6 мин.

Иллюзия виртуального футбола. Или почему виртуальный футбол никогда не заменит реальность

Индустрия компьютерных игр растёт, всё больше реальный мир заменяет виртуальный. Некоторые компьютерные игры уже даже признаны одним из видов спорта. И компьютерный футбол также пользуется огромной популярностью среди геймеров. Те, кто любит поиграть на досуге в «Fifa» или другой симулятор футбола, нередко приравнивают занятие живым футболом и виртуальным к общему знаменателю – «любовь к футболу». Однако, это всё же два совершенно разных направления в жизни, два совершенно разных мировоззрения. Об этом и будет статья ниже.

Почему люди вообще любят виртуальные игры? Потому что виртуальный мир “даёт” возможности, которые сложно или даже невозможно получить в реальном мире. Так и с футболом.

Мы смотрим по ТВ, интернету, видим на плакатах, слышим от друзей и знакомых о современных героях – футболистах. Герой, который под рёв трибун в самый напряжённый момент на последних секундах важнейшего матча, проявляет изумительную изворотливость, уходя сразу от нескольких соперников благодаря своему мастерству и точным ударом посылает мяч в дальнюю девятку ворот. Такие картины подсознательно закладывают в нас желание стать такими же героями. Но в реальной жизни для этого нужен талант, много усилий и удача (это как минимум). В общем, далеко не каждому суждено слушать рукоплескание трибун в свою адрес. И тут нам на помощь приходит «EA SPORTS - It's in the game».

 

 

Так мы легко можем получить ощущения, которых не испытать в жизни. Получается, что компьютерная игра – это просто суррогат реального вкуса, в котором мы нуждаемся. Это не настоящий футбол, а значит мы хотим утолить голод с помощью иллюзии. И отсюда задача, которая встаёт перед компьютерными разработчиками – нужно создать искусственный мир, в котором мы легко почувствуем себя главными героями, но при этом мир должен быть максимально правдоподобным, иначе в него будет невозможно поверить. И эта та, сложнейшая цель, к которой должен стремиться любой разработчик компьютерных игр, желающий стать успешным – повторить законы этого мира. И какие-то законы у программистов получилось повторить, какие-то получилось частично, а некоторые не получится повторить никогда. И по иронии именно последняя категория законов является фундаментальной в нашей жизни. Об этом сейчас поговорим подробнее.

Что же это за категория законов, которую никогда не получится повторить? Существующие законы можно разделить на ещё 3 категории: грубые, тонкие и метафизические. Метафизические законы самые важные законы в нашей жизни и их заменить не получится никогда. Это то, что касается нашей с вами глубинной духовной потребности – любить и быть любимыми. Любовь требует понимать субъект любви, способность сопереживать. Таким образом, человек учится видеть единство с субъектом своей любви, общее. В этом главная разница человека, настроенного эгоистично от того, кто действительно любит. Эгоист видит в первую очередь различия, потому что он сосредоточен на требованиях и ожиданиях, им движет претензия. Любовь же начинается с понимания общего между нами, кем бы мы ни были – принятие. При этом любовь не отменяет различия, даже наоборот, она придаёт различиям ценность, а не вражду или эксплуатацию. Как рука и нога, которые действуют в единых интересах тела. Но когда мы убираем другого живого человека из зоны нашего восприятия и перестаём интересоваться его состоянием, то наша способность сопереживать становится невозможной. Это то, на что провоцирует нас любая компьютерная игра. Очень часто через технику мы отрезаем кабель от жизни. Несмотря на то что в принципе это невозможно. Невозможно отрезать жизнь, т.к. всё основано на жизни. Материя сама по себе не действует. То есть мы отрезаем неотрязаемое. Прячем за занавес актёра и видим лишь декорации и кукол. И суть от этого не меняется – мы всё ещё контактируем с другим живым человеком, но перестаём воспринимать его как живого. Пример, даже если мы играем офлайн с искусственным интеллектом, мы всё равно играем с живым человеком – с программистом, который написал программу, следуя которой будут действовать виртуальные футболисты. От вычитания жизни происходит злость, претензия, злорадство… Потому что компьютер не надо уважать, компьютер — это просто функция – к нему можем относиться как хотим. Но с реальным человеком, когда мы видим его переживания, мы понимаем, что он такой же, как и мы – также огорчается поражению, радуется победе. Тогда у нас появляется эмпатия, а злорадства, гнева и претензии становится меньше. При живом контакте легче проявлять человеческие качества, например, уважение. То, что кто-то неуважительно себя ведёт и в реальной жизни – это другой вопрос. Мудаком можно быть в любых обстоятельствах. Сейчас же мы разбираем, как не быть таковым. А для этого, ещё раз, нужно интересоваться другим человеком. Если не прямо, то хотя бы косвенно. И по моему наблюдению и личному опыту компьютерного задротства, геймеры этого не делают.

Я регулярно играю в реальный футбол (кроме холодной зимы) и когда я был моложе, я также часто играл в «Pro Evolution Soccer». И я заметил, что эти два занятия дают два совершенно разных эффекта. После футбола я почти всегда чувствую радость на сердце, даже если моя команда проиграет. Ощущение глубокой внутренней удовлетворённости. Если я шёл на футбол с обидой на кого-либо, то возвращаясь после футбола, я уже относился проще к этой ситуации. Если были какие-то переживания, страхи до футбола, то после футбола становилось спокойнее. При правильном контакте футбол способен лечить душу. Ни разу ничего даже близко похожего я не испытывал после виртуального футбола. Напротив, только внутреннюю пустоту и попорченные в очередной раз нервы. Получается, компьютерный симулятор оставляет от футбола лишь наши поверхностные потребности – желание выиграть, быть особенным, в лучшем случае желание наслаждаться процессом. Но потребности души он вычёркивает.

Чтобы это понять хорошо, нужно глубоко разобраться в причинах всех наших страданий – в эгоизме. Эгоизм всегда тесно связан с таким понятием, как имперсонализм. Имперсонализм – это непонимание личности. Это когда мы ко всему относимся, как к автомату с газировкой – вставил 5 рублей, а он мне воду. Иначе говоря, мы всё хотим использовать в своих интересах – властвовать и наслаждаться. Поэтому, во-первых, нужно понять, что с живым так не взаимодействуют. Иначе это всегда заканчивается неудачно. Во-вторых, понять, что за любыми процессами стоит жизнь. Даже если это просто автомат, его ведь кто-то придумал, сделал, поставил и т.д..

Виртуальный мир – это мир ума – фантазия, которой не существует в реальности. То есть ум просто радуется пикселям, кодам, хорошо замаскированным под наши победы и свершения. Радуется названиям, тому, чего нет в реальности – а это и есть функция ложного эго. Радоваться и гордиться тем, чего нет. Поэтому наше развитие всегда связано с умением видеть мир таким, какой он есть, без иллюзий. А также в умении с чистой мотивацией взаимодействовать с реальностью – действовать на благо других живых существ, а не личной выгоды.

Вдобавок к этому виртуальный мир далеко не точно передаёт даже грубые законы, поэтому быть лучшим в «Fifa» вовсе не означает быть лучшим в реальной жизни. И, следовательно, вы получаете искажённое представление о реальности.

Да, в компьютерных играх тоже есть свои плюсы. Мир не чёрно-белый. Есть игры, которые развивают логику, скорость мышления, ловкость, умение сотрудничать (техническое) и т.д. Решение за вами. Я просто за то, чтобы вы также понимали цену, которую платите. Увлечённость компьютерными играми может плохо сказываться на качествах нашего характера, а соответственно на способности общаться с людьми, а соответственно на социальном успехе. Это следствие того, что реальность заменяется иллюзией. Чем больше мы проводим время в общении с роботами, тем больше мы сами становимся похожими на роботов, утрачивая человеческие качества.