7 мин.

Против тенденции

Упущенный шанс «Мерседеса», прорывы Феттеля и ди Ресты, а также трудности «Лотуса» – в тактическом обзоре Гран-при Монако.

Росберг дышал в спину Уэбберу, но так и не смог обогнать «Ред Булл». Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason

Гонку в Монако частенько называют скоростными шахматами: шансов обогнать соперников на трассе практически нет, а единственная возможность вырваться вперед появляется только во время волны пит-стопов – именно от быстроты принятия правильного тактического решения зависит то, насколько успешно завершится Гран-при для команды. И, в отличие от других этапов сезона, в случае небольшой стратегической ошибки в Монте-Карло больше не будет возможности исправить ситуацию – пит-стоп, как правило, в данной гонке всего один – и это обстоятельство только подчеркивает, насколько важно не ошибиться.

Оценивая Гран-при ретроспективно, всегда легко обнаружить просчеты того или иного коллектива, отметить неудачи стратегов и за это предать последних анафеме. Однако практически у всех решений есть логичные обоснования – порой даже самым глупым (как кажется в итоге) действиям находится какое-то объяснение.

Единственный шанс Росберга

Взять, например, выступление Нико Росберга. Гонщик «Мерседеса» не стал победителем Гран-при, однако, судя по темпу «Мерседеса», немец вполне мог приехать на вручение призов от князя Альбера II первым: на протяжении всего заезда Росберг ехал в ритме Уэббера (на втором отрезке, казалось, был даже быстрее), но опередить конкурента не смог. Единственный шанс Нико вырваться вперед был связан с пит-стопом, но не сложилось.

Между прочим, стратеги «Мерседеса» вроде бы все сделали правильно, ведь, учитывая тенденцию нынешнего (и прошлого) года, переход на свежую резину раньше соперника помогает отыгрывать время и позиции. Пит-стоп Росберга состоялся на 27-м круге, а Уэббера – на 29-м, однако австралиец все равно остался впереди.

Причина неудачной попытки опередить «Ред Булл» – в медленном прогреве «софта». В то время как Нико два круга пытался заставить заработать шины, Марк продолжал ехать в достаточно приличном темпе на прикатанной резине (не забудем, что износ шин в Монако не столь сильный, как на других Гран-при), и сумел сохранить отрыв.

В «Мерседесе», конечно, поторопились с заменой шин (ведь темп Росберга к моменту пит-стопа еще не упал, а, значит, и остановиться можно было чуть позже), но, видимо, в команде не знали о подобном поведении резины – Нико стал первым в группе лидеров, кто поехал менять шины. Не исключено, что на раннюю в сравнении с конкурентами остановку команду вдохновила скорость Жана-Эрика Верня (который побывал в боксах на 17-м круге), и не исключено, что стратеги не просто заметили медленный прогрев шин у «Торо Россо» или посчитали, что их подобная беда не коснется.

Как бы там ни было, к стратегам «Мерседеса» все равно есть вопросы. Первый – если конюшня хотела выиграть Гран-при Монако, то почему не пожертвовала гонкой Михаэля Шумахера? – Можно было сначала провести пит-стоп ветерана, а затем, проанализировав его круги, зазвать в боксы Росберга. Конечно, болельщики семикратного чемпиона мира возмутились бы, однако иногда командные интересы должны быть превыше всего. Второй вопрос – чем занимались в «Мерседесе» во время тренировок? – Неужели за все три практики конюшня не обнаружила проблем с прогревом резины?

Резиновая боль

Шинная тема – малоизученная и плохо понимаемая, похоже, не только болельщиками, но и самим гоночным коллективами.

Посмотрите, что происходит с «Лотусом» – в Бахрейне все восторгались, насколько бережливо болид E20 работает с резиной, в Испании все тоже было неплохо (если не считать провала перед вторым пит-стопом – но там явно оплошали стратеги), однако в Монте-Карло, на трассе, не слишком требовательной к покрышкам, Кими Райкконен пострадал из-за сильного износа шин.

У нынешних «Пирелли» есть несколько необычных свойств. Они не прощают резкой нагрузки на первых кругах – об этом еще перед австралийской гонкой говорил Дэн Риккардо – если пилот перестарается, то уже через несколько кругов с комплектом можно прощаться – тот просто физически разрушается. То есть, гонщику нужно действовать предельно аккуратно и увеличивать нагрузку на шины постепенно. Кроме того, рабочий температурный диапазон у «Пирелли» очень узкий, и если в него не попасть, то шины не «поедут».

Наконец, есть еще один момент – однако это лишь мое предположение, не более – быстрый прогрев резины приводит к раннему ее разрушению. Возможно, я ошибаюсь, однако в какой-то момент мне показалось, что с началом европейских этапов некоторые команды предпочли сделать ставку на «живучесть» покрышек, пожертвовав их эффективностью на первых кругах. Однако – если, конечно, в предположении есть доля истины – команды почти наверняка ищут золотую середину, чтобы не проваливаться ни в начале гоночных отрезков, ни в конце. Когда же идут поиски, не попасть в нужные настройки не так уж и сложно.

Независимо от того, что сказано в предыдущем абзаце, «Лотус» вряд ли был доволен тем, что шины на их автомобиле удачно работают только в жаркую погоду и не прогреваются до нужной температуры в прохладную. Возможно, команда экспериментирует с настройками, скажем, подвески, и пытается добиться от покрышек большей эффективности при средних температурах. Возможно, команда слегка перестаралась в Монако, и потому Райкконен потерял темп на первом гоночном отрезке в Монако, в то время как остальные лидеры спокойно дотянули до волны пит-стопов.

Не исключено, что в Монте-Карло «Лотус» просто не рассчитывал пойти на один пит-стоп (планом «А» у всех команд была стратегия с двумя остановками) – с тактикой двух остановок у Кими никаких бы проблем не возникло. Однако ожидавшийся дождь и уверенно летевший по трассе на «софте» Феттель вынудили конкурентов пересмотреть свои планы. «Лотус» хотелось бы поругать за очередной провал, однако представьте, насколько глупо смотрелась бы команда, соверши она пит-стоп, скажем в районе 23 круга (когда Кими начал отваливаться от Себа), а через несколько минут на трассу хлынул бы ливень?

Затяжной полет

Наибольших успехов в Монако добились Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Пол ди Реста.

Испанец стартовал 5-м, но финишировал на подиуме, немец начинал 9-м, но добрался до 4-й позиции, а шотландцу удалось дотянуться до 7-го места, хотя в квалификации он был лишь 14-м.

Конечно, если не считать стартовые рывки, а также сходы конкурентов, по ходу гонки все трое отыграли не так уж и много позиций (1-2-3), однако отыграть даже одно место на этой трассе – серьезное достижение.

Стратеги «Феррари» уже в очередной раз радуют болельщиков команды – пит-стоп Алонсо был проведен вовремя: до остановки Фернандо «шпарил» на потертом, но еще живом «суперсофте», и заехал менять шины только после того, как соперники преодолели трудности с прогревом покрышек. Благодаря этому пилот Скудерии отобрал у Льюиса Хэмилтона третье место.

С Фелипе Массой подобный номер не удался – к моменту проведения пит-стопа бразильца Льюис уже вкатился в ритм.

Стратегии Феттеля и ди Ресты оказались схожими: старт на «софте», а в середине Гран-при произошел переход на более мягкие покрышки. Об успехе Себа уже говорилось в воскресенье, поэтому я просто кратко напомню, что немец успешно воспользовался временными трудностями конкурентов, потративших время на прогрев шин. Лишь к 45-му кругу Уэббер сумел поехать заметно быстрее напарника. На 46-м круге отрыв между двумя «Ред Булл» составлял 16 секунд, но для того, чтобы остаться первым, действующему чемпиону нужно было оторваться на 20,5 – 21 секунду. Зато отрыва от Хэмилтона хватило (21,4 секунды). Позже Льюис пожаловался, что команда не попросила его чуть прибавить, и был прав – Феттель выехал прямо перед ним.

Ди Реста совершил свою остановку раньше, и сильно рисковал, поскольку затем должен был проехать на «суперсофте» 43 круга, однако у пилота «Форс-Индии» все получилось – он в очередной раз справился с задачей сохранения шин и реализовал сложную стратегию.

Дважды рисковали и в «Торо Россо»: сначала зазвав Жана-Эрика Верня на 17-м круге (произошла смена «софта» на «суперсофт»), и затем на 70-м, когда поставили промежуточную резину. Однако если в первом случае все удалось – состоялся прорыв на 7-е место, то после второго пит-стопа француз отвалился на 11-е, а позже и на 12-е место – дождь так и не пошел.

Ход гонки (график ФИА)