10 мин.

Гран При Бразилии: Самая быстрая гонка современности!

Льюис Хэмильтон, выиграв пять гонок подряд, не только сравнялся с Кларком, Брэбхемом и Менселлом по этому показателю, но и стал лучшим британским гонщиком за всю историю, став триумфатором в 32-й раз за карьеру в Формуле 1. Но это было в Остине. Через неделю в Интерлагосе все изменилось.

Единым было лишь то, что Хэм по-прежнему опережал напарника и единственного конкурента в схватке за титул на рекордные для себя 24 очка, почти равноценные победе на Гран При Бразилии. Однако ни завоевать поул в Сан-Паулу, ни опередить Росберга по ходу гонки, как это было на Сузуке и в Остине, Льюису не удалось. Несмотря на гораздо более обгонный первый поворот Интерлагоса, лидер чемпионата не смог повторить маневров, решивших судьбу Гран При Японии и США.

Триумфатор

Нико Росберг, проиграв все внутрикомандные дуэли в гонках (помимо вышеупомянутых пропусков Льюиса, немец не смог опередить англичанина даже будучи гораздо более быстрым на Сахире и Хунгароринге), тем не менее, обставил Хэмильтона в квалификациях, взяв 10 поулов в сезоне. Таким образом, Росберг завоевал только учрежденный Кубок за наибольшее количество выигранных квал за чемпионат. Если бы Льюис завоевал два финальных поула, то в сражении пилотов Mercedes оказалось бы равенство, однако Хэму помешать Нико не удалось.

Второе первое место на решетке кряду не вселяло стопроцентной уверенности в успех Росберга, ведь с момента возвращения на слики в Интерлагосе с поул-позишн победил лишь Феттель в прошлом году. Однако более опытный немец смог повторить опыт своего молодого соотечественника, и после всех серий свободных заездов и сегментов квалификации Нико выиграл и гонку! При этом не стоит забывать, что до этого Гран При триумфатор ни разу не лидировал в Бразилии и в чемпионате даже сейчас имеет вдвое меньше побед, чем напарник.

Несмотря на локальный успех, Росберг по-прежнему уступает Хэмильтону. Двойные очки в Абу-Даби могут помочь Нико, но для этого он должен вновь опередить британца. А пока в текущем чемпионате дважды подряд такое происходило лишь в случае технических проблем у Льюиса.

Мои слова были написаны еще за день до старта гонки…

Как видите, все оказалось верным, и, стоит лишь добавить, что при 17 очках отставания Нико, немцу недостаточно выиграть финальную гонку сезона. Даже при двойных очках в Абу-Даби Росберг должен надеяться, что Хэмильтон при этом займет низшую ступень пьедестала. Ждем чуда от Риккьярдо? Только стоит оговориться, что если Даниэль раскатится настолько, что выиграет и четвертую гонку в сезоне, то Нико устроит не выше, чем 6 место Льюиса…

Если говорить о команде дуэлянтов, то Mercedes в Бразилии побила сразу три сезонных рекорда трех разных команд. Завоевав 11-й дубль, "серебряные стрелы" переписали рекорд McLaren лучшего сезона Сенны и Проста образца 1988 года. Заработав 30 подиумов, оставили в прошлом достижение Ferrari сезона доминирования Шумахера и Баррикелло. Причем "лишний" подиум Mercedes заработал за те же 18 гонок, что и были у "дрим-тим" в 2004 году. И, наконец, очковый рекорд Red Bull образца 2011 года также остался в прошлом. У команды из Бракли уже на балл больше - 651 - притом что в запасе еще одна гонка.

Зрелищный Subida do Lago

Торможение после второй зоны DRS стало самым захватывающим в минувшей гонке. Именно в Subida do Lago потерял задний мост Льюис Хэмильтон, что стоило лидеру чемпионата 6 секунд и возможной победы в гонке, учитывая, что данное отставание англичанин у напарника отыграл за короткий третий отрезок гонки. Впрочем, несмотря на то что после финального пит-стопа Хэм был уже на хвосте у Нико, атаковать немца британец так и не сумел.

Именно в повороте после задней прямой Reta Oposta чемпион четырех прошлых лет Феттель допустил невероятную по своей невынужденности ошибку на первом круге.

Немец смог сохранить свое стартовое 6-е место, однако, увидев в зеркалах Магнуссена, оставил дебютанту на внутреннем радиусе Subida do Lago слишком много места, тем самым потеряв траекторию и подарив позиции Кевину и Фернандо. Себастьян имел лишь одно оправдание, памятуя о событиях двухлетней давности, когда на первом круге в аналогичной ситуации не посмотрел в зеркала и столкнулся с Бруно Сенной. Впрочем, тогда для немца все обошлось, и он своими силами добыл третий титул, а племянник трехкратного чемпиона продолжить гонку, оказавшуюся последней в карьере, не смог.

На этот раз Себ, осложнив себе жизнь, тем не менее, добился своего, за счет более раннего второго пит-стопа опередив и Магнуссена, и Алонсо. Таким образом, Феттель впервые с Гран При Сингапура обогнал на финише испанца и смог благодаря 5 месту выйти на 4 строчку личного зачета.

Если предыдущие чемпионы досадно и глупо ошибались в Subida do Lago, то другая пара обладателей титулов: Райкконен и Баттон – устроили настоящую рубку в этом месте. Заблокировав внутренний радиус на обеих зонах DRS, Кими все же капитулировал на втором апексе Subida do Lago, и Дженсон блестяще опередил конкурента по внешней траектории.

Пять чемпионов в ряд

Позади победителя Росберга подряд (за исключением замкнувшего подиум Массы, который, впрочем, был чемпионом 6 лет назад на Интерлагосе, пусть и лишь 38 секунд) все пять чемпионов мира, состязающихся в этом году. Их состав неизменен с прошлого сезона, однако только на 18-м Гран При 2014 года они собрались вместе. На подиум попал лишь лидер чемпионата. На пороге пьедестала оказался самый опытный пилот современной Формулы 1 (с момента ухода Михаэля Шумахера), а последним из чемпионов – самый возрастной гонщик серии.

Прогресс McLaren и регресс Ferrari

Эта тенденция наблюдалась с Гран При России. Интерлагос закрепил начатое. Команда из Уокинга вновь оказалась лучшей после Mercedes и Williams.

Баттон вновь задавал темп машин из Уокинга, отстояв выигранную на 8 тысячных квалификацию у Феттеля. Увы, за подиум побороться вновь не удалось, и Дженсон взял уже четвертое 4 место по ходу сезона.

Магнуссен же в отличие от чемпионского напарника не смог сохранить 8 тысячных квалификационного преимущества над Алонсо, незадолго до третьего пит-стопа потеряв контроль над износом резины. Таким образом сначала был пропущен Фернандо, а затем и Хюлькенберг. Впрочем, 9 место уже весьма неплохо, учитывая, что неделей ранее в США Баттон в аналогичной ситуации на последних кругах скатился с 8 на 12 место.

В Ferrari сделали ставку на Райкконена, поставив обновленную подвеску только на его болид. Тем не менее, Алонсо, как и по ходу всего сезона, продемонстрировал лучшую приспособленность к F14 T и на последних кругах в остром противостоянии сломил сопротивление напарника. Ситуация напомнила ГП Испании, где Фернандо на более быстрой тактике трех пит-стопов проделал то же самое.

Райкконен не смог проехать всю дистанцию Остина с двумя пит-стопами, как остальной пелетон. Зато в Интерлагосе, когда все было наоборот и традиционной стала тактика трех смен резины, Кими умудрился единственным останавливаться лишь два раза.

Это принесло свои плоды. И финн, стартовав 10-м и упустив Гутьерреса, тем не менее, финишировал 7-м, на 0,2 секунды опередив Хюлькенберга…

Падение Force India

Это однозначно лучший сезон индийской команды. Однако коллектив Малльи проводит его по нисходящей. После подиума Переса в Бахрейне, 3-го места в чемпионате Хюлькенберга и 2-го в Кубке Конструкторов для Force India команда опустилась до редкой борьбы за очки.

Серхио провел в Остине лишь круг: сойдя, попутно забрав с собой Сутиля и ударив болид Райкконена, чем заработал штраф в 7 позиций на Гран При Бразилии. Стартовав последним, Перес смог опередить лишь пресловутого Адриана. И то поскольку тот уходил в бой с пит-лейн.

Нико, который стартовал здесь в дебютном сезоне с поула, а во второй гонке на Интерлагосе сошел в борьбе за лидерство, возглавлял пелетон и на этом Гран При.

Однако сей факт случился лишь вследствие затянутого первого пит-стопа и нестандартной тактики старта на prime. В конце концов, Нико оказался в ситуации, когда мог добраться до финиша на пороге подиума, однако этого не позволяла тактика использования резины, ибо немец еще не использовал soft. Проведя третий, как и у остального пелетона, пит-стоп, Хюлькенберг оказался лишь 9-м после чего успел опередить только Магнуссена.

Успех и ошибки Williams

С одной стороны, команде из Гроува все же удалось завоевать подиум. С другой – их пит-стопы были самыми продолжительными в гонке, став серьезным якорем для Массы и Боттаса. В случае бразильца отчасти виноват был сам пилот, ибо Фелипе при первом заезде в боксы превысил скорость, при втором – вынужден был отстаивать штрафные 5 секунд, а при третьем визите – заехал сначала в смежные боксы McLaren! Тем не менее, команда даже при штрафе умудрилась обслужить гонщика на две секунды дольше, чем стандартно и неспешно требуется на замену резины. Впрочем, этого все равно хватило Массе для повторения его результата в Ferrari образца 2012 года.

С Боттасом ситуация была еще хуже, ибо на втором пит-стопе он попросил перетянуть ремни безопасности, из-за чего было потрачено 12 лишних секунд, а на третьей остановке потребовалось вытащить обломки, застрявшие в переднем антикрыле. Итого 15 секунд, потерянных на внеплановые работы. Боттасу еще повезло, что он оказался первым из круговых, сдержав позади себя Квята и завоевав последний зачетный балл. Впрочем, это не спасло Вальттери от потери четвертого места в личном зачете: финн пропустил разом и Феттеля, и Алонсо.

Судьбоносное время для аутсайдеров

Гран При России стал последним в сезоне, когда пелетон был наполнен 11 командами и 21 + 1 в боксах болидами. За последнюю неделю, начиная с Остина, Формулу 1 стали представлять лишь 9 команд и 18 болидов. Знаете, на моем веку столь малочисленного состава не было никогда (мы не берем в расчет, естественно, Гран При США’05, когда болиды на резине Michelin после прогревочного круга свернули в боксы). Даже после банкротства Arrows после ГП Великобритании 2002 года все равно пелетон представляло 20 машин. Однако, увы, вплоть до 2015 включительно нам придется лицезреть максимум 18 болидов. Все новые команды, пришедшие на смену заводским гигантам Toyota, Honda и BMW в 2010 году, почили в бозе. В течение двух лет. Так и не выйдя на уровень конкурентоспособности основного пелетона.

Мальдонадо

Главный неудачник сезона, Пастор, после дебютных очков за Lotus в Остине и опережения Грожана и в квалификации, и в гонке на Гран При США спустился с небес на землю уже через неделю. В Бразилии венесуэлец показал худшее время на стартовой решетке, притом что его напарник был на грани попадания в суперпоул. Как Вы понимаете, повторить американское чудо не удалось: Пастор стал единственным Lotus на финише, оказавшись 12.

Sauber

Вернув частную команду после ухода BMW, швейцарский коллектив переживает сложнейшие времена, оказавшись на позиции «чуть лучше» обанкротившихся команд.

Впервые в истории Sauber остался без очков, притом что даже уже официально закрывшаяся команда Marussia заработала два балла. Единственным шансом для дружины из Хинвила был Остин, где Сутиль стартовал 9. Однако Перес уже на первом круге уничтожил гонку Адриана. В Сан-Паулу дуэт Sauber финишировал последним, обрамляя своего обидчика Серхио.

Резюме

Гран При Бразилии стал первым быстрым уик-эндом по ходу этого сезона. Гибридная F1 впервые оказалась не самой медленной за всю историю серии. Уже в первом сегменте тройка лидеров (оказавшаяся впоследствии тройкой победителей ГП) побила рекорд Баррикелло, державшийся с 2004 года. Впрочем, дуэт Mercedes побил его уже на субботних свободных заездах.

Однако не будем забывать, что 10 лет назад существовала предквалификация, которая определяла порядок выезда в основной квале. И как раз в ней Рубенс Баррикелло проехал еще быстрее: 1'09.822. Время, непобитое поныне.

Впрочем, и до него Росбергу не хватило лишь 0,201 секунды, что для современной Формулы 1 небывалый результат, учитывая, что по сравнению с той славной порой сейчас из преимуществ только слики и восьмиступенчатые коробки передач без потери времени на переключение.

Все дело в том, что Интерлагос находится почти на 800 метрах над уровнем моря. А так как моторы сейчас наддувные, а не атмосферные, как было в 2004-м году, пусть и имеющие дефицит в четыре цилиндра и 1,4 литра рабочего объема, они выдают 600 л.с. стабильно, вне зависимости от плотности воздуха. Доселе на Интерлагосе представлялись только болиды на безнаддувных двигателях, которые традиционно серьезно теряли в мощности из-за разреженного воздуха.

Сейчас же, не будем забывать, помимо турбомотора, появился 33,3 секундный бустер в виде ERS, что несмотря на 60 лишних килограммов массы болида, дает ощутимый эффект. А разреженный воздух в роли среды с меньшим сопротивлением по сравнению с другими автодромами сохранил свою особенность, что, в конечном итоге, сложило все факторы во имя увеличения скорости современных болидов на бразильской трассе. И это я еще не упомянул DRS, а на Интерлагосе зон использования системы две, причем они весьма протяженные.

Таким образом, несмотря на все более ущербную аэродинамику и меньшую прижимную силу, сниженное лобовое сопротивление болидов Формулы 1 вкупе с большей мощностью и возросшим механическим сцеплением на трассе с рекордными перепадами высот позволило сотворить небольшое чудо. Современные болиды не уступают быстрейшим машинам прошлого!

Гран При Абу-Даби 2013

Гран При Бразилии 2013