31 мин.

10 лет назад Эдриан Ньюи создал мой любимый болид – это Red Bull RB6

2010 год. Монте-Карло. Феттель и Уэббер лидируют. Прекрасный болид. Как после этого я не стал бы фанатом «Ред Булл»? Прошло 10 лет… Динозавры привет! Прекрасное время вспомнить историю этой красивой машины.

«Ред Булл» пропустил первые тесты в Валенсии, а появился только в Хересе. Роб Маршалл, Эдриан Ньюи, Себастьян Феттель, Марк Уэббер, Кристиан Хорнер и Питер Продрому стоят на фото рядом со своим детищем.

В свое время я боготворил этих людей. Я был настоящим фанатом Себа и Марка. Эта запись вызывает некое чувство ностальгии.

Болид RB6 стал эволюцией машины 2009 года, которая выиграла три последних гонки сезона. С сезона 2010 года дозаправки были запрещены, что в совокупности с удлинением болидов влияло на работу аэродинамики. Правила использования двойного диффузора, вызвавшего столько шума в 2009 году, были уточнены.

Ниже подборка фото с предсезонных тестов.

В 2010 году на тестах же все обсуждали «Макларен» и их F-Duct – это лишь одна из областей развития, которой будут заниматься команды в новом сезоне. «Ред Булл» же припрятал туз в рукаве…

В последний день предсезонных испытаний на болид установили новую выхлопную систему. Нахальные мошенники даже поместили наклейку примерно в ту же позицию, где была старая система, чтобы попытаться обмануть зрителей.

На изображениях выше фото (слева) обведен старый выхлоп, расположенный чуть ниже верхнего заднего поперечного рычага, который также был изменен. Нижняя позиция (справа) была первой итерацией этого нового воплощения выдувного диффузора.

Изменения не были ограничены только расположением выхлопа, так как были изменены также выходное отверстие для охлаждения двигателя и форма диффузора.

Я выделил изменения на изображениях выше. Как мы видим, охлаждающее отверстие (пурпурное) было увеличено, чтобы справиться с дополнительной тепловой мощностью двигателя. В диффузор были внесены изменения: область вокруг аварийной конструкции была расширена, чтобы лучше управлять потоками. Для этих же целей появилось отверстие (внизу), что будет оказывать влияние на размещение выхлопа.

Выхлопной шлейф (красный) помогает затянуть окружающий воздушный поток, который часто медленнее, вместе с ним. Как видно, цель заключалась в том, чтобы направить шлейф в отверстие, что помогло бы провести воздушный поток через верхнюю часть диффузора. Часть потока же поступает на диффузор с внешней стороны.

Другой интересной частью компоновки диффузора RB6 является то, каким образом внешние секции диффузора были отделены от центральной секции. Днище фактически остановилось вблизи диффузора к началу расширения вторичных платформ (помечено красным цветом), позволяя воздушному потоку проникать сверху над днищем во внешние каналы диффузора. Это означало, что внешняя часть диффузора (отмечена зеленым цветом) действовала как ножная пластина и была подвешена со стороны вторичной платформы. Между тем, на краю днища была смонтирована стропила для днища (маркировка в жёлтом цвете), чтобы помочь направить и завихрить поток вокруг него.

Несмотря на то, что размещение выхлопных газов само по себе обеспечило команде дополнительную производительность, именно их работа с «Рено» позволила им добиться максимальных результатов. Обычно проблема, связанная с использованием выхлопа для подачи потока для диффузора, заключается в том, что поток является несогласованным.

Чтобы преодолеть это, «Ред Булл» и «Рено» разработали методы, позволяющие удерживать выхлопные газы, даже когда пилот нажимает на педаль газа. Первоначально они использовали холодный обдув, используя настройки двигателя, они поднимали дроссель, когда пилот убирал ногу с педали, разрезая топливо и искру и превращая двигатель в воздушный насос. Для ограниченного режима работы, обычно в качестве квалификационного режима (который был разработан в 2011 году), они разработали горячую продувку, что означало также пропускание небольшого количества топлива. Без искры оно не сгорело бы в цилиндрах, но как только оно достигло бы выхлопа, оно бы еще больше сгенерировало потоков.

Как же развилась машина на протяжении всех Гран-при…

Первый этап. Бахрейн

Феттеля занял поул и выиграл бы гонку, если бы не мотор «Рено». Позднее скажут, что проблемы возникли из-за неисправности свечи зажигания. В итоге немец приехал четвертым. Уэббер из-за проблем с утечкой масла на старте приехал восьмым.

Поврежденная свеча зажигания, возможно, была первым признаком того, что «Ред Булл» и «Рено» использовали выхлопной газ.

Второй этап. Австралия

Команда заняла первый ряд стартового поля. Феттель сошел на 25-м круге из-за проблем с тормозами – это была первая версия. Позже пришли к выводу, что проблема была с крепежом зеркал. Между тем у Уэббера были свои проблемы, в результате которых он финишировал 9-м.

После Гран-при Австралии в «ФИА» решили запретить установку зеркал заднего вида на боковых понтонах, так как такое решение позволяет лучше организовать воздушные потоки вокруг болида. Все команды должны крепить зеркала к монококу.

Появились подозрения в том, что «Ред Булл» регулирует высоту дорожного просвета между квалификацией и гонкой. Появились фото, где это было видно. Многие решили, что в этом их было преимущество в квалификации.

Третий этап. Малайзия

Себастьян Феттель выиграл гонку, а Марк уступил ему всего 5 секунд.

Четвертый этап. Китай

В квалификации команда вновь завоевала первый ряд. Гонка же обернулась провалом. Феттель стал только шестым, а Уэббер – восьмым.

В Китае команда представила первый крупные новинки. Изменения коснулись переднего крыла.

Они влияют на распределение дальнейших потоков. Изменение геометрии верхнего закрылка также соответствовало одному верхнему уровню основной плоскости, при этом прорезь, проходящая от нейтральной секции к дуге основной плоскости, сохранялась

Новые L-образные поворотные лопасти, которые совпали с обновлением переднего крыла для Китая, выделены зеленым цветом на изображении выше.

На этом этапе удалось сделать восхитительное фото, где видна хитрая форма выхлопной трубы, необходимой для того, чтобы разместить выход прямо над днищем. Команда явно усердно работала, чтобы сохранить длину, снизив потери в мощности.

Пятый этап. Испания

Уэббер завоевал поул, а Феттель показал второе время. Все ожидали, что в гонке уедут вперед. В реальности же Уэбберу пришлось повоевать с Хэмилтном, который прошел Феттеля из-за медленного пит-стопа. Марк выиграл гонку, а немец довольствовался лишь третьим местом.

Возвращение в Европу обычно предвещает значительный этап в развитии автомобилей, когда командам легче доставлять компоненты. В последние годы все стало иначе из-за развития 3D-печати прямо на месте, когда команды вносят коррективы во время Гран-при.

На RB6 обновили выхлопную систему. Длина боковых понтонов стала меньше, изменив направление воздушного потока к двойному диффузору.

Между тем, команда добавила отверстие в днище перед задним колесом (обведено кружком), которое помогает формировать поток от задней шины к диффузору.

Шестой этап. Монако

В квалификации Уэббер вновь оказался быстрее напарника. Между ними на втором месте стартового поля неожиданно расположился Роберт Кубица. Феттель легко разделается с пилотом «Рено», что позволит команде сделать второй дубль в сезоне.

Команда добавила новый элемент на заднее крыло, который, как и крылышко Y75, расположился на задней поверхности крыла. Ямка в крыле создавала эффект третье полноценного элемента крыла, повышая его эффективность.

Обратите внимание, что форма крыла также была изменена с целью улучшения прижимной силы в задней части, при этом внешние секции с поднятыми вверх и центральная секция со стреловидной головкой улучшают аэродинамическое соединение между задним крылом и диффузором.

Седьмой этап. Турция

Битва за титул набирала обороты. Уэббер вновь стартовал с поул-позиции, а немец третьим. На этот раз между ними вклинился пилот «Макларена» Льюис Хэмилтон. Оба пилота столкнулись на 40-м круге. Феттелю пришлось сойти, а Уэббер из-за этого финишировал позади двух «Макларенов».

Команда вновь привезла новинки. Новое переднее крыло (выше, верхнее) использовалось обоими пилотами. Новое крыло использовало закрылки основной пластины во всю длину, в то время как количество закрылков было увеличено до двух, хотя они стали короче. Это изменение также потребовало изменения конструкции концевой пластины: к передней кромке добавили арку, а прорезь отодвинули назад, чтобы облегчить поворот воздушного потока вокруг передней шины и распределение воздушного потока через закрылки.

Пересмотрев геометрию боковых понтонов в Испании, команда прибыла в Турцию с новыми элементами. Они обрамляют воздушный поток вокруг передней части боковой стойки, имея дело как с потоком от переднего крыла, так и с тем, как поток движется вокруг. Дизайн стал более изящным.

Конфигурация выхлопной трубы также была улучшена с помощью металлической секции выхлопной трубы, которая ранее была обнажена, что позволило сделать более простой конструкцию с применением термообработки. Это не только устраняло любые проблемы с переходом для выпускного шлейфа, но и опасения, что работа мотора может привести к повреждению этого участка.

Наконец, команда прибыла со своей версией F-Duct для тестирования. Так же, как и оригинальная система «Макларена», она была соединена с верхней частью крыльев с прорезями на задней стороне, используемыми для нарушения потока и «остановки» крыла.

Восьмой этап. Канада

Льюис Хэмилтон в квалификации переиграл Уэббера и Феттеля. Марк потеря 5 позиций на старте из-за замены коробки передач. Уэббер придерживался альтернативной стратегии, лидируя с 28 по 49 круг, но так и не смог отыграть потерянное время, приехав пятым. Феттель стал четвертым.

Команда вернулась к конструкции переднего крыла, использовавшейся до Турции, но в конструкцию заднего крыла были внесены изменения в соответствии с характеристиками трассы.

В Монреале появился новый диффузор прежняя изогнутая наружная кромка была заменена на эту острую. Это несомненно, порождало вихрь, который помогал контролировать окружающие структуру потоки.

Девятый этап. Европа

Феттель и Уэббер стартовали с первого ряда. Третьим был Хэмилтон. Британец прошел Марка и попытался пройти немца, но немного повредил болид. На 9-м круге Уэббер наткнулся на «Лотус» Хейкки Ковалайнена. Болид совершил переворот в воздухе на 360 градусов. Феттель выиграл гонку. Вместе с Хэмилтоном они отрывались от австралийца в зачете.

Несмотря на то, что команда тестировала свое решение F-Duct в предыдущих Гран-при, система наконец-то получила зеленый свет в Валенсии. В F-образном воздуховоде использовался флюидальный переключатель для изменения направления воздушного потока с нижнего нейтрального выхода на трубопровод, который подавал основной поток на заднее крыло.

Изменение, внесенное во внешнюю форму диффузоров в Канаде, получило продолжение в Валенсии. Фильтры были установлены на верхней поверхности диффузоров над каждой из вертикальных трубок, что позволяло раньше впрыскивать поток в область низкого давления и преодолевать их высоту.

Десятый этап. Великобритания

Феттель и Уэббер в очередной раз оккупировали первый ряд стартового поля. Тем не менее, начало гонки не совсем соответствовало плану Феттеля, так как он столкнулся с Хэмилтоном, когда попытался пропустить напарника по команде. В итоге ему пришлось ехать на пит-стоп, что стоило кучу времени. Машина безопасности позволила немцу вернуться в бой. Все выходные были омрачены событиями вокруг переднего крыла «Ред Булл» и только подчеркивали слова Марка Уэббер по радио, когда он одержал победу: «Неплохо для номера два, не так ли?».

Новое переднее крыло было главным яблоком раздора на Гран-при Великобритании. Когда новое переднее крыло Феттеля было сломано во время тренировки (внизу), команда взяла крыло Уэббера и поставила его на болид Феттеля для квалификации. Обновленная версия имела другую форму, чем верхнее крыло, но если раньше опорное крепление было сделано только из металла, то теперь оно также имело карбоновую часть. Между тем концевая пластина имела нижнюю дугу, замеченную на предыдущих итерациях, а задний вырез был увеличен в длину, чтобы соответствовать изменениям в конструкции закрылков и характеристикам трассы.

Шумиха была вокруг нового переднего крыла, но еще любопытные изменения появились в положении камер от FOM.

В увеличенном варианте видна обычная конструкция, которая была сделана Уэбберу после смены спецификации переднего крыла. Я выделил корпуса камеры FOM зеленым цветом, которые сами по себе должны быть аэродинамически нейтральными. Однако, как это было в течение некоторого времени, дизайнеры используют их вместе с другими компонентами, чтобы получить преимущество. В этом случае «Ред Буоо» сместил переднее крыло вперед, уменьшив точку, в которой основная плоскость крепится к стойкам переднего крыла. Тем временем, они установили корпуса камер внутри пилонов позади основной плоскости, чтобы получить преимущество от обеих обязательных нейтральных секций (секция основной плоскости Y250 и корпуса камер).  Корпуса камер нуждались в дополнительной поддержке, поэтому в основание пилонов были добавлены небольшие пластины (выделены фиолетовым цветом).

Размещение этих элементов означает, что ранее нейтральная центральная секция нова сможет генерировать собственную прижимную силу и создаст новые аэроконструкции, которые помогут управлять вихревыми потоками на обоих концах секции (Y250). Как видно на изображении выше (корпуса камер в очередной раз выделены зеленым цветом), это позволяет общей поверхности иметь другой угол атаки. Более того, камеры могут быть расположены под углом +/- 5 градусов, что позволяет играться с настройками.

Одиннадцатый этап. Германия

«Феррари» восстала из пепла и дала бой «Ред Булл». Феттель всего на две тысячных переквалифицировал Алонсо, в то время как Уэбберу пришлось довольствоваться четвертым. «Феррари» на старте переиграла «Ред Булл». Феттеля зазвали на ранний пит-стоп, чтобы очистить воздух. «Феррари» решили последовать его примеру и сохранили статус-кво. При этом Дженсон Баттон прошел вперед. Гонка для Уэббера была испорчена. Роб Смедли решил исход гонки: «Ладно... так... Фернандо быстрее тебя. Можешь ли ты подтвердить, что понял это сообщение?». Масса должным образом замедлился, чтобы позволить Алонсо пройти. Зрители были в ярости от командной тактики. Феттель приехал третьим, а Уэббер лишь шестым.

Очередная новая итерация переднего антикрыла появилась в Германии. В верхнем закрылке крыла появился меньший элемент, повышающий эффективность и позволяющий использовать более агрессивный угол атаки.

Двенадцатый этап. Венгрия

Пилоты «Ред Булл» стартовали с первого ряда. Алонсо показал третье время больше, чем в секунде. Испанец решил испортить праздник, обогнав Уэббера. Феттель начал набирать почти неприступное преимущество, которое было подорвано инцидентом на 15-м круге, который привел к появлению машины безопасности. Пока Феттель и остальная часть стаи ныряли в пит-лейн за свежей резиной, Уэббер остался в стороне, пытаясь обойти Алонсо. Стюарды не стали доброжелательно относиться к медленной скорости Феттеля позади автомобиля безопасности, настаивая на том, что он превысил минимальную длину 10 автомобилей и выписали ему штраф. В итоге Феттель так и не смог пройти Алонсо. Уэббер же выиграл гонку.

Корпуса камер FOM были снова размещены за основной плоскостью в Венгрии и, учитывая высокую прижимную силу трассы, это добавило смысла к выводу, что конфигурация была в состоянии помочь команде генерировать больше прижимной силы.

Передние крылья «Ред Булл» и «Феррари» продолжали подвергаться тщательному анализу со стороны остальной части пит-лейна. Хоть команде удалось пройти тесты на гибкость крыла, но «ФИА» все равно хотели запретить подобные трюки. В связи с этим с Гран-при Бельгии будут введены новые требования.

Тринадцатый этап. Бельгия

В Спа всегда была особенная погода. Дождь может застать врасплох. Лучше всех в квалификации справился Уэббер, а Феттель был только 4-м.

Старт гонки для Марка не задался. Австралиец откатился на 6-е место. Хэмилтона никто не сдерживал. Обгону Баттона также способствовал Феттель, который врезался в Дженсона. Британцу пришлось сойти. Себастьян же отделался штрафом в виде потери трех позиций.

Уэббер же переместился на третью позицию, что давало ему шанс на победу. Погода вновь вмешалась. За счет пит-стопа Уэбберу удалось финишировать вторым впереди Роберта Кубицы. Феттель довольствовался 15-м местом.

«ФИА» выполнила свое обещание. Переднее крылья должны были выдерживать теперь нагрузку не в 50 кг и 10 мм прогиба, а 100 кг без отклонения более, чем на 20 мм. Но крылья «Ред Булл» и «Феррари» прошли проверку.

Крыло претерпело изменения. Появились вырезы во внешних секциях, а также V-образная канавка, размещенная в центральной секции. Это было необходимо для увеличения максимальной скорости без потерь в прижимной силе.

Четырнадцатый этап. Италия

Ошибка Феттеля в квалификации поставила его на 6-е место, в то время как Уэббер тоже боролся, привезя RB6 на 4-е место. Уэббер по традиции откатился на старте на 9-е место, но затем начал прорываться. На 20-м круге Феттель, который сейчас находился на 7-м месте, вновь попал под атаки напарника. Все же немцу удалось приехать 4-м, а Марку только 6-м.

В преддверии Гран-при в «ФИА» предупредили о более жестких тестах на гибкость переднего крыла. Если следовать логике, то вместе с передним крыло должен был прогибаться и сплиттер. Тесты стали учитывать и это.

Пятнадцатый этап. Сингапур

По словам Феттеля, ему было достаточно легко касания стены в третьем сегменте, чтобы потерять поул-позицию. Алонсо переквалифицировал его на 0.067 секунды. В шести десятых позади оказался Уэббер.

Гонка началась без провалов для пилотов «Ред Булл». Уже после четвертого круга на трассу вышла машина безопасности. Уэббер поехал в боксы. На более жесткой резине он начал отыгрывать позиции обратно. Феттель и Алонсо начали штамповать быстрый круги, чтобы оторваться от всех. Они даже совершили одновременный пит-стоп на 29-м круге. На 35-м круге машина безопасности вновь собрала всех вместе, что привело к контакту Хэмилтона и Уэббера.

Британец сошел, а Марк поехал с вибрациями. Противостояние Алонсо и Феттеля набирало обороты. На финише их разделило всего лишь 0.293 секунды. Австралиец приехал третьим в 30 секундах позади. При этом Марк остался лидером чемпионата.

Это может показаться очень маленькой деталью, но команда добавила этот маленький контрольный плавник на верхней четверти тормозного диска в Сингапуре. Это поможет контролировать воздушные потоки вокруг внутренней части обода колеса, направляя его вниз, что имеет особое значение переднего края боковых понтонов.

В Сингапуре дебютировала новая версия F-Duct. Вместо того, чтобы закрыть верхний отсек же, команда закрыла основной. Как видно на верхнем изображении, трубопровод теперь соединяется с внешней стороной основной плоскости, в то время как ячейка Y75 была вновь установлена на верхнем отсеке. На нижнем фото видно, что команда проверяет работоспособность устройства. Это показывает нам, где прорези присутствуют в задней поверхности основных плоскостей (верхняя из двух горизонтальных темных линий, присутствующих на фоне краски). Помимо F-Duct, управляемого пилотом, команда также объединила эту инсталляцию с основным каналом, используемым в Монако. Воздуховод на передней стороне крыла пропускал воздух через полое крыло и выбрасывал его через более крупный горизонтальный паз на задней стороне, имитирующий трехсекционное заднее крыло.

Шестнадцатый этап. Япония

Квалификация в субботу была отложена и перенесена на воскресенье, так как погодные условия в регионе были тяжелыми. Влажная погода предыдущего дня смыла весь накат. Кое-где даже остались мокрые места. Команда «Ред Булл» доминировала. Феттель опередил Уэббера.

Лукас ди Грасси разбил болид прямо на формировочном круге. К концу первого круга из гонки выбыло еще четверо пилотов. Кубице пришлось остановиться из-за колеса. На трассе появилась машина безопасности. Менее секунды разделило Феттеля и Уэббера на финише. Битва за титул продолжалась между пятью пилотами.

В «Ред Булл» сохранили версию F-Duct, но изменили конструкцию нижней балки крыла, создав форму дуги, что увеличило общую эффективность. На этом снимке вы заметите, что команда также пересмотрела внешние секции диффузора, добавив термообработку поверхностям.

Появилось дополнительное отверстие, чтобы улучшить контроль воздушного потока, направляемого задним колесом в траекторию диффузоров.

Семнадцатый этап. Корея

Пилоты «Ред Булл» сорвали очередной куш. Алонсо был в нескольких десятых позади. Из-за дождя пилотам пришлось стартовать на дождевой резине. Гонку приостановили на 45 минут, а затем перезапустили под машиной безопасности. Вскоре же Уэббер столкнулся с Росбергом. Гонка для обоих закончилась.

Машина безопасности была развернута еще раз, когда маршалы убрали машины и мусор, последовала третья машина безопасности. Пилоты перешли на промежуточную резину. Алонсо уступил Хэмилтону после неудачного пит-стопа. Пилот «Макларена» ошибся в первом повороте, что позволило испанцу отыграться. Алонсо штамповал быстрые круги в погоне за Феттелем, который на 45-м круге был вынужден сойти из-за проблем с двигателем. Алонсо и Хэмилтон финишировали впереди всех. Новым лидером чемпионата стал Алонсо.

Восемнадцатый этап. Бразилия

В квалификации всех на секунду опередил новичок пилот «Уильямса» Нико Хюлкенберг. Феттель и Уэббер расположились позади.

Четыре из пяти претендентов на титул выстирались на стартовой решетке друг за другом. Феттель взял инициативу на себя, в то время как Уэббер прошел Хюлкенберга в четвертом повороте. На втором круге Хэмилтон ошибся, что позволило Алонсо пройти мимо. Получилось, что Хюлкенберг способствовал отрыву пилотов «Ред Булл». Алонсо сделал ход на 7-м круге. Хюлкенберг же сопротивлялся Хэмилтону до 14-го круга, когда пошел на пит-стоп. Хэмилтон стал жаловаться на резину, тем самым одним из первых перешел на свежую.

Авария Льюцци на 51 круге привела к появлению машины безопасности. Между Феттелем и Уэббер оказались Барикелло и Петров. Феттель одержал победу с отрывом над Уэббером в 4 секунды, в то время как позади расположились Алонсо, Хэмилтон и Баттон. За титул битва продолжалась.

Девятнадцатый этап. Абу-Даби

Феттель завоевал десятую поул-позицию в сезоне. Уэббер был только 6-м. Хэмилтон, Алонсо и Баттон расположились со второго по четвертое места соответственно.

Феттель и Хэмилотон сохранили позиции, а вот Алонсо пропустил Баттона. Из-за столкновения Шумахера и Льюцци появилась машина безопасности. Уэббер и Алонсо из-за износа резины совершили ранние пит-стопы, в то время как Феттель и Хэмилтон остались на трассе. Прорыв Алонсо и Уэббера осложнился Петровым. На подиум приехали Феттель, Хэмилтон и Баттон. Победа Феттеля означала, что он впервые в сезоне возглавил чемпионат. Титул чемпиона мира уплыл от всех на глазах.

Вывод

Сезон 2010 стал вызовом для команд. Появились гибкие передние крылья, выдувные диффузоры и F-воздуховод. Разнообразие этих решений означало, что мы столкнулись с некоторыми совершенно разными идеями, когда команды боролись за превосходство. Разработанное гибкое переднее крыло и хорошо спроектированный двойной диффузор дали команде «Ред Булл» преимущество. Появление F-Duct только укрепило позиции. Болид RB6 стал лучшим не только в поворотах, но еще и на прямых.

Источник.