10 мин.

48 часов в качестве гонщика

Редактор Autosport Джонатан Ноубл, принявший участие в 48-часовой программе по изучению жизни пилотов, выяснил, чем отличаются подходы любителей и профессионалов к пилотажу, а также рассказал о самой увлекательной части программы – выступлениях на трассе «Яс-Марина» на разных гоночных автомобилях. Перевод статьи английского журналиста – в блоге «Версификаторные россказни».

Окончание (начало – здесь)

Обучаясь пилотажу

Программа по изучению жизни гонщика на автодроме «Яс-Марина» – это не только боль от физических и психологических тестов, но и понимание жизни пилотов за рулем гоночных автомобилей.

Продуть в гонке на картах (на этот раз нам преподал урок один из лидеров «Формулы-Рено» Ааро Вайнио) – в этом нет ничего необычного, но вот немного узнать о пилотаже от некоторых закаленных профессионалов – это неоценимый опыт.

Победитель Гран-при Канады «Формулы-1» Жан Алези получил удовольствие, глядя на мои первые круги за рулем настоящего гоночного автомобиля – «Астон Мартин» GT4.

Машина с 4,7-литровым 8-цилиндровым двигателем хорошо управляется, ее поведение невероятно чуткое, и в то же время прощающее ошибки. Алези считает, что это очень хорошая техника для тех, кто только начинает постигать основы пилотажа гоночных автомобилей.

«Для тех, кто впервые выезжает на трассу, это отличный автомобиль, ведь он компактный – машина не слишком большая», – объясняет Алези. «У этой машины хороший баланс с точки зрения мощности и веса, и она позволяет выжать весь имеющийся у вас потенциал.

Чтобы как можно раньше набирать мощность, необходимо слегка жертвовать скоростью в медленных поворотах и в шпильке – ключ именно в этом. Если же вы пытаетесь войти в поворот на слишком большой скорости, то теряете траекторию, вследствие чего медленно разгоняетесь на выходе из поворота».

Несмотря на то, что на траектории в некоторых поворотах моя машина дергается, особенно во время прохождения петли в первом повороте южной конфигурации «Яс-Марины», Алези увидел в моей попытке сильные и слабые стороны и оценил мой пилотаж семью из десяти баллов.

«Алези увидел в моей попытке сильные и слабые стороны и оценил мой пилотаж семью из десяти баллов»

«У вас наблюдается значительный прогресс в плане торможения при подходе к апексу – это хорошо, поскольку благодаря этому на выходе из поворота вы смогли набрать более высокую скорость.

Но когда мы догнали автомобиль впереди, то, несмотря на то, что были быстрее, в течение круга ехали за ним. Вместо того чтобы концентрироваться на собственном пилотаже, вы слишком сосредоточились на впередиидущем автомобиле, стали допускать такие же ошибки, что и другой гонщик, и ехали в том же темпе, что и он.

Также нужно поработать над переходом с отпускания педали тормоза и нажимания на педаль газа. Очень важно сделать так, чтобы переход был связанным, плавным, именно на этом и нужно сконцентрироваться. На некоторых участках трассы вы смотрелись нормально, но на других тратили слишком много времени при переходе с торможения на газ», – сказал Алези.

Следующим автомобилем был «Яс-Марина Суперспорт» SST – более известный миру, как «Радикал». Хотя у него тоже, как и «Астон Мартин» установлена лепестковая система переключения передач, в целом, пилотирование этой машины уже гораздо больше походит на управление настоящего гоночного автомобиля.

На этот раз моим инструктором был чемпион «ФИА ГТ» Джейми Кэмпбелл-Уолтер, который считает, что эта машина – отличный шаг после «Астон Мартин» в плане изучения некоторых высокоскоростных пилотажных навыков:

«Радикал» известен как мини-спорткар, он легко управляется и даже не пытается выбросить вас за пределы трассы. Независимо от того, хороший ли вы гонщик, плохой, или средний – он будет для вас хорошим веселым автомобильчиком. И вы – хороший гонщик на любительском уровне, знающий основы пилотажа – на этой машине довольно быстро прибавите в скорости.

С другой стороны, мне приходилось работать и с очень слабыми пилотами, но даже их эта машина не пыталась выплюнуть за пределы трассы. Они тормозили в поворотах слишком поздно, втапливали педаль газа, едва только повернув, и ничего ужасного не происходило – в этом отношении машина просто красавица. Это отличный автомобиль, на котором вы можете многому научиться, допускать глупые ошибки, не придерживаться траектории – и все равно не врежетесь в ограждение».

Несмотря на то, что на этом спорткаре легко мчаться, Кэмпбелл-Уолтер сказал, что даже такая машина выявляет одну ключевую слабость у любителей.

«Самое важное, чему вы должны научиться – думать на шаг вперед, иногда на три»

«Есть одна вещь – и я вижу, что у вас она проявляется в меньшей степени, но у других сильнее, – многие просчитывают поведение машины в повороте, но не думают о том, что будет дальше», – сказал он, скорректировав мою траекторию в двойном правом повороте перед отелем «Яс». «Этому полностью не научить. Вы строите траекторию, используя глаза. Зрительно-моторная координация очень, просто невероятно важна для гонщика, и многие пилоты стараются ее развить как можно лучше.

Вы еще только смотрите на тот участок трассы, к которому приближаетесь, а у гонщика эта информация уже обработана компьютером, вот тут – в голове. Пусть мы еще только проходим первый апекс, но уже оцениваем следующий поворот. Так что в этом плане гонщики думают наперед, и с учетом того, что скорости растут – от «Формулы-3» до «Формулы-1», – процессор/мозг тоже должен начинать работать быстрее.

Половина успеха состоит в технике использования инструментов, которые имеются у вашего тела. У нас только одна пара глаз, но мы должны обрабатывать поступающую информацию. Это самое важное, чему вы должны научиться – думать на шаг вперед, иногда на три».

Заключительный шаг – управление одноместным болидом «Формула-Яс» 3000. Эта машина оснащена 3-литровым 6-цилиндровым двигателем, разработанным фирмой «Косуорт», и примерно так же быстра, как болид «Формулы-3».

То, что эти болиды одноместные, означало, что такой роскоши, как наличие рядом гонщика – не было, и честь вести нас по трассе была предоставлена Бруно Сенне. Он возглавлял пелотон, чтобы убедиться в том, что мы не пытаемся превысить собственные возможности.

Даже не выступая на пределе, я все еще чувствовал боковые перегрузки – и боли в мышцах, которые ранее подверглись нагрузке в физических тестах.

Сенна считает, что такая поездка ближе всего подводит непрофессионального гонщика к возможности оценить эффективность болида, но в то же время прояснил, что один раз подобравшись к пределу, характеристики машины полностью меняются:

«Это полноценный одноместный гоночный автомобиль, но вы это поймете только после того, как начнете пилотировать его агрессивнее», – сказал гонщик «Хиспании». «У этой машины хорошие тормоза, шины, и вы узнаете, как следует управлять болидом такого типа. Учитывая мощность, когда вы доберетесь до предела, вам будет необходимо контролировать эту машину.

Все станет более агрессивным. Пока мы просто ездили по кругу, то мягко работали с тормозами и плавно поворачивали. Но как только вы прибавите в скорости, в поворотах вас начнет сжимать с боков. Из-за перегрузок у вас заболит шея, в некоторых частях тела будут боли – это свойственно для автомобилей подобного типа.

По своим характеристикам эта машина близка к болидам «Формулы-3». Возможно, здесь испытываются меньшие перегрузки, но, похоже, на прямых можно развить большую мощность. «Формула-3» – это уже довольно быстро».

Размышляя над опытом

Несмотря на то, что на автодроме «Яс-Марина» мы 48 часов прожили жизнью гонщиков – в том числе счастливой – останавливались в отеле «Яс», где во время гоночного уик-энда живут гонщики, – и тяжелой – тренировали шею, – между возможностями обычного человека, вроде меня, и топ-пилотов – целое море.

Ведь хотя я и могу стать физически сильнее и потренироваться в играх на концентрацию – это может повысить мои оценки на тестах, – но стать быстрым и ловким за рулем болида «Формулы-1» и суметь раскрыть его потенциал – это большой вопрос.

Продемонстрировать хорошие результаты на тестах программы «Формула Медицины» – это одно, но важно понять, что они являются не простыми показателями, а инструментом для спортсменов, чтобы стать лучше.

Когда я разговаривал с Ярно Трулли, рассказывая о том, через что мы прошли, особенно о тестах «Формулы Медицины», то увидел, как загорелись его глаза.

«Это очень полезная вещь, особенно для молодых пилотов, ведь очень часто эти спортсмены талантливы во многих областях, но их концентрация не слишком хороша, и они упускают из виду психологические тренировки», – сказал он.

«Вы проводите на этих тестах много времени, пытаетесь стать лучше, вырасти в психологическом плане и найти свой путь в тренировках и работе. С помощью этих тестов можно проанализировать человека и гонщика, чтобы понять, с чем вам предстоит столкнуться.

«Тесты «Формула Медицины» являются не простыми показателями, а инструментом для спортсменов, чтобы стать лучше»

Я не говорю о том, что вы сможете понять, насколько он хорош или плох с точки зрения пилотажа, но вы выясните, чего ему может не хватать в какой-то отдельной области, или, наоборот, почему он хорош в ней – ведь управление автомобилем – это не только управление и сидение за рулем машины. Психологические тренировки также имеют большое значение и требуют от вас больших усилий.

В действительности, чем меньше вы думаете, те более естественно себя ведете – в таком состоянии легче сконцентрироваться на пилотаже и реакции, а также понимании всех чувств, которые проходят через вас.

Я работаю с «Формула Медицины» уже долгие годы, и мне всегда очень нравился спорт в целом и физические тренировки. И я видел, как некоторые хорошие гонщики очень плохо проходят эти тесты, что потом подтверждалось на трассе.

Они могли демонстрировать хорошие результаты на одном круге, но на следующих были нестабильными. Вероятно, это из-за того, что они были плохо готовы в психологическом плане и не могли долго демонстрировать лучшую форму, или просто не смогли настроиться. В общем, эта программа помогает вам и как гонщику, и как менеджеру. Эти тесты позволяют вам получить картину в целом, понять, в каких областях нужно стать лучше».

В самом конце двухдневной программы, сидя позади Алези на двухместном болиде «Ф-1» «Яс-Марины» – который несется из поворота в поворот, жестко тормозит и ускоряется, – и затем вспоминая все эти физические и психологические тренировки, которые длятся до тех пор, пока вы не заводите двигатель, вы действительно начинаете осознавать, сколько же всего нужно преодолеть, чтобы стать топ-пилотом «Формулы-1».

Сенна считает, что больше практики на трассе было бы полезным для дела, но при этом уверен, что двухместный болид является хорошей демонстрацией того, как гонщики зарабатывают на свою жизнь.

«Если бы у вас был еще один день тренировок, то вы бы узнали еще больше», – сказал он. «Вы почувствовали бы себя более уверенно, и знали бы, что можете добиться больших успехов. Вы действительно стали бы лучше понимать ситуацию и стали бы лучше, но и эти два дня – это хорошее начало.

Однако возможность проехать на двухместном болиде ближе всего подводит вас к «Формуле-1». Если бы вы пилотировали болид самостоятельно, то не смогли бы выжать из него максимума. Но когда вас кто-то везет, то вы видите, на что способна машина».

После 48 часов, проведенных на «Яс-Марине», не думаю, что когда либо смогу взглянуть на гонщика в этом же свете. Я приветствую вас всех – даже несмотря на воспаленную шею, руки и плечи!