14 мин.

Триумф чемпионов

Когда судьба чемпионского титула решается досрочно до окончания сезона, всегда хочется чтобы оставшиеся гонки прошли как можно более захватывающе. Все-таки пока интрига в чемпионате остается жива, это любой гонке добавляет градуса напряжения. Когда чемпионат решен - остаются только гонки. И трасса Интерлагос наилучшим образом подходила как локация для крутой гонки.

Впрочем, судьба одного титула оставалась нерешенной вплоть до Сан-Паулу. Речь конечно о Кубке конструкторов. Но ситуация здесь во многом напоминала ту, которая была у Себастьяна Феттеля в личном зачете в Мексике. Ferrari обязательно надо было отыгрывать очки у Mercedes просто чтобы сохранить шансы на продолжение борьбы уже в финале в Абу-Даби. Таким образом, перед Mercedes стояла не самая сложная задача.

Что касается самой гонки, Интерлагос в основном оправдал ожидания. Гран-при Бразилии был действительно интересной гонкой, со множеством борьбы на разных этажах пелотона, в том числе и за победу, с обгонами, с не самым обычным сюжетом. В общем то, чем и славится Интерлагос. Хотя конечно, до самых убойных бразильских Гран-при эта гонка не дотягивала. А хотелось все-таки, например, чтобы в воскресенье прошел дождь. Что может быть лучше захватывающей дождевой гонки, когда судьба чемпионства уже решена?

Итог Гран-при Бразилии, несмотря на интересный сюжет, был все-таки довольно предсказуемым. Льюис Хэмилтон выиграл и в квалификации, и затем в гонке. Чемпион мира, как говорится, подтвердил свой класс. Кстати, это как раз стало не самым банальным событием с точки зрения статистики. Дело в том, что ранее Льюис, если досрочно выигрывал чемпионат, в оставшихся гонках сезона ни разу не брал поул, и не выигрывал гонки. И вот теперь в Бразилии образца 2018 года нарушил наконец эту не самую приятную для себя статистику. Впрочем, не думаю, что здесь была какая-то строгая закономерность, что Хэмилтон, выиграв чемпионат, как-то слишком расслаблялся к примеру. Таких гонок, на которые Льюис приезжал досрочным чемпионом, было - в 2015 году три и две в 2017 году (как и в нынешнем); в целом, немало. Но все-таки речь здесь больше шла о стечении обстоятельств и совпадении факторов, чем о какой-то закономерности. Что, в общем-то, в этом году Хэмилтон и доказал, победив в Бразилии.

Квалификация, итогом которой стал вышеупомянутый поул Хэмилтона, десятый для него в сезоне и 82 в карьере, проходила, между тем, очень напряженно. Над Сан-Паулу нависали грозовые тучи, в каких-то районах города шел ливень. В любой момент дождь мог дойти и до Интерлагоса. Стандартная ситуация для здешних мест. Несколько раз над трассой начинало накрапывать, что добавляло нервозности в происходящее, но никого не заставило изменить сликам. В любом случае, такой характер квалификации, когда с минуты на минуту ждали дождя, вносил свои коррективы в сюжет. Все гонщики старались проезжать свои круги как можно раньше, чтобы успеть показать время пока дождь не начался.

Нервозная ситуация вылилась кстати в эпизод с Себастьяном Феттелем (о, опять именно с ним!). Себа зазвали на взвешивание по ходу сегмента (стандартная процедура), но стюарды при этом шевелились крайне медленно. Почему-то и механики Ferrari не пришли к точке взвешивания, чтобы затем оттолкать болид своего лидера. А времечко при этом тикало. Естественно, Себастьян нервничал. В итоге он не заглушил мотор на весах, а затем самостоятельно съехал с весов. Что, по словам небезызвестного Джо Бауэра, привело к тому, что Феттель сломал весы. И не просто какие-то весы, а самые что ни на есть официальные весы FIA. В общем, пришлось понервничать уже на тему, как бы Себа не наказали как-нибудь серьезно. Но обошлось - наказали деньгами и предупреждение дали.

Между тем, сражение за поул-позицию в финале между Хэмилтоном и Феттелем выдалось крайне напряженным. Пилоты обменялись лучшими временами на секторах. Но верх все же остался за Хэмилтоном. Себастьян закончил квалификацию вторым.

Вторые пилоты Mercedes и Ferrari поделили между собой второй ряд стартового поля, окрасив его в цвета финского флага; Валттери на этот раз оказался впереди Кими. Если первая четверка расположилась достаточно плотно - уложившись в две десятые секунды, Red Bull проиграл времени поула уже прилично, отстав на полсекунды. Макс Ферстаппен в очередной раз по ходу сезона опередил в квалификации напарника, показав пятое время. Дэн Риккьярдо был шестым. Но полностью третий ряд Red Bull не достался, так как Даниэля ждал штраф за превышающую лимит замену турбины, поврежденную в Мексике; стартовать австралийцу пришлось с 11 позиции. Кто бы мог подумать, что после не самой яркой квалификации Red Bull будет так быстр в гонке...

Отличной квалификацией отметился Sauber. Мало того, что обе машины прошли в десятку лучших. Так они оказались еще и быстрейшими среди "остальных". После штрафа Риккьярдо, Маркус Эриксон и вовсе стартовал с шестой позиции - лучший результат в его карьере. Маркус на этот раз неожиданно опередил в квалификации Шарля Леклера, который квалифицировался сразу позади своего шведского напарника. Шарль проявил недюжинную крепость нервов и мастерство, когда прошел в Топ-10 в последние мгновения второго сегмента, когда на трассе казалось начался дождь.

Хорошую квалификацию провел Сергей Сироткин, пройдя во второй сегмент. Стартовать Сергею предстояло с 14 позиции. Вот уж кто от дождя бы точно не отказался! В сухих условиях нынешний Williams, увы, малоконкурентоспособен.

На старте Льюис Хэмилтон сохранил лидерство, в то время как Боттасу удался отличный старт, и он опередил в первом повороте Феттеля на торможении. Себастьян перетормозил, заблокировал шины и уступил позицию Валттери, благодаря чему уже на первых метрах дистанции бразильского Гран-при два Mercedes оказались во главе пелотона. Кими Райкконен тоже стартовал не лучшим образом, уступив позицию Ферстаппену. Но финну следует отдать должное - он практически сразу отыгрался, красивым маневром в Subida do Lago (в конце Reta Oposta) по внешнему радиусу опередил Макса. Впрочем, ненадолго. Макс Ферстаппен был неудержим в начале гонки, да и вообще на протяжении всей дистанции.

На третьем-четвертом кругах Макс Ферстаппен последовательно опередил сначала Райкконена, а затем и Феттеля. Темп Red Bull был каким-то сумасшедшим, Ferrari просто ничего не смогла противопоставить. Практически сразу после того как Себастьян пропустил Макса, он допустил небольшую ошибку, чем воспользовался Кими. Две Ferrari поменялись местами. Эта гонка не задалась для Феттеля с самого начала. Между тем к пятому кругу дистанции Даниэль Риккьярдо вышел на шестое место, пройдя одного за другим соперников из средней группы. Собственно, с этого шестого места Дэн и стартовал бы, если бы не штраф. Причем пелотон к этому моменту еще не растянулся, и Даниэль оказался в непосредственной близости от Феттеля. Не только один Red Bull был быстр.

Между прочим, прорыв Даниэля был также задачей небанальной. На первых кругах в середине пелотона кипели те еще страсти. Маркус Эриксон повредил машину еще в первом повороте, столкнувшись с Романом Грожаном. Гонка после старта с лучшей для него позиции, не задалась, и в итоге Эриксон был вынужден сойти. Жестко рубились между собой напарники по Renault Карлос Сайнс и Нико Хюлкенберг. В общем, там было где потерять и несколько аэродинамических элементов, и всю гонку. Риккьярдо удалось пройти эту группу чисто и спокойно.

Между тем, ни о каком доминировании Mercedes ни шло и речи. Валттери Боттас совершенно не держал темп своего лидера, Льюиса Хэмилтона. В итоге к нему приблизился Макс Ферстаппен и уверенно прошел на десятом круге на торможении в конце стартовой прямой. После этого на хвост Боттасу сел уже Райкконен, за которым шла плотная группа из Феттеля и Риккьярдо. Валттери сколько угодно может говорить о том, что ему надоело сдерживать соперников, чтобы Хэмилтон отрывался, но по факту в Интерлагосе у него попросту не хватало темпа. Боттас сдерживал группу, возглавляемую Райкконеном, которая могла идти быстрее.

Ферстаппен при этом, пройдя Боттаса, бросился в погоню за Хэмилтоном, и догонял лидера гонки. Темп Red Bull и вправду был какой-то сумасшедший!

У Mercedes начались проблемы с износом стартовых комплектов SuperSoft. Поэтому команда зазвала своих гонщиков на пит-стопы на 18-19 кругах. Сначала был проведен пит-стоп Боттаса, который до этого момента не уступил позиции Райкконену в ходе дуэли, в которой было несколько красивых попыток атак. После пит-стопа Валттери, Кими и его преследователи уже не были ни кем сдерживаемы. Кругом спустя Боттаса в боксах побывал и Хэмилтон, уступив лидерство почти догнавшему его Ферстаппену. На пит-стопах оба пилота Mercedes получили комплекты наиболее жестких в Бразилии шин Medium.

Ситуация со стартовыми комплектами SuperSoft на обоих Red Bull и Soft на обеих Ferrari складывалась лучше. По крайней мере пилоты Ferrari смогли оставаться на трассе до своих пит-стопов, до 27 круга в случае с Феттелем и 31-го в варианте Райкконена, на которых они, как и соперники из Mercedes перешли на Medium. Несмотря на разницу по времени проведения пит-стопов, обе Ferrari все равно оказали позади обеих Mercedes.

Гонщики Red Bull проехали на стартовых комплектах вообще половину дистанции. Ферстаппен провел пит-стоп только на 35 круге, уступив лидерство своему напарнику Риккьярдо. Дэн останавливался и вовсе на 39-м. Благодаря этому гонщики Red Bull могли себе позволить перейти на пит-стопах на Soft, благо до финиша оставалось уже не так много. Болиды Red Bull потрясающе эффективно работали с шинами на Интерлагосе.

Вскоре после пит-стопов "Скудерии" произошел крайне любопытный эпизод. Дело в том, что Райкконен после пит-стопа оказался на трассе позади Феттеля. Но несколькими кругами спустя с командного мостика Ferrari поступила команда, - и Себастьян пропустил Кими вперед. Финн, шины которого были на несколько кругов свежее, был официально признан своей командой более быстрым гонщиком в Бразилии, чем Феттель. Гонщики Ferrari, как и до пит-стопов, вновь сидели на заднем антикрыле Боттаса, и перспективы Кими обойти Валттери были признаны более высокими. И вправду, вскоре после обмена позициями Райкконен обновил лучшее время круга, а Феттель за пару кругов подотстал от двух финнов.

Впереди этой группы события разворачивались и вовсе захватывающе! Когда Дэн Риккьярдо заезжал в боксы, режиссеру трансляции было совершенно не до него. Потому что на трассе в этот момент Ферстаппен догнал Хэмилтона, позади которого оказался после проведенных пит-стопов, и на главной прямой опередил Льюиса. На обратной прямой Хэмилтон попытался контратаковать, но безрезультатно. Макс возглавил гонку, вернув себе лидерство. Теперь он должен был выиграть этот Гран-при Бразилии.

Но далее произошло и вовсе невообразимое! Макс Ферстаппен столкнулся с круговым Эстебаном Оконом в первой шикане, обоих гонщиков развернуло. В этот момент мимо них промчался Льюис Хэмилтон, вернувшийся в лидеры. Хотя Макс Ферстаппен смог вернуться в гонку, и более того, темп его Red Bull оказался весьма неплохим, победу он потерял. Хотя перед финишем постепенно приближался к Хэмилтону, просто удивительно! Эстебан Окон был наказан за инцидент десятисекундным штрафом stop&go.

На самом деле, Окона наказали совершенно ни за что. Сыграл роль авторитет Ферстаппена и тот факт, что круговой гонщик помешал лидеру гонки. Стюарды же должны принимать решения исходя из правил и сути инцидента, а не исходя из контекста.

Эпизод был прелюбопытнейший. Окон, отстававший на круг, пытался вернуться в круг с лидером, и обогнал Ферстаппена. Эстебан незадолго перед этим получил свежий комплект SuperSoft и имел более высокий темп, чем Ферстаппен. Более того, Окон два круга преследовал Макса буквально по пятам, и наконец решился на обгон на главной прямой, с внешней стороны обойдя пилота Red Bull. Обгон был выполнен Оконом чисто. Имел ли право круговой гонщик обгонять лидера? Да, такое право он имел, если у него был более высокий темп и он совершал свой маневр, не мешая лидеру. Но Ферстаппена это очевидно задело, и он решил побороться, не уступать Окону. Хотя самым здравым и логичным действием было бы в данной ситуации не обращать внимание на Окона и сконцентрироваться на своей гонке. Тем не менее, имел ли Макс право не уступать и бороться? Что за вопрос, конечно, имел. И вряд ли Эстебан стал бы слишком упираться. Макс нырнул сначала внутрь первой части шиканы, Red Bull и Force india шли параллельными курсами. А затем Макс проехал так, будто бы рядом не было другого гонщика. Он что, думал, что Окон уберется на обочину при виде его маневра? Жестко захлопнув калитку во второй части шиканы, Ферстаппен попросту сам налетел на Окона. Макс полностью сам был виноват в этом столкновении.

После этого было много ругательств по радио и желание Ферстаппена найти Окона после гонки. Что он и сделал на взвешивании, где состоялась стычка гонщиков. Они немного потолкались, разговаривая на повышенных тонах. За эту стычку Макса оштрафовала ФИА, и назначила ему два дня общественных работ. В контексте этого эпизода много раз вспоминалось незабвенное Максово "это просто смешно!" Вот и Хельмут Марко говорил после гонки эту фразу. И про сам эпизод, и про разные его аспекты эта фраза сама приходила на ум. Интересно, в чем будут заключаться общественные работы Макса. Наверно прочитает лекции для молодежи о безопасном поведении за рулем. Его послушают. Макс - кумир тинейджеров. Вряд ли его заставят подметать пыль перед штаб-квартирой ФИА...

В связи с этим эпизодом сразу вспоминается легендарная история на Гран-при Японии 1993 года, когда дерзкий новичок Эдди Ирвайн, дебютировавший в той гонке на Jordan, опередил Айртона Сенну, возвращаясь в один круг с лидером. Эдди тоже в том эпизоде был быстрее Сенны. А после гонки Сенна пришел в боксы Jordan и ударил Ирвайна, мгновенно сделав его знаменитым. Великий чемпион не стерпел наглости неизвестного новичка.

Но в случае с Максом еще уместнее вспомнить Гран-при Бразилии 2001 года, когда папа Макса, Йос Ферстаппен, проигрывая круг, совершил ошибку и снес заднее антикрыло лидировавшему Хуану-Пабло Монтойе. Лишив тем самым Монтойю возможной первой победы в карьере.

В этой связи довольно странно и двусмысленно прозвучали слова доктора Марко, что Окону повезло, что в этот день в паддоке не было Йоса.

На деле, поделом. Да, дурацкий эпизод, но Макс получил по большему счету за все сомнительные маневры, которые сходили ему с рук ранее. Маневр с Оконом также был из разряда грубых и сомнительных. На этот раз дело с рук не сошло. Может будет уроком. А если бы Эстебан еще и навешал бы ему в паддоке... Поднялся бы Макс с синяком под глазом на подиум. Вот было бы совсем необычно.

Так победа буквально свалилась в руки Льюиса Хэмилтона. С великими чемпионами такое иногда случается, причем чаще чем с обычными гонщиками. И не сказать, что Льюис победил незаслуженно. Он то все делал грамотно, в чем его вина, что излишняя лихость Макса вышла тому боком.

А позади происходило немало интересного, было много красивой борьбы. Кими Райкконен все-таки опередил Боттаса на главной прямой за третье место. Позади пары финских дуэлянтов, Даниэль Риккьярдо яростно атаковал Феттеля. Себастьян несколько раз отбивал атаки, но Дэн смог его пройти. Себ пытался контратаковать - не вышло.

Проиграв позиции, и Боттас, и Феттель решили совершить вторые пит-стопы, получив свежие шины на концовку. Правда Боттас отправился на "лишний" пит-стоп после того как проиграл и еще одну позицию - на этот раз неудержимому Риккьярдо. После этого Валттери уже нечего было терять из-за дополнительного пит-стопа. Феттель же благодаря второму пит-стопу еще и успел побороться за позицию с Шарлем Леклером. Отдадим должное Шарлю - он не сразу уступил будущему напарнику.  

Даниэль перед финишем успел догнать Райкконена и прессинговал того за позицию весьма настойчиво, но Кими удалось отстоять третье место. Безусловно, Дэн провел великолепную гонку. Но и Кими проехал блестяще, вновь поднявшись на подиум. Сражение за третье место по итогам чемпионата продолжается, причем к Райкконену и Боттасу приблизился еще и Ферстаппен. Пожалуй, это будет главная интрига на финальную гонку в Абу-Даби.

Финиш вообще получился очень плотным. Райкконен, прессингуемый Риккьярдо, находились в прямой зоне видимости от пары лидеров, и приближались к ним. Ферстаппен приближался к Хэмилтону. Все прорывались сквозь трафик круговых. Яркая гонка от старта и до самого финиша. Боттас и Феттель конечно подотстали, но Валттери на свежих шинах был очень быстр, показав в итоге лучшее время круга этой гонки.

Но на вершину подиума поднялся в этот день все-таки чемпион. Десятая победа Льюиса в 2018 году и 72 в карьере. Всего вторая, кстати, в Бразилии, после 2016 года. По меркам Хэмилтона две победы на одной трассе - это немного.

Триумф Mercedes в Бразилии был полным. Победа Хэмилтона и очки Боттаса принесли окончательную победу, досрочно в Кубке конструкторов. В 2018 году ждать пришлось немного дольше, чем в предыдущие годы, но это совсем неважно. Пять лет подряд Mercedes выигрывает Кубок конструкторов, в то время как представитель "серебряных стрел" завоевывает личный чемпионский титул. Это настолько же длительная триумфальная серия, как у Ferrari в начале 2000-х.

Кроме шестерки представителей топ-команд, в очках в Бразилии приехали также следующие гонщики. Шарль Леклер был "лучшим из остальных" на этот раз. Молодой монегаск провел очередную классную гонку. Позади Леклера финишировали два Haas: Роман Грожан и Кевин Магнуссен. Таким образом, череда неудач, свалившаяся на команду в Остине и Мехико, была наконец прервана. Гонщики Haas провели крепкую, уверенную гонку. Но шансов побороться за четвертое место в Кубке конструкторов у Haas остается очень мало. Хотя главные претенденты на эту позицию, Renault, на Интерлагосе остались без очков, не продемонстрировав высокого темпа. Нико Хюлкенберг, знаменитый специалист по Интерлагосу, и вовсе сошел, чуть не доехав до середины дистанции. Замкнул десятку лучших Серхио Перес.

Среди тех, кто остался в Бразилии без очков, были и славные команды McLaren и Williams, которые на Интерлагосе замкнули пелотон. Увы, эта гонка не стала каким-то удивительным исключением из правил, нет, эта картина была уже привычной в 2018 году.  Неславные времена славных McLaren и Williams... И пусть Сергей Сироткин проводил гонку на Интерлагосе очень неплохо, на финише был впереди и напарника, Лэнса Стролла, и самого Фернандо Алонсо. Вот только, увы, эта борьба шла очень далеко от очков. Причем не сказать, что то, что происходит в этом году с McLaren и Williams сколь-нибудь необычно для Ф1, что такое происходит впервой. Здесь будет достаточно вспомнить столь славные команды как Lotus, Brabham, Tyrell, и то, каковы были их последние сезоны... Надеюсь, что до настолько грустных событий с McLaren и Williams все-таки не зайдет. А пока остается заключительная гонка сезона 2018 года в Абу-Даби.