2 мин.

Манише и принцип Питера

Внимательно слежу за тем, куда же отправится сейчас Манише, контракт с которым решил не продлевать «Спортинг». Уже лет семь Манише, футболист, фактически созданный Жозе Моуринью (до встречи с Особенным он, к примеру, играл на фланге), воплощает для меня полушуточный принцип Питера: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности» (рекомендую, кстати, одноименную книжку – там много забавных наблюдений и фактов).

С каждым годом креативный опорник с превосходным ударом играет все хуже, но это само по себе как раз еще нормально – интереснее то, что он все время играет в командах уровнем лучше, чем на тот момент позволяет его класс. В итоге контракты с ним не продлеваются, его отправляют в аренды, которые, в свою очередь, не превращаются в полноценный трансфер – но Манише находит все новые варианты (английская википедия считает, что он сейчас в ПАОК, по следам Сержиу Консейсау – но подтверждений этому я что-то не нашел). Его лицо становится все более сытым, бег – вальяжным, от прежней работоспособности осталось немногое. Манише разрушает (или, по крайней мере, обедняет) игру своих команд (нет ничего хуже стареющего диспетчера, берущего на себя больше, чем у него осталось способностей) и все больше грубит (недавно в очной встрече 8-й номер «Спортинга» чуть не оторвал ногу 8-му номеру «Порту» Жоао Моутинью).

Он по-прежнему, наверное, может изредка забивать так же впечатляюще, как когда-то в «Динамо» (а также практически всех своих клубах),  но все же не покидает ощущение, что своим переходом в российский клуб Манише (да и его партнер Коштинья) как-то очень испортили себе карму, остаток карьеры проведя в статусе не оправдывающих гигантских контрактов малополезных наемников, достигнув, в полном соответствии с принципом Питера, своего уровня некомпетентности. Хотя поиграть в «Интере» и «Челси» тоже, конечно, дано не каждому.

Кстати, насколько же по-другому сложилась судьба у младшего брата Манише – Жорже Рибейру, которого я до сих пор считаю одним из лучших левых защитников, когда-либо игравших в России. Мощный удар, техника и пас – это в семье Рибейру, видимо, наследственное; но Жорже все в том же «Динамо» казался мне самым энергичным, старательным и толковым из всех купленных легионеров. После «Динамо» он забил 8 голов в 26 играх в «Боавиште» (сыграв благодаря этому на Евро-2008), а затем, перейдя в «Бенфику», безоговорочно проиграл борьбу за место в составе сначала Давиду Луису, а затем Фабиу Коэнтрау – двум левым защитникам более-менее из мирового топ-5. Не везет, так не везет.

Сейчас Жорже ведет переговоры с «Блэкберном» – но я вот, если честно, был бы не против увидеть его, допустим, в «Локомотиве».