5 мин.

Быстрый, надежный, везучий

Маршрут важнейшего автомотомарафона планеты Земля третий год подряд пролегает по территории двух стран – Аргентины и Чили: после старта в Буэнос-Айресе участники соревнования должны были пересечь страну великих скотоводов, затем совершить марш-бросок через Анды, рвануть почти до самой Перу и увидеть Тихий океан, попетлять по чилийским землям (особенно по негостеприимной пустыне Атакама), а затем вновь пересечь горы и вернуться в столицу Аргентины.

Исходя из описания путешествия, становилось ясно, что двухнедельная гонка будет серьезным испытанием для всех спортсменов и, забегая вперед, скажем, что так оно и получилось. Легкой прогулки не вышло ни для кого – ни для традиционных фаворитов ралли, таких как «Фольксваген» и «КАМАЗ-мастер», ни для их главных соперников.

В зачете мотоциклистов борьба за лидерство, как и ожидалось, развернулась между испанцем Марком Кома и французом Сирилом Депре. Оба гонщика «КТМ» не всегда демонстрировали высочайшую скорость и гениальное ориентирование на местности, позволяя на отдельных этапах побеждать другим, но брали свое стабильностью. В итоге к десятому этапу, даже несмотря на тяжелейшее путешествие по Атакаме, оба подошли с разницей всего в восемь минут. При этом Кома и Депре стараются сильно не рисковать и готовы ехать даже за группой соперников в неверном направлении (как случилось на девятом этапе), но только не отпустить друг друга. Впрочем, ошибки у гонщиков «КТМ» – явление редкое, и потому маловероятно, что в их борьбу вмешается кто-то еще. Идущий третьим Франсиско Лопес Контардо проигрывает лидеру гонки целых полчаса, и для того, чтобы вырваться вперед, ему потребуется настоящее чудо – оставшиеся этапы не слишком сложные.

Россиянин Алексей Наумов, впервые выступающий на «Дакаре», выглядит довольно хорошо, во всяком случае, для дебютанта – наш гонщик стабильно держится близ Топ-50 – и это солидный результат, учитывая количество участников (в настоящий момент в марафоне продолжает выступать более сотни мотоциклистов).

В зачете внедорожников, казалось бы, не произошло ничего необычного – за четыре дня до финиша в гонке уверенно лидируют пилоты «Фольксвагена» Нассер Аль-Аттия и Карлос Сайнс, – однако как драматично складывается гонка для ближайших соперников «Туарегов», команды «БМВ» X-Raid!

Лидер коллектива Стефан Петерансель стал, пожалуй, главным «специалистом» по проколам – практически ни дня не проходило без того, чтобы девятикратный победитель «Дакара» не терял время на смене колес.

«Чувствую, что победа от меня ускользает», – сказал Стефан после того, как гонщики «Фольксвагена» увеличили отрыв до 30 минут, и был прав. Уже на следующий день кроме традиционного прокола у Петеранселя начались новые проблемы – слишком сильно стал греться двигатель «БМВ». В такой ситуации, разумеется, об итоговом успехе мечтать не приходится – теперь главное просто довести машину до финиша.

Однако неудачи с Петеранселем – это только полбеды для X-Raid. Не заладился марафон и для Герлена Шишери, который управлял уникальной конструкцией – автомобилем «Мини» на базе «БМВ» X3 CC, – мало того, что француз с первого же дня столкнулся с техническими проблемами, так потом и вовсе перевернул машину, разобрав ее на запчасти. Причем сделал это Герлен в день отдыха! За такой подход к делу гонщик был отчислен из команды.

Неудачным стал «Дакар» и для двух других пилотов X-Raid – Орландо Террановы, сделавшего «уши», и Леонида Новицкого.

Степень обиды российских болельщиков из-за схода соотечественника вообще сложно оценить. Новицкий не просто выступал на «Дакаре», но проводил ралли очень здорово – каждый этап завершая в Топ-10 и постепенно подбираясь к числу лучших гонщиков. И ведь нельзя сказать, что Леонид рисковал, пытаясь прорваться в группу лидеров. Наоборот, аккуратный пилотаж и осторожность были отличительной чертой россиянина. Однако исход гонки решило банальное невезение – обгоняя слишком медленного соперника, Новицкий чуть съехал в сторону и напоролся на камень. Машина не пострадала, а вот про руку спортсмена этого не скажешь – двойной перелом и, как следствие, сход.

Трудности с обгонами вообще являются чуть ли не фирменным знаком «Дакара». Многие гонщики едут плотной группой, поскольку за впередиидущей машиной стоит такая пыль, что из-за нее ничего не видно вокруг, а любая попытка отъехать в сторону может закончиться большой аварией…

«Дакар-2011» непросто складывался и для российских экипажей команды «КАМАЗ-мастер». Начав за здравие в Аргентине, в Чили Владимиру Чагину пришлось ощутить всю «прелесть» проблем – россиянину довелось помучиться и с техническими трудностями, и потерять много времени на смене колес из-за проколов. Однако все неудачи Чагин компенсирует феноменальной скоростью. Когда машина в порядке, «Царь Дакара» летит по южноамериканскому бездорожью со сверхзвуковой скоростью и привозит соперникам десятки минут, а то и целые часы.

Фирдаус Кабиров временами едет чуть медленнее, но зато стабильнее, а потому почти после каждого этапа сохраняет за собой либо первое, либо второе место в общем зачете. В тройку лидеров, кстати пробился и экипаж Эдуарда Николаева.

Глядя на лидирующее положение «КАМАЗ-мастер» (ближайший преследователь проигрывает Николаеву больше часа), у некоторых читателей может сложиться ощущение, что россияне без особых проблем идут к успеху в нынешнем ралли-рейде, однако всего пару дней назад казалось, что победа может достаться и другой команде. Да, Жерар де Рой выбыл из-за травмы спины уже после первого дня соревнований, но без соперников «камазовцы» не остались – за дело взялся Алеш Лопрайс на «Татре». Чех так серьезно прибавил в скорости, заставляя российских гонщиков идти на пределе возможностей своих машин, что после шестого этапа даже вышел на второе место в общем зачете. Однако такая напряженная гонка вышла боком самому Лопрайсу – в Атакаме на «Татре» перестал как следует работать турбонаддув, что вылилось в серьезную потерю во времени – Лопрайс потерял больше трех часов.

Даже если Алеш сумеет продолжить гонку, то маловероятно, что гонщики «КАМАЗ-мастер» растеряют такое большое преимущество. Будет удивительно, если руководство российского коллектива не применит командную тактику: при таком варианте бело-голубые грузовики имеют шанс приехать в Буэнос-Айрес в полупрогулочном темпе, и полностью оккупировать подиум.

Впрочем, ралли-рейд еще не завершился. Только после финиша мы сможем с полной уверенностью сказать, кто же все-таки оказался самым быстрым, надежным и везучим.