6 мин.

«Искусство оправдываться»

Триумф, победы, успех… Мы так сильно любим эти эмоции, которые погружают нас в незабываемое состояние эйфории. Видеоролики с победными речами набирают миллионы просмотров. Люди по всему миру жаждут разделить со своими кумирами счастливые минуты успеха.

Обратная ситуация – поражения, провалы, неудачи… Куда сложнее найти слова, когда чувство пустоты преобладает над желанием говорить. В таких случаях, сообщество делится на два лагеря: первые – ждут любых слов, чтобы втоптать тебя в грязь, вторые – хотят услышать искренних извинений, слов благодарности и надежды. Выступать в такие моменты очень тонкий и ценный скилл ораторского мастерства. Большинство из тех, кто не чувствует в себе таких способностей стараются отвечать емкими шаблонами, лишь бы не вызвать дополнительный шквал осуждения. Однако, все чаще происходят ситуации, когда говорят много, долго и громко, хотя следовало бы молчать. К сожалению, подобные ситуации все чаще происходят в нашей стране, и мне хотелось бы разобраться почему у нас любят так «громко» оправдываться.

Причиной для моих рассуждений послужила последняя пресс-конференция главного тренера национальной сборной России по футболу Станислава Черчесова. Напомню, этим летом сборная России провалила Евро-2020, заняв последнее место в не самой сильной группе, уступив последний матч сборной Дании (1:4). Из комментариев главного тренера, данных после завершения турнира мы лишь услышали, что задача была выполнена, а результат это фактор рандома, который абсолютно никак не зависит от проделанной работы. Разумеется, этот краткий спич спровоцировал еще большую волну негатива в российском обществе. Далее, нас ожидало продолжительное затишье, сопровождающееся лишь новостями о проходящих заседаниях технического комитета РФС.

02.07.2021 молчание прервалось, хотя лучше бы мы жили в тишине. В пятницу, Станислав Саламович решил взять в одну руку – посох, другую - державу и объясниться перед мирным населением. Интересным показался тот факт, что Российский футбольный союз (непосредственный работодатель Черчесова) не был поставлен в известность о пресс-конференции, хотя с другой стороны зачем эти лишние звонки? За 2,5 часа стенд-ап выступления С.С. каждый из нас должен был почувствовать себя воином, стоящим перед императором ведущим в бой. Жаль, что в действительности мы чувствовали  себя теми, кто зашел на сайт Государственной думы Федерального Собрания РФ, чтобы заслушать отчет о проделанной работе за год. Более искушенные в медиапространстве представители общественности окунулись в атмосферу медийно-патриотического «Скабеевского» ток-шоу.

Для усвоения нам озвучили следующие тезисы :

1) Тренер сборной России по футболу – это должность государственной службы (причем крайне непростая);

2) Каждый образцовый госслужащий должен знать военную терминологию. Более того, каждый из нас является солдатом, выполняющим персональную государственную задачу (главный тренер не исключение);

3) Непосредственный работодатель (в лице РФС) не спешит обсуждать проблемы соотношения проделанной работы и достигнутого результата (да и не должен вообще-то);

4) Мы, как солдаты, должны уметь усваивать информацию с первого раза. Между проделанной работой и достигнутым результатом нет знака равно. Каждый хладнокровный воин делает свою работу, а за результат отвечает скорее всего Марс (это исключительно предположение, не сильно выбивающееся из общего логического рисунка мыслей С.С.);

5) Проблему провала сборной России определил еще В.И. Ленин (низы не могут, верхи не хотят);

6) Настоящий воин определяется его эмоциональной реакцией на тяжелые жизненные ситуации (игровые моменты);

7) За время пресс-конференции солдат стал полководцем, а последнему (само собой) нельзя оставлять свое войско на поле боя;

8) Ответственность конечно на мне (полководце), но какие ошибки я совершил? Назовете? Какое право вы имеете озвучивать ошибки, вы что старше по званию? Соблюдайте субординацию!

На этой золотой восьмерке прекрасных наставлений думаю можно остановиться. Собрать пресс-конференцию будучи абсолютно неготовым к ней, это как позвонить непосредственному работодателю с сообщением о необходимости провести серьезный разговор. Затем, прийти и сказать: «Знаете, я забыл о чем хотел поговорить, да и вообще я не трачу время на бессмысленные диалоги». Нам (людям, которые просто поддерживают команду на стадионе и перед телевизором) абсолютно наплевать, что такое госслужба, и как соотносится работа и результат. Не интересно, просто потому что эту важную информацию мы можем узнать из специальной литературы. Речь для отчетности, как раз и стоило оставить для техкомовского протокола. Нам хочется услышать, что у этого полководца есть резервный план, и что он осознает факт допущения критических ошибок и знает, как в дальнейшем их избежать. На деле же, из речи заместителя верховного главнокомандующего по спортивным вопросам, мы узнали только о том, что ответственность за результат это фактор непреодолимой силы. Работа же проделана, а то что нам мешали ее выполнять это уже не наша зона ответственности. Очень убедительная формулировка, да и вообще не понятно почему еще не проведен конкурс на замещение должности специалиста, ответственного за эмоциональный фон. Полководец лично что ли должен каждому солдату давать наставления? Не армия, а детский сад какой-то!

Предлагаю в целях проведения аналогии вспомнить 2018 год… Чемпионат мира по футболу в России… Действующие чемпионы мира - сборная Германии абсолютно сенсационно терпит поражение от Южной Кореи и вылетает с турнира на стадии группового этапа. Абсолютно все немецкое сообщество уничтожает с поверхности земной коры Йоахима Лева и весь тренерский штаб. На послематчевой пресс-конференции абсолютно подавленный Йоахим сразу же четко и ясно озвучивает ошибки (отсутствие физподготовки, и быстрая усталость игроков). При этом, он старается подчеркнуть причинно-следственную связь между допущенными ошибками и неудовлетворительным результатом. На выкрик журналиста: “Это унижение для всей Германии!”, Лёв совершенно уверенно и спокойно говорит о том, что необходимо признать факт провала и проведенную с ошибками работу. Йоахим предельно убедительно доносит информацию о необходимости принять имеющиеся ошибки. Эмоциональный фон выстроенного диалога с журналистами демонстрирует готовность главного тренера сборной Германии принять абсолютно всю ответственность на себя (о чем он прямо говорит), а главное является косвенной демонстрацией его готовности исправить допущенные ошибки.

 Болельщикам абсолютно наплевать кому и насколько он предан, кем он себя самоопределяет и как надо бегать спринты. В таких случаях, общественность хочет четко знать, чувствует ли главный тренер ответственность за результат и понимает ли он где и в чем конкретно были допущены ошибки? Станислав Саламович, к сожалению, очень сильно заблуждается относительно  того, перед кем он в первую очередь должен отчитываться. Самый главный руководитель главного тренера – болельщики, пресса, но уж точно никак не административный аппарат. На чемпионате мира и после него он всем своим видом демонстрировал, что понимает и осознает важность расположения российского общества к своей персоне. Однако, на самом деле, все совершенно иначе. С.С. убежден, что его имеют право оценивать исключительно лица, наделенные определенными на то полномочиями.

Подводя итоги, очень четко видно, что пример с Йоахимом Левом показывает образцовый характер ораторского мастерства при провальном выступлении. Он дал понять немецкому обществу, что он осознает ответственность, понимает в чем были допущены ошибки, и как их следует решать. Это все при том, что на той самой пресс-конференции после матча с Южной Кореей немецкие журналисты могут себе позволить выкрикивать негативные реплики в адрес главного тренера национальной сборной. А у нас… У нас полевой командир, который учит журналистов правильно выбирать терминологию и задавать вопросы. Тем не менее, очень жаль, что проанализированные мной умения ораторского мастерства у нас принято называть «искусством оправдываться».