8 мин.

Моменты, изменившие автоспорт: покупка «Ф-1» Берни Экклстоуном, появление полноразмерных шлемов и сликов, переход Сенны

1968 год – пилоты стали использовать полноразмерные гоночные шлемы

Было время, когда гонщики соревновались, надев лишь легкую льняную шапочку и защитные очки. Нет, конечно, были исключения. Например, Тацио Нуволари, помешанный на безопасности, предпочитал кожу. Только в 1952 году – третьем сезоне чемпионата мира «Формула-1» – руководство серии ввело обязательное использование шлема прочной конструкции. До появления полноценного легкого композитного шлема пройдет еще несколько лет.

Американская фирма «Белл» первой представила массовый гоночный шлем в 1954 году – под названием «500». Основал же ее Рой Рихтер, потративший на это все свои деньги в свое время. Но лишь спустя 12 лет на свет появился шлем «Белл Стар», ставший первым полноразмерным шлемом в автоспорте. Одним из пионеров в его использовании будет пилот Дэн Герни.

Будучи высоким, Герни был склонен к тому, что ему в лицо могло прилететь много обломков с трассы. Ранее в своей карьере он экспериментировал с кожаными шлемами в попытке защитить свое лицо, но только в 1968 году появился в гонке «500 миль Индианаполиса» в шлеме «Белл Стар». Через несколько недель американец появился в нем и на дождевом Гран-при Германии в «Формуле-1». Понадобится еще несколько лет, чтобы полноразмерные гоночные шлемы стали использовать большинством профессиональных гонщиков.

Так Марио Андретти стал последним пилотом в истории, который выиграл гонку в шлеме с открытым лицом, а было это в марафоне «500 миль Индианаполиса» 1969 года. Первый финский гонщик в «Формуле-1» Лео Киннунен станет последним, кто использовал такой шлем в сезоне 1974 года.

1971 год – «Формула-1» впервые разрешила слики

Королевская серия очень долга сопротивлялась от перехода на такой тип шин. Американская фирма M&H стала первой, запустив в 50-е производство шин без шипов, а в спорте первооткрывателем сликов стал «Мишлен», который привез их на «24 часа Ле-Мана» 1967 года. «Файрстоун» в 50-е же стал первым, кто начал производитель шины с очень маленьким протектором. Псевдослики для гонок первым начал делать «Данлоп» в 60-е.

Настоящие слики впервые применили в Гран-при лишь в 1971 году. Все было на Гран-при Испании, где журналист Денис Дженкинсон отметил следующие: «Вся резина Файрстоун на болидах представляла из себя слики без какого-либо протектора».

Наилучшего результата с новым типом резины добился Жаки Икс – второе место. Конкуренты в лице «Гудьир» быстро воспроизвели такие шины, что уже позволило тем же летом одержать Джеки Стюарту победу на Гран-при Франции, ставшую первой для такого типа шин. С тех пор почти всегда, кроме сезонов 1999 – 2008 годов, в «Формуле-1» в сухих погодных условиях используют слики. Тогда же идея канавок была применена в попытке ограничить скорость машин в поворотах.

1987 год – Прост просит подписать Сенну в «Макларен»

Стефан Йоханссон, при всем при всем уважении к нему, был в другой лиге. Если новый альянс в лице «Макларена» и «Хонды» хотел получить лучший состав гонщиков для сезона 1988 года, то им нужно было подписывать бразильца. Ален Прост сказал Рону Деннису: «Подпиши Сенну».

Француз являлся двукратным чемпионом мира, а потому считал, что у него 100-% первое место в команде, что бояться нечего, так как бразилец хоть и очень амбициозный, но в то же время очень резкий. Вскоре он полюбит его за скорость. «Хонда» вообще начнет боготворить Айртона. Хотя роль Проста в этом трансфере была, но все же не решающая. Кто бы вообще мог подумать, что этот сорванец доставит чемпиону столько проблем? Оба пилота являются легендами «Формулы-1», но все-таки большинство знает их по последующему противостоянию…

1995 год – Экклстоун и Мосли совершают сделку века  

Эта сделка даже была лучше, чем покупка «Брэбема» у Рона Тауранака. За единовременную выплату в 300 миллионов долларов Берни на 100 лет взял в аренду коммерческие права на «Формулу-1».  Остальные могли лишь завидовать этой выгодной сделки. В любом случае, кто, как не Экклстоун должен был управлять «Формулой-1»? Он знал все серые зоны, а спорт мог уйти на растерзание частным инвесторам. Что-то нужно было делать перед лицом давления Европейской комиссии, чтобы избежать судебной бури по поводу предполагаемого сговора. Как бы то ни было, но Макс и Берни смогли сделать автоспорт тем, чем он сейчас и является, через десятки реформ…

1977 год – исторический Гран-при Великобритании

Впервые за долгое время выходные в Сильверстоуне должны были пройти спокойно, так как в 1973 году гонка была остановлена из-за толпы людей на трассе, а в 75-м году из-за схода большей части пелетона в дождевых условиях.

И это действительно было так. Джон Уотсон лидировал за рулем «Брэбема» до появление технической неисправности – нормальное явление для тех лет. В результате чего гонку на родине выиграл Джеймс Хант. Но это была знаковая гонка. И вот почему.

Причина первая – косвенное влияние на появление турбомоторов в «Формуле-1». Известный конструктор Бернар Дюдо в одном из интервью в 2014 году сказал следующие: «Это был лучший вариант из всех возможных. У нас не было бюджета на разработку совершенно нового двигателя, поэтому пришлось взять существующий 2-литровый V6 от наших спортивных автомобилей и программы Формулы-2, и модифицировать его тем или иным образом…». Эта идея понравится многим: «Феррари», «БМВ», «Порше» и «Хонде». Наступит время турбо.

Так двумя неделями ранее в «Формуле-1» должна была дебютировать команда «Рено» с их инновационным шасси и турбомотором, но из-за проблем дебют состоялся именно здесь.

На болид установили прорывные радиальные шины «Мишлен», который в конечном итоге скопируют все.

Однако дебютная гонка вышла неудачной – сход на 16-м круге из-за турбонаддува, но пройдет еще два года и коллектив добьется первой победы, а конструкцию мотора начнут копировать остальные.

И последнее, но не менее важное: Жиль Вильнев дебютировал в «Формуле-1». В гонке он мог финишировать четвертым, но был вынужден совершить лишний пит-стоп из-за неисправного температурного датчика.

Это были выходные, которые положили начала двум инновационным технологиям, а также открыли миру талантливого пилота, любимца Энцо Феррари, а он то повидал многих в жизни…

Первый пост на эту тему ниже по ссылке:

Моменты, изменившие автоспорт: сдвиг моторов в зад машин, конспект пути для ралли, основание «Уильямса», трансфер Хэмилтона

Впереди вас ждет еще много историй по важным вехам в истории автоспорта…