом, но и признаком улучшения ситуации в целом. Тем более что у «Атлетика» есть скрытые резервы и потенциал для дальнейшего роста.

КОСНУВШИСЬ ДНА

Как известно, долгое время за «Атлетик» имели право выступать только баски, которые родились и выросли на территории провинций Бискайя, Гипускоа, Алава, Наварра и французской части Эускади (Страны Басков). Такой негласный, но непререкаемый закон установил седьмой президент клуба из Бильбао Алехандро де ла Сота, находившийся у власти в период с 1911 по 1917 год. Изначально «Атлетик» был самым «иностранным» клубом Испании, цвета которого защищали в основном англичане, занятые в местной металлургической промышленности, или легионеры, у себя на родине игравшие за не самые сильные команды. Пойти на резкую смену курса после столь же резкой смены цветов формы (с бело-синих на красно-белые) заставили обвинения в нечестной борьбе со стороны представителей клуба «Реал Сосьедад», заявивших, что «львы» добиваются успеха исключительно за счет «засилья иностранцев».

С тех пор, кто бы ни стоял у власти в «Атлетике» и в какой бы тяжелой ситуации он ни находился, этот закон соблюдался неукоснительно. Единственное послабление было сделано в 80-е годы ХХ века, когда в команду стали допускать этнических басков со всей Испании. Пока земля Эускади была богата на таланты, а на иностранных футболистов существовал лимит, «Атлетик» на равных соперничал с грандами, восемь раз выиграв национальное первенство и 23 раза – Кубок Испании. Однако любые ресурсы замкнутой системы имеют свойство истощаться без пополнения извне, и неудивительно, что выглядевшие красно-белой вороной баски начали безнадежно отставать от «Реала» и «Барселоны», которые скупали лучших футболистов по всему миру. Политика «изоляционизма» самым непосредственным образом сказалась на результатах, и в период с 1986 по 2009 год «Атлетику» лишь по разу удалось финишировать в первой тройке и дойти до финала Кубка Испании.

В новом столетии в «Атлетике» сменились шесть президентов и семь тренеров (причем среди них были такие известные специалисты, как Юпп Хайнкесс, Эрнесто Вальверде, Хосе Луис Мендилибар, Хавьер Клементе), но никому из них не удалось вернуть команду на прежний уровень. В большинстве случаев она балансировала на грани пропасти и добывала жизненно необходимые очки не столько за счет мастерства, сколько благодаря своему несгибаемому характеру.

Низшей точки падения в своей истории «львы» достигли в сезоне-2006/07, закончив чемпионат на 17-м месте и обеспечив себе сохранение прописки в Примере лишь в заключительном туре. Тогда «красно-белые» обыграли дома уже решивший все свои проблемы «Леванте» (2:0), и та победа многим в Испании показалась очень и очень подозрительной – больно уж доброжелательно гости распахивали свои ворота перед соперником, а один мяч забили себе сами.

Пострадавшая от предполагаемого сговора «Сельта» инициировала расследование, которое потом взяла под свой контроль полиция, а пресса обнародовала запись разговора между тогдашним капитаном «Леванте» Иньяки Дескаргой и президентом клуба Хулио Ромеро, обсуждавшими перипетии «договорняка». Однако дело было спущено на тормозах, что не в последнюю очередь связывают с близостью президента Испанской федерации футбола Анхеля Марии Вильяра к клубу из своего родного города, за который он играл на протяжении 11 сезонов…

Как бы то ни было, такой провал послужил для «Атлетика» хорошей встряской, из чего в Бильбао сделали единственно правильный вывод: так дальше жить нельзя. Летом 2007 года новым президентом клуба стал Фернандо Гарсия Макуа, сменивший на этом посту Ану Уркихо, а место главного тренера занял Хоакин Капаррос. Первые два года своего правления Макуа, показавший себя большим реформатором (чего стоит одно только размещение в 2008 году коммерческой рекламы на футболках, ранее считавшееся совершенно недопустимым), занимался в основном глобальными проблемами, после чего обратил свой взгляд на «кантеру».

Появление первого лица «Атлетика» на клубной базе, расположенной в 15 км от Бильбао в местечке Лесама, не принесло ничего хорошего руководству футбольной школы, которое почти в полном составе ушло в отставку. А «кантера» получила не только дополнительное финансирование, но и более квалифицированных специалистов, плоды работы которых не заставили себя долго ждать.

ВСЁ, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ

Впрочем, «Атлетик» и раньше уделял много внимания подрастающей смене, держа в постоянном поле зрения около трех тысяч молодых футболистов. Давно поняв, что за счет одной лишь Бискайи раздевалки Лесамы не заполнить, «красно-белые» стали вести активную «оперативно-розыскную» работу в соседних регионах, и ее результаты видны невооруженным глазом. Так, в заявке главной команды на сезон-2010/11 значатся девять футболистов родом из Наварры (в прошлом сезоне таковых насчитывалось десять) – больше, чем в самой «Осасуне», представляющей данную автономную область. Из них только двое – Пабло Орбаис и Хави Мартинес – являются «пришельцами из Памплоны», а всех остальных «львы» перехватили в достаточно раннем возрасте. Даже гордость сегодняшней команды – Фернандо Льоренте появился на свет в Памплоне (его мать захотела рожать в больнице, где работал один из ближайших родственников), а в Бильбао объявился, когда ему было 12 лет. Примерно в таком же возрасте в Лесаме поселилась и главная надежда басков – Икер Муньяин (ударение на «я». – А.С.), которого они высмотрели в памплонском клубе «Чантреа». За те без малого два года, что Муньяин отыграл за основу, он успел купить дом в Бильбао и перевезти туда родителей. И при этом он не испытывает никакой ностальгии по своей «малой родине». С «Чантреа», как и с рядом других клубов из Эускади, у «Атлетика» заключен официальный договор о сотрудничестве.

Однако отсутствие соглашения не является преградой на пути «львов», если они положили глаз на какое-нибудь юное дарование. В ход идет стандартный набор проверенных средств: обещание «светлого будущего» потенциальному новобранцу, материальное стимулирование его родителей, воздействие через ближайшее окружение. При этом ни о каком психологическом давлении или шантаже, разумеется, не может быть и речи.

Один из наиболее харизматичных футболистов «красно-белых», полузащитник Карлос Гурпеги – кстати, тоже родом из Памплоны, – полностью оправдывает такую политику клубного руководства. По мнению Гурпеги, в 2003 году попавшегося на употреблении допинга (нандролона) и отбывшего двухлетнюю дисквалификацию, клуб из Бильбао всего лишь берет то, что плохо лежит: «Атлетик» собирает в Наварре игроков для «кантеры», потому что «Осасуна» их не контролирует. И, разумеется, он этим пользуется». В памплонском клубе слова Гурпеги восприняли как личное оскорбление, хотя доля истины в них, безусловно, есть. Не обладая такими финансовыми возможностями, как «Атлетик», и не имея столь мощной поддержки со стороны местных властей, «Осасуне» в итоге приходится подбирать крошки со своего же собственного стола.

«Атлетик» тем временем открывает новые футбольные школы прямо под носом у одного из своих соседей. С другим географическим соседом отношения окончательно и бесповоротно испортились еще в 1990-х, когда «Реал Сосьедад» на «Атлетик» сначала променял нападающий Лорен, а затем его примеру последовали  другие «синие береты»: Давид Бильябона, Хосеба Эчеберрия и Биттор Алькиса (между прочим, сын бывшего президента «Реал Сосьедад» Иньяки Алькисы). Наконец, в 2005 году дело дошло до суда, из-за того что «Атлетик» объявил о переходе защитника Ибана Субиаурре, у которого на тот момент действовал контракт с клубом из Сан-Себастьяна.

Кроме девяти выходцев из Наварры в составе «Атлетика» есть семеро коренных жителей Бискайи плюс считающийся таковым Фернандо Аморебьета (по воле случая он родился в Венесуэле и получил гражданство этой страны), а также по четыре уроженца Гипускоа и Алавы и один представитель Риохи, не входящей в Эускади. В матче против «Сарагосы», состоявшемся 2 марта, имело место поистине историческое событие: впервые за 113 лет существования «Атлетика» в стартовом составе не оказалось ни одного бискайца. С другой стороны, последний случай, когда все 11 «титуларов» были родом из Бискайи, датирован 18 декабря 1968 года. Одним из них оказался бывший наставник сборной Испании Хавьер Клементе, которому сегодняшнее положение дел приходится совсем не по вкусу: «Существующая реальность не несет в себе ничего хорошего, и я надеюсь, что в будущем все изменится. Пока же это говорит о том, что на протяжении долгих лет что-то делается не так, как надо. А вот где были допущены ошибки или кто их допустил, я не знаю».

Так или иначе, получается, что для значительной части болельщиков нынешний «Атлетик», несмотря на строгое следование почти вековым традициям, вроде бы и совсем не «чистокровный».

РУКА ИРУРЕТЫ

Начиная с лета 2009 года спортивным директором, а заодно и координатором «кантеры» «Атлетика» является известный и весьма успешный в прошлом специалист Хавьер Ирурета. За свою тренерскую карьеру Ирурета успел поработать с добрым десятком клубов, включая «Атлетик», однако его имя ассоциируется прежде всего с «Депортиво».

Возглавляя «Депор» в период с 1998 по 2005 год, он сделал его чемпионом, обладателем Кубка и Суперкубка Испании и дошел с ним до полуфинала Лиги чемпионов. Тем не менее, на седьмом десятке лет «зов крови» (по крови Хавьер Ируретагойена Амиано, родом из Ируна, конечно же, баск) привел его в Бильбао, где он отыграл пять сезонов и завершил свои выступления летом 1980 года. При Хаво, чьим ближайшим помощником является бывший защитник «Атлетика» 1990-х, 45-летний Эдуардо Эстибарис, ранее работавший тренером по физподготовке, дела «кантеры» пошли резко вверх. «Молодежка» (Juvenil-A) стала победителем 2-й группы первого дивизиона (División de Honor) и второй год подряд вышла в полуфинал Кубка Испании, что также удалось только сверстникам из мадридского «Реала». Третья команда «Атлетика», «Баскония», финишировала на 7-м месте из двадцати в 4-й группе Терсеры, а дубль – «Бильбао Атлетик» («Атлетик»-В) также среди двадцати команд занял 12-е место во 2-й группе Сегунды-В. Если принять во внимание, что против неокрепших юнцов выходили прожженные мужики из «Овьедо», «Алавеса», «Логроньеса» и других профессиональных клубов, такой результат покажется весьма и весьма достойным.

Кроме того, шесть футболистов дубля по ходу сезона дебютировали в составе главной команды «Атлетика» (Хон Ауртенече, Энеко Боведа, Борха Экиса, Чави Эчебаррия, Игор Мартинес и Урко Вера) и еще шестеро входят в состав молодежных сборных Испании (Айтор Фернандес, Хон Ауртенече, Жонас Рамальо, Энрик Саборит, Эрик Моран, Диего Ройо). По оценке Ируреты, который не только занимается трансферными делами и долгосрочным планированием, но и лично присутствует на тренировках команд «кантеры» (а порой даже принимает в них участие), если случится какое-нибудь «стихийное бедствие», то как минимум три 17-летних юнца смогут достойно заменить игроков основного состава «Атлетика». Прецедент уже есть – упоминавшийся выше 18-летний Икер Муньяин сыграл свой первый матч в Примере в возрасте 16 лет 7 месяцев и 11 дней, что является новым национальным рекордом.

БИСКАЙСКИЙ МЕССИЯ

Муньяину принадлежит и другой всеиспанский рекорд – первый мяч в Примере он забил, когда ему было 16 лет и 289 дней. С тех пор за «Атлетик» он провел в общей сложности 68 матчей и отличился еще 10 раз, хотя голы не являются для него самоцелью. В прямые обязанности Муньяина, действующего на левом фланге полузащиты, входит оттягивание на себя соперников, с тем чтобы нападающие – Фернандо Льоренте и Гаиска Токеро получали больше свободного пространства для маневров. С учетом скорости и дриблинга, которыми обладает юный баск, эти задачи не составляют особого труда. Кроме того, 27-й номер «Атлетика» очень быстро превратился в настоящего специалиста по острым передачам, прострелам и навесам в штрафную площадь, после которых у ворот соперника довольно часто возникает опасная ситуация. И хотя за весь чемпионат Испании лишь один его пас стал голевым, это нисколько не принижает мастерства Муньяина. Партнеры по команде прозвали Икера Муньяина Бартом Симпсоном из-за скромных габаритов (169 см, 63 кг) и внешнего сходства с одноименным персонажем известного мультсериала. И это лишь одно из многочисленных прозвищ, которыми молодого «льва» наградили в Испании.

Самое простое из них – Young Boy не имеет никакого отношения к возрасту, а ведет свое начало от швейцарского клуба «Янг Бойз», с которым «Атлетик» встречался в 3-м квалификационном раунде Лиги Европы-2009/10. У себя дома баски потерпели поражение с минимальным счетом, а в ответном матче победили – 2:1, причем второй гол забил именно Муньяин. За способность забивать решающие мячи атакующий полузащитник «Атлетика» удостоился от газеты AS сравнения с царем Мидасом, обращавшим в золото все, к чему он прикасался. Икер так и не стал «Золотым мальчиком» – приз лучшему футболисту мира моложе 21 года (своего рода молодежный «Золотой мяч»), на который он номинировался в 2009 году, достался бразильцу Алешандре Пато.

Ну а сравнения с двукратным обладателем аутентичного «Золотого мяча» стали появляться в испанской прессе все чаще и чаще, хотя в отличие от Лео Месси он играет не столь элегантно и более склонен к обману судей. По всей видимости, уроки Хоакина Капарроса, обучавшего своих подопечных не таким уж и безобидным «футбольным хитростям», не прошли даром… Болельщики же «красно-белых» хотят видеть в Муньяине не второго Месси, а достойного преемника Хулена Герреро, который и по сей день является олицетворением «Атлетика» и его кредо. С тех пор как в 2006 году живой символ завершил карьеру со слезами на глазах, головы поклонников «Атлетика» не покидали навязчивые мысли о том, что вот-вот из клубных недр обязательно должен выйти «новый Герреро». Все это время пришествия «бискайского мессии» ждали с не меньшим вожделением, чем в Аргентине – появления преемника Диего Марадоны, однако ни один из потенциальных кандидатов, включая лучшего на данный момент футболиста команды – Фернандо Льоренте, на данную роль не подошел.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ

Забота о собственной «кантере», переманивание чужих талантов до момента подписания ими первого профессионального контракта с другим клубом, расширение сети футбольных школ в других регионах Эускади – все эти слагаемые в сумме дают очень неплохие результаты. Однако рано или поздно данного «джентльменского набора» перестанет хватать для их достижения.

Представители «прогрессивного крыла» в клубном руководстве давно уже пытались изыскать способ расширения дверного проема без риска обрушить все здание, но сторонники самобытного пути развития благополучно хоронили все их инициативы. Так, в первой половине 2000-х «Атлетик» собирался привлекать в команду футболистов с баскскими корнями, волею судеб оказавшихся на чужбине. Если бы эта идея получила достаточную поддержку, возможно, Гонсало Игуаин забивал бы сейчас не за «Реал», а за «Атлетик». В итоге все ограничилось тем, что зеленый свет дали только баскам с испанскими паспортами, подобно «венесуэльцу» Фернандо Аморебьете или «мексиканцу» Хавьеру Итурриаге. И все-таки вскоре «львы» решились поистине на революционный шаг: басками стали считать всех «кантеранос». Для поборников «чистоты крови» было заготовлено следующее объяснение: раз эти игроки постоянно проживают в Эускади, воспитываются в системе «Атлетика», разделяют его философию и уже имеют испанские паспорта, их можно считать своими.

Таким образом, были «легализованы» каталонец Энрик Саборит и арагонец Диего Ройо, потом дело дошло до представителей ближнего зарубежья – португальца Витора Монтейру, итальянца Иманоля Скьявеллы и француза Аймерика Лапорта. В 2005 году в Лесаму приняли довольно смуглого колумбийца Джона Алехандро Эскобара, который ныне выступает за Juvenil-B. И, наконец, в «кантере» объявился целый ряд самых настоящих негритят, к баскам и Эускади не имеющих ни малейшего отношения: камерунец Ральф Н’Донго Эвина, нигериец Эндуранс Айгбемвона Окунва и малиец Бинке Диабате.

Кстати, в середине 50-х годов прошлого века главный тренер «Атлетика» Фердинанд Даучик попытался «пролоббировать» приглашение темнокожего полузащитника Мигеля Джонса Кастильо (впоследствии его приютил у себя «Атлетико»), но клубное руководство с негодованием отвергло саму возможность подобного усиления состава. Дело идет к тому, что первым темнокожим футболистом, который выйдет на поле стадиона «Сан-Мамес» в матче чемпионата или Кубка Испании, должен стать появившийся на свет 18 лет тому назад в городе Баракальдо Жонас Рамальо Шимено, в чьих жилах течет не только баскская, но и ангольская кровь. Учитывая прогресс, которого Рамальо добился по ходу этого сезона (из Juvenil-A он перешел в «Басконию», а оттуда – в «Атлетик»-В), ждать осталось совсем недолго.

И если включение в главную команду «полукровки», между прочим, являющегося капитаном сборной Испании в возрастной категории до 19 лет, в принципе не противоречит вековой традиции, то после дебюта в «Атлетике» африканцев над высокопарными рассуждениями о «клубной философии» можно будет только посмеяться.

Андрей СКВОРЦОВ

Еженедельник «Футбол» №20 (2011)