10 мин.

Фантастический Лонг-Бич

Лонг-Бич – место уникальное. С 1976 года трасса принимала Гран-При США-Запад Формулы 1, заявив о себе всему миру. В 1984 восьмилетнее пребывание Королевы автоспорта закончилось, и уличное кольцо в урезанной вдвое конфигурации стало ареной американских гонок. По сей день. С той лишь разницей, что первые 24 гонки были частью серии CART, в то время как теперь, после объединения Champ Car и IRL, этапы проводятся под эгидой IndyCar.

За первые четыре года, как и на проходившем в один уик-энд с Гран При Лонг-Бича Большом Призе Китая Формулы 1, победители были различны. Однако, если говорить об очной борьбе и захватывающем сценарии, скажу честно, лично я к третьему этапу элиты американских формульных гонок относился скептически. Ибо после фантастической гонки F1 ожидать от IndyCar, абсолютно не поразившей накалом страстей на стартовом городском этапе в Сент-Питерсберге, чего-то особенного не приходилось. Но калифорнийские улочки оказались не чета флоридским, и Гран При своей непредсказуемостью превзошел все мыслимые ожидания.

Предвестником сумбурной гонки стала смена моторов Chevrolet у всего (!) пелетона в превентивных целях накануне уик-энда, после того как на недавних тестах в Сономе американцы обнаружили конструктивную неисправность на болиде Джеймса Хинчклиффа. Подобная рокировка силового агрегата уже была у Honda на первом этапе сезона, когда пострадавшим стал проводящий дебютный полный сезон Симон Пажено. Замена двигателя, не прошедшего 1850 миль, по регламенту карается 10 позициями на старте гонки, потому все клиенты Chevrolet, а их в пелетоне 11 из общего числа (26) болидов, оказались в душераздирающем положении. Возвращение американской марки в Indy в качестве поставщика моторов запомнится всем! Chevy сейчас однозначно самые мощные и эффективные моторы, сполна использующие 2,4 литровый рабочий объем турбо-«шестерки», однако "крестоносцы", как в свое время шины Michelin в F1, перешли грань в стремлении оказаться самыми конкурентоспособными.

 Таким образом, недавний монополист Honda, провалившая оба этапа, проходивших под её патронажем, получила возможность взять реванш на трассе. Как минимум, в квалификации, ибо опередить уступающий в мощности Lotus не представляло труда. В итоге Дарио Франкитти, показавший в аналогичном формульному суперпоулу Firestone Fast 6 четвертый результат, отправился в бой с поул-позишн!

Квалификация в IndyCar проводится, как и в F1, в три стадии, однако регламент совершенно иной. Пелетон делится надвое, и гонщики проводят пятиминутный первый раунд в двух разных группах. Шесть счастливчиков каждой попадают во второй сегмент, где уже в течение 10 минут выявляется шестерка лучших, проходящая в финальную часть. Firestone Fast 6 на этот раз, как Вы понимаете, для определения обладателя поула была чистой формальностью. Все Lotus отсеялись еще после первого раунда, а после второго осталась лишь одна Honda Франкитти. Четырехкратному чемпиону компанию на первом ряду составил абсолютный новичок IndyCar, Джозеф Ньюгарден, чем невероятно обрадовал знаменитую пилотессу Сару Фишер, за команду которой он выступает. Американец стал лучшим, кто не попал в Firestone Fast 6, и оказался вторым, в то время как гонщики Penske, повторившие квалификационное доминирование (только в обратном порядке) дебютного этапа сезона, отправились на 11 (Бриско) и 12 (Пауэр) позиции.

Тем не менее, гонка вновь перевернула пелетон с ног на голову. Зеленый Ньюгарден пошел в атаку на лидерство (по внешнему радиусу!) уже в первом повороте, и заезд 21-летнего американца оказался законченным в стене. Франкитти также не задержался во главе пелетона, и чемпион трех последних лет начал пропускать один болид за другим, пролидировав в гонке лишь первые четыре круга. Неожиданный поул шотландца был всего лишь иллюзией. Четырехкратный чемпион так и не приспособился к новому шасси и финишировал в гонке только 15, в трех кругах позади лидера… Лидер же менялся 9 раз! Примечательно, что в этом экс-пилоты F1 на экс-формульной трассе весьма преуспели. Именно бывший гонщик Minardi и Jaguar Джастин Уилсон отнял первую строчку у действующего чемпиона. Когда же англичанин свернул на пит-лейн, в лидеры вышел экс-пилот Jordan, BAR и Super Aguri Такума Сато. Японец не поехал в боксы в открывшееся окно для первой волны пит-стопов, и позади него в гонке начали происходить поистине невероятные события. Причем, первые два момента выгодно отличают новые болиды IndyCar от современной F1 в плане жизнеспособности техники.

Лидирующий в зачете новичков Симон Пажено, выезжая с пит-стопа, слишком близко огибал боксы Penske и наехал на свежую резину, ожидавшую Уилла Пауэра! Благодаря обтекателю впереди заднего колеса на DW12, закрывающему возможность непосредственного контакта с вращающейся точкой опоры, покрышка конкурента просто отскочила, не принеся никаких повреждений машине Пажено. В F1 из-за открытых колес подобный наезд для задней подвески закончился бы плачевно… Правда, и здесь едва обошлось без жертв, поскольку механик с гайковертом с ужасом наблюдал, как рядом выстрелила покрышка Firestone!

Следующий показательный момент произошел с Бурдэ, который в погоне за молодой пилотессой Симоной де Сильвестро в попытке поймать задний мост уехал в стену из покрышек. Болид ушел глубоко в отбойник и, тем не менее, после помощи комиссаров по реанимации техники, Себастьян, как ни в чем не бывало, поехал дальше, отделавшись лишь небольшой погнутостью переднего антикрыла! Именно изгибом, ибо спойлеры в IndyCar в отличие от F1 не крошатся, а гнутся.

Едва лидирующий Таку совершил рестарт, как на трассу вновь упали желтые флаги и вышел очередной пейс-кар! На этот раз уже, напротив, раскрыв слабые стороны безопасности новых индикаровских машин. Столкнулись два юных отпрыска известной фамилии. Марко Андретти пытался атаковать Грэма Рейхола, когда сын бывшей главы Jaguar F1 в попытке заблокировать конкурента в восьмом повороте направил болид в сторону соотечественника. Защитная дуга позади заднего колеса, которая внедрялась в целях исключения полетов «формул» в случае наезда сзади не помогла. Внук мирового чемпиона Формулы 1 нашел ахиллесову пяту в пассивной безопасности DW12 и взлетел.

Вы не поверите, но в круговом промежутке между пейс-карами Рубенс Баррикелло умудрился уткнуться в Майка Конвея и в своих лучших традициях начала 2000-х повредить передний спойлер! Более того, ошибка бразильца оказалась не единственной, ибо в следующем после аварии пары американцев повороте вылетела дебютантка IndyCar Кэтрин Легг! А на главной прямой сломалась задняя подвеска на болиде Алекса Тальяни, в очередной раз сошедшего по механическим причинам…  Также в этот момент начались проблемы с мотором, ставшие началом конца гонки для Майка Конвея. Прошлогодняя победа здесь так и остается для англичанина единственной в индикаровской карьере. Но и это еще не все. Прямо под пейс-каром сошел обладатель наибольшего числа кругов лидирования первых двух гонок Скотт Диксон. Новозеландец в Лонг-Биче смотрелся весьма бледно и в момент остановки мотора занимал лишь 11 позицию.

Все эти события произошли буквально в один момент! Вы представляете это? С 20 круга гонка превратилась тотальный крэш-тест. Неудивительно, что пейс-кар провозил пелетон аж до 29 круга. Однако более его услуги не понадобились, и, тем не менее, очной борьбы на трассе нисколько не убавилось. Продолжил поражать Такума Сато, которому не повезло, и его бак опустел, когда пелетон был собран за автомобилем безопасности. Японец, лидируя, заехал в боксы и откатился на 11 место. Однако Такума не сдался и, не откладывая дело в долгий ящик, с рестарта начал обходить одного за другим Хильдебранда, Пауэра, Джейкса и Кимболла, а, после долгой осады, и Уилсона! Это было короткое время, когда успел полидировать настоящий победитель квалификации, но стартовавший лишь 11 Райан Бриско.

Но стоило австралийцу свернуть в боксы, как мы увидели реальных претендентов на победу. Впервые в лидеры вышел Симон Пажено. 27-летний француз, возглавляющий зачет новичков, выступает поистине зрело. Уверенный пилотаж на DW12 победителя американской серии Ле-Ман уже удостоился 6 и 5 мест на первых двух этапах сезона. Но в Лонг-Биче пилот явно был готов на большее, став главным претендентам на победу. Однако… Пажено избрал нетривиальную тактику поздних пит-стопов и, когда никто не сомневался в его доминировании, заехал в боксы за 16 кругов до финиша… 20 секунд преимущества от всего пелетона оказались недостаточными, чтобы сохранить не только лидерство, но и подиумную позицию… Но Симон не сдался и заставил капитулировать недавних пилотов F1. И если атаку на Баррикелло в борьбе за третье место можно было назвать уверенным обгоном, то прохождение Сато не иначе как уверенным объездом Такумы в сражении за «серебро» не определишь! Пилот Schmidt Hamilton Motorsports был на секунду быстрее лидера, но ему просто не хватило кругов… На клетчатом флаге Пажено уступил менее секунды. Но это в любом случае большой успех для молодого француза, ведь он не только удостоился первого подиума в IndyCar, лидируя в гонке больше всех, но и вышел на третье место абсолютного зачета, подвинув двукратного чемпиона Диксона!

А кто же выиграл? Победу одержал трехкратный поулмен Лонг-Бич и обладатель штрафной 12 позиции взамен заслуженного первого ряда Уилл Пауэр! Впервые в сезоне он не показал лучшего круга гонки, но вторая подряд победа вывела австралийца в лидеры общего зачета. Залогом успеха стал блестящий финальный отрезок. Перед последним пит-стопом Пауэр опередил Уилсона, а после дозаправки справился с Сато и оторвался. Эти 6 секунд и стали тем самым буфером, который позволил остаться впереди Пажено под клетчатый флаг.

Так, на пятый год проведения гонок IndyCar в Лонг-Биче Пауэр становится первым, кто сломал тенденцию разных победителей Гран При. Между прочим, в F1 за 8 лет выступлений на ГП США-Запад все триумфаторы были разными.

Что же до третьего призера…

Первый подиум на третий год выступлений в американских гонках был у Сато почти в кармане, когда на последнем круге Хантер-Рей в попытке атаковать развернул и выбил японца из гонки… В итоге к финишному результату американца добавили 30 секунд, вследствие которых место на пьедестале ему не досталось, однако откатился Райан только на 6 позицию, притом что Такума был классифицирован 8 с круговым отставанием…

Если Вы думаете, что на этом борьба в пелетоне IndyCar закончилась, Вы крупно ошибаетесь, ибо в шпильке – уже после финиша первой четверки – не поделили трассу два бразильца. Находясь в плотном драфте позади Рубенса Баррикелло, обходившего круговых, и под жесточайшим прессингом со стороны Джастина Уилсона, Хелио Кастроневес ошибся и поддел соотечественника на торможении. Понимая, что «зад обгоняет перед», Баррикелло отпустил тормоза, и кормой въехал в обидчика, перекрывая проезд конкуренту. Хелио в попытке избежать удар о болид KV Racing ушел влево и по прямой увел с собой еще и Уилсона, синхронно с британцем воткнувшись в стену! Чтобы окончательно заблокировать трассу Рубенс проехал до отбойника вперед и заглох. Образовалась абсолютно непроходимая пробка, в которую в итоге приехал победитель, совершавший круг почета! Пауэр не долго думая, улыбнувшись, выбрался из кокпита и начал праздновать успех прямо на трассе. Заботливые маршалы принялись в произвольном порядке заводить моторы «индикаров», и наибольшую выгоду из этого извлек Райан Бриско, финишировавший в итоге в 1:40 от напарника (притом, что круг проходится за 1:10), став седьмым. Участники же инцидента были классифицированы с круговым отставанием, из-за чего все они оказались позади сошедшего с заглохшим мотором Сато. Лучшим стал Баррикелло, и его девятая позиция олицетворяет положение и в общем зачете. Притом, в Лонг-Биче после штрафа Рубенс прорывался с 22 позиции и долгое время был пилотом, отыгравшим наибольшее число мест по ходу гонки. То ли еще будет! Бразильцу хоть и не позволяют участвовать в зачете новичков, но с третьего этапа даровали причитающуюся дебютантам привилегию: дополнительный свежий комплект резины на тренировках.

Что же до остальных центральных участниках инцидента, то еще один пострадавший, Уилсон, замкнул десятку. Джастин непосредственно опередил своего молодого напарника, Джеймса Джейкса, который только пару лет назад гонялся в молодежных GP2 и GP3. Инициатор же массовой аварии, Кастроневес, был оштрафован прибавкой полуминуты, откатившись с 10 на 13 позицию. Потерянные из-за пенализации три очка не стали большим наказанием для Хелио, и лидерство в чемпионате после такой провальной гонки он все равно бы потерял.

Лучший круг, впервые в сезоне финишировав, показал чемпион 2004, напарник и близкий друг Баррикелло, Тони Канаан. Место на пороге подиума, впереди Хильдебранда, стало лучшим результатом для KV Racing Technology в этом чемпионате. После штрафа Хантер-Рея дебютный в карьере пьедестал завоевал лучший дебютант прошлого года, Джеймс Хинчклифф. В Алабаме канадец не реализовал первый ряд, в то время как в Лонг-Биче ему удалось добиться успеха с 16 стартовой позиции.

Теперь пелетон элиты американских гонок отправляется в Бразилию, где через две недели на городской трассе в Сан-Паулу состоится четвертый этап IndyCar.

 Виталий Мошин

Статья опубликована на первом сайте о Формуле 1 в России