16 мин.

Один на один. Денис Лоу

Ему было так же плохо, как и Тевесу? Каково было играть в футбол с одним глазом? Чему смутился Бергкамп на их встрече? И почему его до сих пор считают виновником вылета «Манчестер Юнайтед»?

На ваши вопросы отвечает Денис Лоу!

Денис Лоу

Родился: 24 февраля 1940 года

Рост: 175 см

Амплуа: нападающий

Клубная карьера:

«Хаддерсфилд Таун» (Англия), 1956 – 1960

«Манчестер Сити» (Англия), 1960 – 1961

«Торино» (Италия), 1961 – 1962

«Манчестер Юнайтед» (Англия), 1962 – 1973

«Манчестер Сити» (Англия), 1973 – 1974

Прошло 28 лет после завершения карьеры, но Лоу по-прежнему остается лидером «Манчестер Юнайтед» по количеству забитых голов за сезон. Только Бобби Чарльтон отличался за «красных дьяволов» чаще. Лоу является лучшим бомбардиром сборной Шотландии. Точнее всего Дениса Лоу можно описать словом «забивной». Несмотря на это, он не забывает о своих недостатках: «Честно, я не умел попадать в створ из-за пределов штрафной» — заявил он репортеру FourFourTwo после чашечки кофе в лондонском Leadenhall Market. «Бобби мог зарядить метров с тридцати… Но я? Я даже не пытался этого сделать»

Но кого это беспокоит, когда есть такие короли штрафной, как Денис Лоу, или, например, Кенни Далглиш? Великий манкунианец выиграл «Золотой мяч» ещё до рождения Рууда Ван Нистелроя и Хавьера Эрнандеса.  Что удивительно, его любят не только в «красном», но и в «синем» лагере! Сезон в «Манчестер Сити» запомнился знаменитым дерби 1974 года, в котором его точный удар пяткой отправил «Юнайтед» во Второй Дивизион. Сразу после гола его заменили, на этом и закончилась его профессиональная футбольная карьера. Спустя столько лет он не хочет обсуждать ту игру, но журналистов FourFourTwo не остановить…

  

Для начала давайте перенесемся в Абердин, где и родился наш сегодняшний герой.

– Я где-то прочитал, что Вы впервые надели бутсы лишь в двенадцать лет.  Это правда? Как же Вы играли до этого? (Джерри Сандер, по email)

–У моей семьи не было ничего, ведь шли были послевоенные годы. Долгое время я бегал в парусиновых туфлях, что, конечно, было ужасно неудобно. Сбоку от меня жил более обеспеченный парень, который впоследствии и подарил мне мои первые бутсы. Это было совсем другое дело. Понимаете, многие семьи в Абердине сильно пострадали и пытались вернуться к нормальной жизни. Это заняло время.

– В детстве Вы чуть не попали в регбийную секцию. Если бы Вы не стали футболистом, как бы зарабатывали на жизнь? (Д. Харкет, Мадрид)

– Я бы стал архитектором, работал бы с чертежами. Мне это нравилось, и, что самое главное, у меня получалось.  Но в свое время мне пришлось уйти из школы, потому что в ней не занимались футболом. Конечно, я бы не пошел по стопам отца, который был рыбаком. Мы жили недалеко от Северного моря, но я никогда не выбирался с ним на рыбалку. Я не люблю воду, я даже не умею плавать.

– Я слышал, что в детстве у Вас было косоглазие, из-за чего Вам приходилось играть в футбол, прикрывая один глаз. Это правда? (Баз Смит, через Twitter)

– Да, это так. Оно у меня проявилось в пять лет. Болезнь передавалась по наследству – у моих родственников также было косоглазие. Весь день я носил очки, а когда наступало время играть в футбол, я их снимал и играл с зажмуренным глазом.  Меня дразнили «одноглазым», или как-то в этом роде. К счастью, к пятнадцати годам я излечил эту болезнь.

– Правда ли, что в лечении зрения Вам помог «Хаддерсфилд»? (Джейк Дафф, Ньюкасл)

–  Когда мне было 15, я отправился к ним на просмотр. В «Хаддерсфилде» были довольны увиденным, и отправили меня домой, в Абердин, на операцию. Врачи сделали операцию здесь… [Денис ощупывает глаз, журналист FourFourTwo чувствует себя неловко].  Они выправляли глаз, чтобы он оказался посередине. Это было самое большое изменение в моей жизни. Мое лицо было забинтовано десять дней, все это время я даже не догадывался, как буду выглядеть. Когда перевязку сняли, я посмотрел в зеркало. Это был самый грандиозный момент в моей жизни. Впервые за десять лет я мог посмотреть человеку прямо в глаза. Операция прибавила мне уверенности как на футбольном поле, так и за его пределами.

– В «Хаддерсфилде» Вы работали под руководством Билла Шенкли. После его ухода в «Ливерпуль» в 1959-ом, он пытался переманить Вас в стан мерсисайдцев. Как близки были к переходу? (Дж. Калвилло, Стоумаркет)

– Я думал только о том, как перейти в команду Шенкли. Но «Ливерпуль» выступал тогда во Втором Дивизионе, и они просто не потянули ту сумму, которую требовал «Хаддерсфилд». [FourFourTwo: «Вы сильно огорчились?»]. Да, потому что после отъезда в Англию он заменил мне отца. В итоге, необходимые деньги нашлись у «Манчестер Сити».

– Каково было забить шесть мячей в ворота «Лутона» в Кубке Англии в 1961-ом, а потом узнать, что результат встречи аннулирован? Я бы умер от злости! (Трэвор Кантвэлл, Сэндбах)

– Мне тогда был 21 год, я подумал: «Да ладно, все еще только начинается. Может, еще когда-нибудь забью шесть в одной встрече». Но теперь, оглядываясь назад, чувствуешь большое огорчение. [FourFourTwo: если бы голы Дениса засчитали, то он бы стал лучшим бомбардиром кубка Англии XX века, обогнав Иана Раша]. Во время той игры шел ужасный ливень, это был не футбол, а «бей-беги».  Но игру остановили всего за двадцать минут до конца. И, что самое обидное, в переигровке мы проиграли – 1:3!

– Вы перешли в «Торино» в расцвет «катеначчо». Как там жилось нападающим? (Раби Клементс, по email)

– В  Италии мне нравилось практически все: еда, вино, девушки… Но выходя на поле мне приходилось играть в оборонительный футбол. Мне это не нравилось. «Торино» играл с девятью игроками сзади и двумя спереди. И я сразу понял, что нужно как можно быстрее возвращаться обратно в Англию. Но «Торино» заплатил за меня огромные деньги [FourFoutTwo: 110 тысяч фунтов – рекордный на тот момент трансфер между английским и итальянским клубом], поэтому выбраться оттуда было весьма непросто.

– Я помню, как Вы вместе с партнером по команде Джо Бэйкером попали в автокатастрофу. Как это произошло? (Сэм Сэндерс, Лондон)

– И так все было плохо, так тут еще и эта авария. Джо сидел за рулем маленького «Фиата», в салоне также был мой брат. Когда Джо разворачивался, он забыл, что мы не в Британии и попал под другую машину. Он серьезно пострадал [FourFourTwo: Бэйкер пролежал месяц в больнице, после чего вернулся в Англию, в «Арсенал»]. Мы с братом вылетели из машины, но если бы у «Фиата» были ремни, нас бы попросту раздавило крышей! Я отделался лишь осколком стекла в руке, да и тот я заметил лишь спустя два года после инцидента!

– Вы проиграли англичанам 3:9 в 1961-ом. Это была худшая игра в Вашей карьере? И какая была лучшей? (Дэйв Ирлс, по email)

  

– 3:9 говорите? Я не помню этого… Вы точно не ошиблись? [Удивленный журналист FourFourTwo напоминает ему о той игре, после чего Лоу заводится – уже не в первый раз за это интервью]. Зато я помню много других игр, например, когда мы обыграли англичан на «Уэмбли» в 1967-ом. Это была фантастика.

  

Если Вы говорите, что мы проиграли 3:9, значит, так оно и было, хоть я этого и не помню. Но мы сумели взять реванш. Хоть мы и называли «Хэмпден Парк» (домашняя арена сборной Шотландии – прим. М.Д.) родиной футбола, «Уэмбли» более известен в мире. Так что тот матч я считаю особенным.

– Вы играли под руководством Билла Шенкли, Сэра Мэтта Басби и Энцо Беарзота, будущего Чемпиона Мира. Почему Вы так и не стали тренером? (Элен Холл, через Twitter)

– Я не разбираюсь в тактике и не люблю следить за футболистами. Думаю, игроки бы просто ужаснулись, если бы я был их тренером! Все это для меня неинтересно, к тому же, когда я закончил карьеру, менеджеры получали отнюдь не много. Это сейчас можно поступить по-другому. Возглавить клуб месяцев на шесть… «Заработать» увольнение и получить неустойку за досрочное расторжение контракта. Так что теперь жизнь тренера выглядит совсем по-другому.

– Вы с Сэром Мэттом Басби обратились в Футбольную Ассоциацию с протестом на судейство Гилберта Паллина после встречи с «Вест Бромвичем» в 1962-ом. После этого матча рефери, в знак протеста, решил завершить карьеру. Вы чувствовали особенное отношение к себе со стороны арбитров после этого эпизода? (Джейджей Майкл, через Twitter)

– Сейчас я сожалею, что так все закончилось. Но арбитр повел себя непрофессионально. Во время игры он подбегал ко мне и говорил «А ты не стоишь таких денег» и другие подобные вещи. Я думаю, это не твое дело! Твое дело – судить игру. Я даже не знал этого парня, а он ругал мой стиль игры! После игры я рассказал Мэтту о произошедшем, и он начал действовать. Эпизод раскрутил не я. [FourFourTwo: Вы считаете, что после этого судьи смотрели на Вас более пристально?]. Возможно, я немного преувеличил об этом в своей книге. Но мне тогда действительно было сложно – за одно нарушение, например, я получил шестинедельную дисквалификацию и пропустил девять игр.

– Я помню, что Вы заявили о своем неумении бить с дальней дистанции. Что, все так плохо? Уверен, как минимум один из 46-ти мячей в сезоне 1963/1964 Вы забили из-за пределов штрафной. (Дэн Харрис, через Facebook)

– Я не помню ни одного своего гола из-за штрафной. А если еще шел дождь, то после моего удара с 20-ти метров мяч бы попросту не долетел до ворот! Лучше всего мне удавалось забивать метров с двух. [FourFourTwo: есть ли сейчас в «Сити» или «Юнайтед» похожие по стилю на Вас футболисты? Сэр Алекс Фергюсон говорит, что Хавьер Эрнандес похож на Вас]. Да, мне нравится, как играет Эрнандес, но давайте оставим все эти сравнения для кого-нибудь другого.

– Правда, что ты играл в гольф, в то время как Англия играла в финале Чемпионата Мира 1966 года? (Джонни Джайлз, бывший партнер по «Манчестер Юнайтед»)

  

– Да, Джонни, почему бы и нет? Нас на поле для гольфа было всего двое! Мой друг обыграл меня в гольф за неделю до этого и сказал: «Когда будешь готов к реваншу, сообщи». И я назначил реванш на этот день! Он был честным малым, и ему пришлось смириться. Кстати, мой отец прошел две Мировые Войны, так что я был уверен в нашей итоговой победе.

– Вы забили за сборную Мира на «Уэмбли» в 1963-ем. Тогда Вы играли вместе с Альфредо Ди Стефано, Ференцем Пушкашем и Эйсебио. Но наверняка общаться с ними было непросто! Как Вы себя чувствовали на поле с такими звездами? (Джон Такер, Манчестер)

  

– Для меня было очень почетно оказаться в одной команде с Пушкашем и Ди Стефано.   Но Вы правы насчет коммуникации с ними. Они почти не говорили по-английски. Правда, с футболистами такого уровня играть очень просто – для этого даже не обязательно общаться на одном языке.

–  Лоу, на мой взгляд, Вы лучший нападающий всех времен. А кто был лучшим среди тех, с кем Вам удалось встретиться на футбольном поле? (Дэвид Байерс, Глазго)

– Несомненно, Джимми Гривз. И он был лучшим игроком Англии в матче против сборной Мира. Стоило беспокоиться, когда Джимми получал мяч, так как он умудрялся пробить с любой позиции. Это невероятно.

– Сильно расстроились из-за травмы, которая не позволила сыграть с «Бенфикой» в финале Кубка Чемпионов в 1968-ом? Где смотрели игру? (Питер Янг, Хертфордшир)

  

Конечно, я сильно огорчился, особенно после того, как провел полуфинал с «Реалом». Я не смотрел игру. В больнице был телевизор, но во время матча я лежал на операционном столе. Травма меня разочаровала, но тогда я думал: «У нас хорошая команда, без меня справятся». А вот в следующем году мы играли в полуфинале с «Миланом» и я «сравнял»  счет по сумме двух встреч.

  

Мяч на полметра пересек линию, но судья этого не заметил. Без сомнений, мы бы вышли в финал, засчитай рефери тот гол.

–  Денис, почему Вы всегда играли в футболках с длинным рукавом? Из-за холода, или просто футбольная примета? И как Вы относитесь к действующим футболистам, выходящим на поле в перчатках и шарфах? (Дэйв Смолл, по email)

– Я играл с длинными рукавами по нескольким причинам: из-за плохой погоды, возможно, по привычке, а еще из-за того, что так удобнее вытирать нос! Вы ведь не будете вытирать нос об плечо, не так ли? Поэтому я и играл с длинными рукавами. Насчет перчаток и всего подобного скажу, что их никогда не следует надевать. Когда соперник видит тебя в перчатках, он думает: «Э, да этот парень слабак!».

– Я слышал, что Вы не только приняли участие в первой серии пенальти в истории английского футбола в 1970-ом, но и первыми, кто промахнулся с «точки». Вы расстроились, или, наоборот, довольны чувствовать себя пионером хоть в чем то? (Майкл Барнс, Лондон)

– Извините, я не помню этого. [FourFourTwo: лицо Лоу не выражает никаких эмоций]. Точно так же, как с 3:9… Я просто этого не помню. [FourFourTwo: не помните «Халл» против «Манчестер Юнайтед» в Кубке Уотни?]. Честно, нет. Я просто как-то прочитал об этом спустя много лет [FourFourTwo: Денис смеется].

– Вы перешли в стан врага в 1973-ем. Вы подвергались обструкции, как это было в случае с Карлосом Тевесом в 2009-ом? (Джей Линд, Тайнс, Франция)

­- Нет, ничего подобного не было. Я знал многих футболистов «Сити» еще до перехода. Мы дружили всей командой, у меня не было никаких проблем. В ситуации с Тевесом получилось совсем по-другому.

– Деннис Бергкамп был назван в Вашу честь (хоть и с двумя «н»!). Вы когда-нибудь встречались с ним, если да, то кто выглядел более смущенным? Должно быть, очень странно встречать человека, названного в свою честь! (Ф. Мендоза, Гонконг)

– Да, мы встречались, и это действительно выглядело очень странно. Я вручал Деннису трофей в Амстердаме, а после этого мы вместе это дело отметили. Если честно, сложно сказать, кто выглядел более смущенным. В детстве Деннис не знал правды о своем имени. Известно, что в Голландии имя Денис (с одной «н») дается девочкам, поэтому наши с Бергкампом имена все-таки не совпадают.

– «Манчестер Юнайтед» вылетал бы в любом случае, но все равно, что Вы чувствовали после забитого гола на «Олд Траффорд» в последнем туре сезона 1973/1974? (Карлос Васкес, Бильбао)

– (Неохотно). Следующий вопрос. [FourFourTwo: хорошо, попробуем по-другому. Вы удивлены, что так много людей считают Вас главным виновником вылета «Юнайтед» во Второй Дивизион?]. Конечно, удивительно, что это еще не забыли. Следующий вопрос.

– Сильно расстроились из-за того, что удалось провести только один матч на Чемпионате Мира 1974 года?  Наверное, сильно жалеете, что не удалось сыграть против Бразилии? (Джейкоб МакЛофин, по email)

  

  

– Да, это был серьезный удар. Но еще более сильно я огорчился нашему невыходу на Чемпионат Мира в 1960-х. У нас была замечательная команда. В 1974-ом моя карьера близилась к завершению, и я думал, что тренер [FourFourTwo: Вилли Ормонд] даст мне последний шанс. Но, так или иначе, мои лучшие годы были позади. Если бы мы квалифицировались в 1962-ом или 1966-ом, у нас были бы хорошие шансы. Но мы и так неплохо выступили в 1974-ом: шотландцы не проиграли ни одной встречи, но не вышли из группы. Глупо вышло.

– Правда, что Вы стали продавцом ковров после завершения карьеры? Как шли дела? (Энди Хикс, через Facebook)

– Мне пришлось искать себя, так как я не собирался оставаться в футболе. Я не знал, куда податься, а мой друг, занимавшийся продажей ковров, предложил мне присоединиться. [FourFourTwo: У Вас получилось?]. Эмм, нет. Я недолго этим занимался – продавец из меня никакой!

Оригинал: FourFourTwo (март 2012)

Перевод: Михаил Даньшин (fireraiser)

Статью можно также прочитать на EDFootball.com

Другие статьи Михаила Даньшина:

— «Брэдфорд». История одного взлёта

— 10 причин полюбить Non-League

— Один на один. Дитмар Хаманн

— Один на один. Пол Скоулз

________________________________________

Фотогалерея Дениса Лоу [спасибо DoMeR′у!]