15 мин.

Георгий Черданцев: «FM – игра для тех, кто любит футбол»

Известный российский телекомментатор рассказал блогу Football Manager 2012 о истории своей страсти к игре, о том как изучал молодых талантов по FM, а потом переживал за них во время трансляций, о том как превзошел Алекса Фергюсона и о великом Максиме Цыгалко

- Кто-то из коллег разделяет ваш интерес? Пытались кого-нибудь заинтересовать игрой?

– Ну из известных коллег-комментаторов, кажется, никого. Вот Андронов Лёша, по-моему, играл в свое время, но давно это было. Сейчас, насколько я знаю, он больше не играет. А из других – больше никто.

- Как давно вы являетесь фанатом этой серии? 

– В первом менеджере, который у меня был, еще не было даже этих бегающих «бегунков», только текст был.

- Их «колобками» еще называют…

– Да, «колобков» тогда еще не было. Это, соответственно, времена Championship Manager, наверное. Я не могу сказать, какой это был год. Возможно, какой-то 2003-й.

- Вы как-то обмолвились, что просто ас в этой игре. В чем это выражается?

– Ну я выиграл просто всё, что можно. Я думаю, что я на самом деле велик просто! Просто велик! Дело в том, что я не сохраняю свои достижения, не могу это доказать, у меня нет скриншотов. Там же есть Hall Of Fame? Вот я Фергюсона-то сдвигал оттуда. Причем я выигрывал во всех версиях и с разными командами. Я считаю, это показатель стабильности и класса. Одно дело выигрывать с командами, которые по определению сделаны компьютером как команды-победительницы, а другое дело – выиграть с каким-то андердогом. Это гораздо сложнее, причем в предыдущих версиях был баг, который, как мне кажется, до сих пор до конца не исправлен. А именно отсутствовало в предыдущих версиях повышение статуса команды, то есть ты мог выиграть с каким-то клубом из второго дивизиона там еврокубок, но при этом твой клуб продолжал оставаться для компьютера клубом из второго дивизиона, чего, конечно, в реальном мире не бывает.

- В последней версии 2011 года очень хорошо отлажено повышение репутации как клубов, так и чемпионатов. Хотя, когда я играл, этого особо так и не ощутил.

– Я в последней версии не играл за слабые команды, честно говоря. Потому что это утомительное занятие.

- Как раз в последних версиях за слабые клубы из низших лиг стало играть интереснее, чем раньше.

– Может быть, попробую. Честно говоря, я немножко взял паузу. Поиграв в FM 2011, жду FM 2012. Когда он выйдет?

- 21 октября. В каких чемпионатах вам нравится играть? В Италии?

– Ну я во многих играл, которые мне интересны. На самом деле, как это не смешно, как может быть кому-то покажется, но игра в эту штуковину – это очень хорошая практика. По крайней мере я больше узнаю об игроках, я их запоминаю, запоминаю фамилии, их игровые характеристики, которые в целом соответствуют действительности. И, например, одним из самых грандиозных событий моей жизни было обнаружение…

- …Фредди Гуарина.

– Да, конечно. Юниорский чемпионат мира, который я комментировал, где он вышел в составе сборной Колумбии. Было это несколько лет назад. И я воочию увидел человека, который у меня в «Милане» просто рвал и метал, был там лучшим полузащитником. А купил я его, по-моему, за миллион долларов из какого-то колумбийского клуба. Вот Гуарин был у меня просто царь, забивал с центра поля у меня всё время, со штрафных, но я никогда не видел его в реальности. И когда я попал на матч с его участием на юниорском чемпионате мира, он во втором тайме забил ударом с центра поля строго как в игре. Я давно таких эмоций не испытывал.

- А других таких бриллиантов откапывали?

– Бывало. Вот из последних, например, аргентинец, который сейчас в «Бенфике» играет. Сейчас вспомню, как его зовут, вылетело из головы, 11-ый номер… Гайтан! Николас Гайтан! Вот он очень крут, стал у меня лучшим полузащитником, когда я его купил в FM 2010. Да слушай, я открыл массу отличных игроков. Постоянно какие-то появляются люди, совершенно неожиданные, и раскрываются.

- А помните другие свои мощные потрясения от игры? Например, когда вы выигрывали со слабой командой громкий титул.

– Было такое в версии 2007-го или 2008-го года, точно не помню. Тогда я выиграл с «Химками» Кубок УЕФА. «Химки» тогда были командой первого дивизиона, я их вывел в премьер-лигу и уже потом выиграл Кубок УЕФА.

- У меня нечто похожее было со шведской «Ландскруной». Тоже вывел ее из низшей лиги и выиграл Кубок УЕФА.

– Ну вот. Правда потом в Лиге Чемпионов без шансов. Как я не бился – ничего. Дальше группового турнира никак. Хоть ты тресни. Потом мне это надоело и за «Химки» я играть перестал.

- Я еще хотел спросить…

– Максима Цыгалко предлагаю обсудить!

- Совсем недавно его вспоминал.

– Максим Цыгалко велик! Я думаю, он самый великий игрок игрок в истории компьютерных игр. Пеле просто реально отдыхает. Максим просто у всех был велик, у всех с кем я общался, кто увлекался этой игрой. Он у всех забивал, причем в любой команде. Потому что я его нарочно покупал, даже ради эксперимента, в любую просто команду. И он с удовольствием шел, его продавали за какие-то смешные деньги. Вот он в любой команде становился лучшим бомбардиром, строго забивал огромное количество голов, ну вот лично у меня 50 мячей за сезон на протяжении 10 лет он забивал всегда. Покер, 6 мячей за игру. Максим Цыгалко был просто великолепен!

- Вот, а говорите 2003-й год. Максим Цыгалко рулил еще году в 2000-2001-м, наверное.

– Неужели так много времени прошло? А, ну да, тогда моей первой версией был аж Championship Manager 99.

В общем, Максим Цыгалко, один из первых, конечно, кумиров в молодости, он был прекрасен. Жаль, что он не состоялся как футболист. Не знаю, каким образом компьютер заложил в него такие фантастические данные.

А еще, знаешь, был из Гватемалы игрок. Я, конечно, не вспомню сейчас его фамилию, какая-то простая испанская типа Гонсалес. Он был игроком сборной Гватемалы, а у меня в чемпионате России был лучшим бомбардиром лет 5 или 6 подряд. Этот человек обладал скоростью в два раза быстрее, чем Веллитон. Тогда еще не было 3D-графики, да вообще никакой, там были эти «кружочки». Так он этим «кружочком» стартовал с центра поля и за секунду отрывался корпуса на три, ну и все голы забивал выходом 1-на-1.

- А как вы к экзотике в игре относитесь? Играли в каких-нибудь чемпионатах типа Сингапура?

– Нет, я помню, как тренировал сборную островов Самоа, но мне быстро надоело. На самом деле это очень утомительное занятие. Даже есть какой-то професиональный термин английский, я забыл.

- Крэп?

– Да, что-то в этом роде. У них там специальное увлечение командами со дна, они ставят себя в жесткие рамки и тратят очень много времени на игру. Допустим «Милан», не надо тренировать, ставишь всё в автоматический режим, и игроки у тебя всегда натренированы, готовы, не надо отрабатывать стандарты. За счет заложенных данных игроки сами по себе настолько хороши, что там и тренировать ничего не нужно. А со слабыми командами надо действительно тратить много времени, все эти установки менять, тренировочный режим, потому что для таких команд действительно важно, как ты построишь тренировочный процесс, какие позиции, какие дашь задания на матч, потому что очень низкий уровень мастерства у футболистов. И это на самом деле утомительно, я просто по времени не мог себе позволить столько.

- А вы обычно на многие эти нюансы обращаете внимание когда играете? Или отдаете всё на откуп ассистентам?

– Честно говоря, игра не особенно динамичная и требует терпения. Чтобы быть настоящим тренером, надо быть помешанным на футболе. Я, конечно, не до такой степени маньяк. Мне нравится сам процесс, мне нравится процесс купли-продажи, мне нравится разыскивать таланты. Это действительно в этой игре реально увлекает, то есть сделать из какого-нибудь говна конфету, найти в каком-нибудь чемпионате подходящего игрока, особенно, если ты за «Химки» играешь и нужно усиление. Это, конечно, мегатрансферный успех. Либо выцепить звезду мирового футбола в какую-нибудь российскую команду.

Вот в 2010-м году в последний раз я играл за «Спартак», там купил Неймара, который сейчас считается одним из самых сильнейших и талантливых в мире игроков, с зарплатой в 900 тысяч долларов в месяц. Вот такие трансферы на самом деле радуют гораздо больше, чем тренировочный процесс, потому что это слишком компьютеризированная система и я ей не совсем доверяю. То есть я не уверен, что мои установки на тренировке будут как-то коррелировать с результатом, которого добьется команда.

Я считаю, что в этой игре достаточно много нюансов, которые пока не соответствуют действительности. Всегда можно о чем-то с кем-то договориться, я не про договорные матчи говорю, но существует возможность сыграть вполсилы или как-то еще что-то сделать, но компьютеру же не объяснишь, что давайте вот сыграем на Кубок вполсилы.

- Ну вот в последней версии я, наконец-то, дождался, когда твой соперник стал и дубль выставлять, ротация появилась, а чтобы твоя команда сыграла в полсилы, есть Match Preparation и разговоры перед матчем.

– Ну вот, короче, мне в игре нравится процесс купли-продажи, отслеживание молодых талантов, потому что я, когда играю за сильную команду, я в первую очередь скупаю всех, по крайней мере пытаюсь отслеживать всех молодых талантов. 18-19 летних там аргентинцев, бразильцев, чилийцев. Покупаю их, делаю из них игроков основного состава, они у меня год-два играют, потом я их продаю и ищу на их место кого-нибудь другого. Не для того, чтобы деньги заработать, просто мне любопытно оправдает ли игрок надежды, потому что, как известно, в этой игре у футболиста есть графа «скрытый потенциал». Есть там взломать «взломатилкой» специальной, там же появляются дополнительные графы, 5 или 6 пунктов, которые не видны, если играть по-честному.

Я, кстати, всегда играл по-честному, никогда не пользовался этой штуковиной. Только ради любопытства, чтобы понять, какие показатели есть у того или иного футболиста.

- Вы как раз предвосхитили мой вопрос…

– А неинтересно, какой смысл играть нечестно? Просто любопытно что скрывает от игрока компьютер и разработчики версии. И поэтому для меня всегда была загадка, почему игрок с шикарными цифрами играет как полное зеро, ну просто нулём играет. А самое главное, что в реальной жизни всё-таки у человека можно спросить русским языком или с переводчиком что с ним происходит, а понять почему не играет компьютерный футболист, у которого завершение атак 17, дриблинг 17, скорость 18, интуиция 18, а он за сезон забивает один гол и отдает одну результативную передачу. Необъяснимо абсолютно.

- Вот там вы, наверное, и подсмотрели потенциал Эдена Азара, если отсылаться к недавней «Международной панораме» с вашим участием…

– Да, типа того. Поэтому это всегда самое прикольное, насколько те цифры оправдаются. Кроме цифр, по большому счету, когда ты покупаешь молодого парня, чем ты можешь еще руководствоваться в компьютерной игре? Всё-таки в реальной жизни ты может поговорить с родителями, поговорить с агентами, еще с кем-то.

- А вы как ищите игроков? С помощью скаутов или просто тыкаете на команды какие-то, на неизвестных игроков?

– Нет, я скорее тыкаю, потому что скауты были совершенно пустые места в предыдущих версиях, вот только в последней они хоть какую-то работу делают. Впрочем, я слышал, что в FM 2012 их значительно усовершенствовали. А так я скаутов никогда не нанимал, у меня в штабе даже такой должности не было. Бессмыслица полная. Нынешние скауты хоть каких-то иногда приличных игроков предлагают, но они, как правило, не соответствуют моим амбициям, амбициям команды и моим представлениям о том кто может усилить, а кто нет. Я сам регулярно просматриваю обновления, в первую очередь в молодежных сборных.

- А вот такие «фишки» последних версий, как агенты, обновленный редактор с изменением/добавлением соревнований вам пришлись по душе?

– Нет, это не моя игра. Я говорю, что мне интересно покупать-продавать футболистов и смотреть, что из них получается, и как их цифры и данные соответствуют тому, как они играют, ну и соответственно добиваться с их помощью результата на футбольном поле. Мне нравится выполнять для команды установку на матч, смотреть работает ли игровая схема, как расставить футболистов правильно, потому что это ведь тоже такая хитрость в игре. Многие футболисты ведь имеют там позиции типа левый-правый-центральный полузащитник-нападающий, то есть может на четырех позицих играть. А чтобы понять на какой позиции он оптимален нужен сезон, правда? То есть ты его сначала пробуешь слева, потом пробуешь справа, потом в оттяжке, как-то еще, даешь ему все эти дополнительные указания и опции на игру. Вот эти штуки я всегда вручную выставляю, и очень забавно наблюдать как всё это работает, как это приносит или не приносит результат.

- А есть ли какая-то мечта, реализации которой вы ждете каждый год, а ее всё не могут реализовать разработчики в игре?

– Главная тупость заключается вот в чем: вот я, например, в последний раз со «Спартаком» выиграл четыре подряд Лиги Чемпионов, а на пятый сезон я выхожу против любого топ-клуба и по игре видно, что меня начинают просто возить. Потом там всякими сложными перестановками, сменой тактики, прочее-прочее, мне удается кое-как инициативу перехватить, но изначально в компьютер заложено, что ты хоть 100 раз выиграй Кубок Чемпионов командой, которая не является топ-клубом, она априори будет играть хуже, визуально даже, чем любой гранд. Это абсолютный бред, я считаю, что это неправильно. Еще кромешный идиотизм, который меня страшно бесил: у меня за 5 лет из команды, которая 4 раза выиграла ЛЧ, ни один игрок не попал даже в 20-ку лучших игроков мира, я не говорю уже о «Золотом Мяче». Хотелось бы, чтобы это исправили.

- Да, помню, в России обычно не попадают.

– Да, ну это безобразие, потому что я, например, выбиваю «Челси» из 1/8 финала розыгрыша Лиги чемпионов, а потом три игрока этой команды оказываются в сборной турнира по итогам сезона. Но ни один игрок моей команды ни разу не попал в число лучших. Здесь совершенно неправильная оценка, несоответствие статуса команды, ее игроков, их достижений, тому, как компьютер индивидуально оценивает людей внутри игры, кому статус звезд присваивает, а кому не присваивает.

- Если сравнить атмосферу прошлых версий игры с нынешними, то не пропал ли реализм, интрига?

– Ну хуже точно не становится. На мой взгляд, игра улучшается, развивается. Появление 3D-симуляции матча, там кое-какие вещи и голы выглядят прямо как в настоящем футболе. Конечно, много глупостей, много вещей, которые далеки от настоящего футбола, но, по крайней мере, это не выглядит комедийно. Это вполне приближается к реальному футболу. Я думаю, что разработчики скоро добьются того, что это совсем будет мало отличаться от настоящего футбола.

- Георгий, Football Manager в России будет продаваться уже второй год. Раньше россиянам приходилось заказывать игру из Европы, покупать через Steam, скачивать пиратские версии. А вы как получали игру?

– Я через Steam купил.

- А играете теперь на русском? Или английский язык в игре всё же роднее?

– Я привык к английскому, мне русский не нужен.

- А вы когда-нибудь обращались к фанатским сайтам за помощью, если что-то не знали, какие-то проблемы были?

– Нет-нет. Хотя да-да, было в свое время, но не сейчас, не в современной истории. Может лет 10 назад мне было что-то непонятно, особенно по тренировочному процессу, тогда я что-то вычитывал для себя полезное.

Могу рассказать, с чего вообще эта история взялась. В свое время, может, как раз в конце 90-ых у нас на канале появилась такая вещь, называется «сквозное ведение». Не от слова, что ты на холоде, на сквозняке стоишь, а от того, что ты сквозь весь день работаешь, начиная с утра и до вечера, ведешь информационные выпуски, которые начинаются в 12 дня и заканчиваются в 12 ночи. А между выпусками перерывы по 4-5 часов, которые ты, конечно, частично посвящаешь подготовке к следующему выпуску, но поскольку новостные выпуски в течение дня не так уж сильно меняются, остается довольно много свободного времени, которое посвятить особо было нечему, потому что тогда не развит был интернет, форумы, твиттеры. Ничего этого не было, и я с удовольствием убивал время, играя в этот самый менеджер на протяжении рабочего дня. Собственно за это время я и постиг там все эти азы. «Цыгалки» и все прочие вещи оттуда появились. Вот, а потом, когда у меня изменился график, изменилось расписание, то я несколько лет вообще не играл, как-то у меня совсем не складывалось, был у меня большой перерыв. Кажется, 6-ой, 7-ой, 8-ой год я совсем пропустил, а сейчас совершенно случайно, ковыряясь весной в новом компьютере, я нашел этот самый Steam и просто, забавы ради, скачал последнюю версию футбольного менеджера, и в него 2-3 месяца, пока на даче жил, поиграл. Поэтому я не до такой степени маньяк и игроман, чтобы еще лазать на какие-то форумы и обмениваться какой-то там информацией по этому поводу. Ну и возраст уже не тот.

- Что вы можете посоветовать новичкам в игре? Вот представьте, что человек очень любит футбол, разбирается во всех тонкостях, стоит перед прилавком, видит игру. Почему он должен ее купить?

– На самом деле эта игра для тех, кто любит футбол. Для тех, кто любит в футболе футбол. Футбол – это игра всё же довольно-таки сложная, поиграв в эту игру человек сможет понять, что управление командой, даже компьютерной, эта штука очень непростая. Вот когда болельщик говорит, что ЦСКА там или «Зенит» должен купить немедленно центрального нападающего, потому что Кержакова одного не хватает, Бухаров там не тянет на Лигу Чемпионов. Давайте! Надо купить! Но даже в компьютерной игре это очень сложно сделать, когда, казалось бы, у тебя всё упрощено, ты можешь исхитрить как-то. Но оказывается всё это не так, во-первых, пойди найди, пойди договорись, еще чтобы он у тебя заиграл, чтобы ногу не сломал на тренировке.. Вот когда изнутри на это всё посмотришь, я имею в виду болельщика, особенно молодого, то поймешь насколько это сложный процесс, насколько обстоятельства, которые даже в голову тебе могут не прийти, могут повлиять на состояние команды, на настроение игроков и, в конечном счете, на результат. Потому что я, например, не фанат джойстиков, всех этих симуляторов, где сам футбол состоит в том, кто быстрее нажмет на кнопку, мне это совершенно не интересно. У меня даже приставки дома нет, да и никогда не было. А здесь игра, которая позволяет чуть побольше узнать игроков, чуть поближе с ними познакомиться, быть, что называется, «в материале» и позволяет, повторюсь, поглядеть на футбол изнутри и убедиться, что далеко не все те вещи, которые болельщикам кажутся очевидными, президенты реальных клубов не выполняют. Не потому что они плохие президенты, плохие руководители, а потому что это на самом деле не простой процесс – комплектование команды и выполнение поставленных задач.