7 мин.

Удачный рестарт

Рестарт чемпионата мира после летнего перерыва, традиционно в конце августа на легендарной Спа-Франкошам, - и Формула-1 вновь летит во весь опор к развязке сражения за титул чемпиона мира 2018 года, подобно болидам, пролетающим "Красную воду", высекая искры...

Напомню, перед летним перерывом у нас прошло два уик-энда подряд с очень похожим сюжетом. Ferrari имела преимущество и в Хоккенхайме, и на Хунгароринге, но оба раза обстоятельства сложились не в пользу "красных", а Льюис Хэмилтон, воспользовавшись моментом, выиграл обе эти гонки и сумел оторваться в качестве лидера чемпионата.

Еще год назад, приезжая в Спа, было ясно, - это территория Mercedes. "Серебряные стрелы" доминировали на самых скоростных трассах чемпионата. Но в 2018-м ситуация действительно переменилась. Ferrari серьезно прибавила, в том числе в мощности своей силовой установки. Старый козырь Mercedes теперь вроде как уже и не козырь...

В итоге свое слово в Спа все-таки сказали Себастьян Феттель и Ferrari, сумевшие выиграть в Арденнах у Льюиса Хэмилтона и Mercedes. Феттель качнул маятник чемпионата в свою сторону, напоминая - здесь еще ничего не ясно.

Победа в Гран-при Бельгии стала 52-й в карьере Феттеля, он превзошел достижение Алена Проста, которое долго являлось абсолютным рекордом Ф1. Когда в послегоночном интервью Мартин Брандл сказал об этом Себу, тот, казалось, даже был в первый момент обескуражен. Настолько поразительно выглядело это достижение даже для него самого. Еще бы. В 1987 году Ален Прост вышел на первое место по количеству побед в Формуле-1, после чего вплоть до окончания карьеры в 1993-м только увеличивал показатель своего рекорда. Этот рекорд в 51 победу держался вплоть до 2001 года, когда его превзошел Михаэль Шумахер. С тех пор только Льюису Хэмилтону удалось превзойти достижение Проста, и вот теперь - еще и Феттелю. Но скажи мне лет двадцать, да даже десять назад, что Ален Прост окажется в списке рекордсменов по количеству побед в Ф1 на четвертой строчке - ну не поверил бы.

Как уже говорилось выше, ситуация в Спа переменилась. От былого преимущества Mercedes не осталось и следа. Пилоты Ferrari лидировали на протяжении всех тренировок, показывая лучшие времена и в пятницу, и в субботу. Уверенную форму "Скудерия" сохраняла и в квалификации. Себастьян Феттель с новым рекордом трассы выиграл второй сегмент квалификации, и Кими Райкконен уступил ему совсем немного, показав второе время.

Но это Спа. Здесь дождь в принципе норма, и внезапный дождь тоже не должен никого удивлять. А на протяжении квалификации над автодромом плотно стягивались тучки. В итоге третий и решающий сегмент квалификации прошел под дождем, что смешало карты.

В течении третьей сессии ситуация на трассе постоянно менялась, количество воды на полотне то увеличивалось, то уменьшалось, соответственно, менялись и времена.

В итоге в решающий момент быстрейшим оказался все-таки Льюис Хэмилтон, мастер пилотировать в дождь. Это был уже шестой поул Льюиса по ходу сезона и 78 в карьере. Себастьян Феттель в своей решающей попытке немного не дотянулся до Льюиса, оказавшись вторым. Кими Райкконен и вовсе оказался вне игры в сражении за поул, откатившись на шестое место.

Героями дождевого третьего сегмента стали представители средней группы команд. Роман Грожан, над которым в последнее время сгущаются тучи, показал пятый результат, опередив как раз Райкконена. Но еще круче были пилоты "розовых пантер".

В промежутке между Гран-при Венгрии и Бельгии Force India основательно потряхивало. Проблемы Виджая Мальи наконец докатились и до дел его любимой команды, из-за чего она оказалась на грани банкротства и получила внешнее управление. Сколько таких печальных историй мы уже видели в Ф1, в том числе и в последние годы... В итоге перед гонкой в Спа команда сменила владельца - им стал Лоуренс Стролл; получила приставку к названию - Racing Point, верх оригинальности; и лишилась всех очков в Кубке конструкторов, так как формально это новый участник чемпионата.

И после всех этих перипетий, под дождем в Спа Эстебан Окон устанавливает третье время в квалификации, а Серхио Перес четвертое, занимая для "розовых пантер" целиком второй ряд стартового поля. Потрясающе! Что ж, Jordan - Force India исторически были быстры в Арденнах.

Старт в Спа традиционно один из самых напряженных в сезоне, здесь всегда идет обмен позициями, а на тесном торможении перед La Source часто случаются происшествия. Не стал исключением и этот год.

Хэмилтон смог защитить свою позицию на входе в La Source, слегка оттеснив Феттеля, но Себ сел на хвост лидеру в Eau Rouge и на выходе на прямую Kemmel уверенно вышел вперед. Позади блеснули и две Force India, севшие в воздушный мешок позади пары лидеров. Эстебан Окон к концу прямой Kemmel прошел справа Хэмилтона и почти поравнялся с Феттелем, но места уже не осталось; чтобы вписаться в Les Combes, Окон тормозил раньше соперников, и вновь пропустил Льюиса и Чеко.

Позади же этой группы мы сполна увидели второй фактор, которым славятся старты в Спа. Во-первых, Нико Хюлкенберг допустил просто чудовищную ошибку на торможении в La Source. Блокируя шины, он ударил сзади McLaren Алонсо, после чего оранжевый болид Фернандо перелетел через Sauber Шарля Леклера. И мы впервые в Ф1 увидели, как сработала система Halo. Честно говоря, после этого уже и не хочется говорить ничего против Halo. Вспомнился сразу эпизод 2012 года, когда на старте на голову самому Фернандо чуть не упала Renault Романа Грожана, которого после этого даже отстранили на одну гонку. У Алонсо, во время летнего перерыва объявившего о приостановке карьеры в Ф1, никогда не складывались удачно гонки в Спа, за исключением этапа WEC нынешним маем.

Данным завалом дело не ограничилось. Даниэль Риккьярдо проколол заднюю шину на Ferrari Райкконена, в то время как на Red Bull самого австралийца снесли заднее антикрыло. Валттери Боттас, стартовавший после замен элементов силовой установки из хвоста пелотона, на спуске к "Красной воде" ударил сзади Williams Сергея Сироткина. К счастью, в данном случае все обошлось. Сироткин вообще начал гонку здорово, на старте прорвавшись на десятое место, а после рестарта (выезд пейс-кара понадобился из-за завала на старте) еще и прошел Маркуса Эриксона.

К слову, и для Райкконена, и для Риккьярдо, которого команда все-таки выпустила из боксов после ремонта, на котором Дэн потерял несколько кругов, гонка все равно закончилась сходами. Чего нельзя сказать о Боттасе, который к финишу сумел прорваться на четвертую позицию.

Возвращаясь к рестарту, Феттель задавал темп, но Хэмилтон еще до рестарта начал прессинговать Себа в шикане Bus stop, что выглядело достаточно жестко и даже в некоторой степени нагло. Себастьян тем не менее сумел немного оторваться на стартовой прямой, при этом, как он потом признался, волновался о том, чтобы нормально затормозить в La Source из-за попутного ветра. Но здесь он не подпустил Льюиса к себе, а затем сумел создать небольшой отрыв на спуске к "Красной воде" и затем, на подъеме. Таким образом, гонка была под контролем Феттеля.

Еще один момент, когда чаша весов в борьбе за победу могла качнуться, пит-стопы. Оба лидера совершили в гонке по одному пит-стопу, на совершенно идентичной тактике, перейдя со стартового комплекта SuperSoft на свежий Soft. Льюис провел пит-стоп кругом раньше, и сразу взвинтил темп. Но в Ferrari не позволили ему перехватить инициативу, проведя пит-стоп Феттеля через круг. Себастьян вернулся на трассу лидером гонки.

После этого Феттель уже не выпускал контроль над этой гонкой из своих рук. Мало что могло ему помешать победить. Возвращение из летнего отпуска вышло для Себастьяна и Ferrari превосходным.

Ближайшим к двум лидерам соперником был Макс Ферстаппен. Голландец не слишком удачно проехал дождевую квалификацию, но провел удачный старт, выиграв пару позиций, а после рестарта методично "расправился" с пилотами Force India. Здесь сюрпризов нынешняя гонка не принесла, и после блестящей квалификации, в гонке столь же стремительными Окон и Перес не были, уступив представителям топ-команд. В какой-то момент Макс даже оказался вторым, после пит-стопа Хэмилтона (сам Ферстаппен тогда еще не успел остановиться), но здесь было без вариантов. Тем не менее, Макс Ферстаппен наконец заехал на подиум в Спа, где уже традиционно собрались толпы его болельщиков, образовавшие целое оранжевое море. Ликованиям голландцев не было предела, они вовсю жгли оранжевые файеры. В общем, атмосфера была сродни футбольной. Кстати, Макс на этот раз повторил достижение своего отца, Йоса, один из двух подиумов которого был завоеван как раз в Спа.

Представители Racing Point Перес и Окон заняли в итоге пятое и шестое места, и это было мощным выступлением команды после драмы, бельгийскому уик-энду предшествующей. Сильно в Спа выступили Haas: Роман Грожан был седьмым, а Кевин Магнуссен восьмым. Учитывая провальное выступление Renault, угроза Haas выглядит все сильнее. Вот только Force India из числа претендентов на четвертую позицию в Кубке конструкторов вылетела. Хотя с таким темпом и выступлениями с последних строчек конструкторского зачета быстро выберется.

Замкнули десятку Пьер Гасли на Toro Rosso Honda, который уже объявлен в следующем году пилотом старшей команды Red Bull, и Маркус Эриксон, принесший одно очко Sauber.

К сожалению, отличное начало гонки Сергея Сироткина не увенчалось таким же отличным финишем. Темп Williams не позволил Сергею долго удерживаться в десятке сильнейших, более быстрые соперники смогли его опередить. Сироткин финишировал двенадцатым, но провел очень крепкую гонку. Увы, такова сейчас "сила" Williams.

Победа в Спа стала для Феттеля пятой по ходу сезона; по этому показателю Себастьян сравнялся с Хэмилтоном. Немного удалось сократить отставание в личном зачете чемпионата. Но главное - настрой, темп, импульс! Как будет развиваться ситуация на родном для "Скудерии" "Аутодромо Национале" в Монце, куда Ferrari теперь едет явно не аутсайдером? Этот чемпионат очень открыт, интрига жива, все непредсказуемо. Но рестарт для Себастьяна Феттеля получился очень удачным.