5 мин.

Рокировочка

Крайне неприятным событием для отечественных любителей автоспорта стало «понижение» Даниила Квята обратно в Toro Rosso, в то время как на его место в Red Bull Racing перевели Макса Ферстаппена. Впрочем, надо ли говорить, что еще неприятнее этот факт для Дани и его ближайшего окружения…

Так как произошло данное событие сразу после сочинского Гран-при России, то возникает желание сразу привязать его к столкновению на первом круге с Себастьяном Феттелем, в котором Даниил безусловно был виноват. И в данном контексте решение боссов Red Bull выглядит крайне жестким. Все-таки несмотря на вину Квята в череде столкновений, устроенных на первом круге сочинского Гран-при, по большему счету это был обычный гоночный инцидент, какие наберутся в карьере любого серьезного гонщика. Тем более, ранее за Даней не водилось действий настолько рискованных. Конечно он гонщик не без агрессии, но в его действиях риск не перехлестывает. Здесь ключевая фраза «он гонщик», и настоящий гонщик не может быть без агрессии.

Скажем прямо, слухи о переводе Ферстаппена в основную команду Red Bull ходили давно, но ожидалось это событие по итогам сезона, и никак не столь рано. При этом у Даниила оставалось еще более половины сезона, чтобы показать свой класс, также как у Ферстаппена было время проявить или не проявить себя в Toro Rosso. Ведь на настоящий момент ничем по-настоящему выдающимся Макс пока не выделился. Нынешний перевод крайне неожидан и выглядит даже непоследовательным. Политика программы Red Bull безусловно очень строгая и даже жесткая, но она никак не выглядела нелогичной. В то время как в данной рокировке все выглядит так, словно верх взяла не логика, а кратковреемнные эмоции.

Надо отдать должное менеджменту Макса Ферстаппена. Его отец Йос выглядит в роли управляющего делами своего сына гораздо более жестким и бескомпромиссным, чем он был в роли гонщика Формулы-1. Макса продвигают так, будто он уже топ-пилот Ф1. Ранее «команда Ферстаппена» оказала давление на Red Bull, что они согласны сотрудничать с юниорской программой «красного быка» только в случае если Макса сразу посадят за руль боевого болида Ф1, что было не слишком характерно для программы Red Bull Junior, где пилоты обычно проходили школу в череде молодежных категорий. Теперь «команда Ферстаппена» давно уже давит на то, что Макса следует перевести в основной состав Red Bull, не то его якобы ждут уже с распростертыми объятиями в Ferrari и Mercedes. Напомню, однако, что до сих пор на счету Макса не было по-настоящему выдающихся выступлений в Ф1. Главное, на что обращают внимание в случае с Ферстаппеном – это юный возраст, в котором он уже на равных сражается с другими пилотами Ф1. Но если бы он не показал себя способным сражаться на этом уровне, ему вообще тут было бы нечего делать, не так ли?

В плане собственно защиты интересов со стороны менеджемента Квят конечно проигрывает Ферстаппену. Дане приходится все доказывать самому, на трассе.

Имея две команды в Ф1, руководство Red Bull может себе позволить тасовать состав, словно в футбольном суперклубе. Кого-то перевести в основной состав, кого-то в итальянский «дубль». Ведь состав ныне в программе Red Bull и в самом деле на загляденье: Риккьярдо, Квят, Ферстаппен, Сайнс.

Строго говоря, Даниил Квят в основном был медленнее чем его напарник, Даниэль Риккьярдо, в течение тех сезона с четвертью, что он провел в составе Red Bull Racing. Даже несмотря на тот факт, что прошлый сезон, дебютный в основной команде, Квят завершил выше напарника. 2015 год складывался для Red Bull сложно, было много проблем с надежностью.

На настоящий момент у Red Bull есть лидер, которого можно рассматривать как эталонного гонщика – Даниэль Риккьярдо. Риккьярдо уже доказал способность выигрывать гонки, и право быть лидером команды он завоевал не потому, что из Red Bull ушел Себастьян Феттель; Даниэль доказал способность быть лидером, опережая четырехкратного чемпиона во время первого совместного сезона в команде. Если бы Даня Квят сходу показал бы такую же скорость как и Риккьярдо, думаю у Хельмута Марко не возникло бы мысли менять его на Ферстаппена несмотря ни на какие требования «папаши Йоса».

Менеджмент Red Bull показал свою способность быть жестким и динамичным одновременно. Вместо того чтобы дать возможность Квяту и Ферстаппену проявить себя в составе своих команд до конца года и на основании этого уже сделать выводы на 2017 год, они решили действовать сразу.

Уже с Барселоны Ферстаппену предстоит доказывать свою «топовость» в составе ведущей команды, имея в напарниках столь сложного соперника как Риккьярдо. Если борьба с Сайнсом во многом напоминала детско-садовскую возню, теперь Максу предстоит показать себя в соперничестве с гонщиком, имеющем репутацию топ-пилота. Ферстаппен совершил очередной головокружительный скачок в карьере, но так можно и шею сломать. Посмотрим. Хотя мне кажется, что даже если Макс «наломает дров» в этом сезоне, его все равно продлят на 2017 год. Слишком велик фаворитизм в отношении этого гонщика.

Для Квята и для нас в данной ситуации в первую очередь негативны следующие факторы. Red Bull имеет отличное шасси, в течение сезона команда должна получить обновления двигателя, что позволило бы прибавить в результатах. Даниил неоднократно демонстрировал прогресс по ходу сезона, когда концовку чемпионата он проводил значительно мощнее, чем его начало. Хотя на третий год в Ф1, уже в хорошо знакомой команде ему следовало бы и начинать сезон мощно. У Toro Rosso тоже неплохое шасси, но так как команда не будет получать обновления силовой установки Ferrari до конца года, ближе к концовке сезона возможен регресс результатов.

Но если пытаться найти позитивные стороны в сложившейся ситуации, они тоже есть. У Дани появилась возможность «перезагрузить» карьеру в Ф1. Да, быть может ему не удалось добиться в сравнении с Риккьярдо таких результатов, каких хотелось бы. Но он возвращается в хорошо знакомую ему команду. Франц Тост хорошо относится к Дане. В Toro Rosso нет повышенного давления давать результат в каждой гонке, что позволит немного проанализировать ситуацию.

Тост неоднократно говорил, что только на третий год гонщики в Ф1 показывают свой настоящий уровень. С этой точки зрения Квяту нужно давать результат здесь и сейчас, в то время как у Ферстаппена с Сайнсом еще есть год в запасе. Поэтому в Toro Rosso Даниилу конечно нужно обязательно обыгрывать испанца. Но Карлос давний знакомый для Дани. Значительную часть карьеры в составе юниорской программы Red Bull Квят и Сайнс провели вместе, плечом к плечу. Двухлитровая Формула Renault, серия GP3. И в основном Квят ранее оставлял Сайнса позади, почему собственно и пришел в Ф1 раньше. Так что задача Дани не меняется. Ему нужно оставить Сайнса в своей тени. Ныне эта задача также не выглядит малореальной. Главное – не вешать нос.