4 мин.

Доходы клубов бундеслиги от продажи медиаправ в сезоне 2016/17

Сезон бундеслиги 2015/16 завершён, а, следовательно, определились суммы телевизионных и маркетинговых отчислений, которые каждый клуб DFL (Немецкая Футбольная Лига, объединяющая 36 клубов первой и второй бундеслиг) получит в соответствии с занятым местом.

Особенность немецкой системы распределения доходов от телевидения такова, что деньги, заработанные по итогам прошедшего чемпионата, придут в казну клубов уже по ходу сезона 2016/17.

В общей сложности между клубами бундеслиги в сезоне 2016/17 будут распределены 709 миллионов евро: за продажу медиаправ на трансляции внутри Германии - 673 млн., и связанные с ними спонсорские отчисления от партнёров DFL - 36 млн.

Из указанной суммы 80% (порядка 567 млн. евро) достанутся клубам первой бундеслиги, 20% (около 142 млн. евро) - представителям второй бундеслиги.

Механизм определения сумм выплат таков. В Германии для распределения отчислений от продажи медиаправ между 36 клубами первой и второй бундеслиг используется таблица, в которой учитываются выступления команд за последние 5 лет.

1. За занятое по итогам сезона место клуб получает определённое количество баллов - от 36 до 1 для клубов, игравших в том или ином сезоне в первой или второй бундеслиге. Ноль баллов, если в каком-либо из расчётных сезонов клуб играл в низших дивизионах, как, например, это было с «Дармштадтом», который до недавнего времени выступал в третьей лиге.

2. Затем сумма баллов умножается на коэффициент. Для только что завершившегося чемпионата 2015/16 используется коэффициент 5. Для последнего сезона, учитываемого в расчёте, 2011/12 – коэффициент 1.

Например, расчёт для «Баварии» таков:

2015/2016: Место 1, 36 баллов умножаются на коэффициент 5 = 180 баллов из 180 возможных.

2014/2015: Место 1, 36 баллов умножаются на коэффициент 4 = 144 балла из 144 возможных.

2013/2014: Место 1, 36 баллов умножаются на коэффициент 3 = 108 баллов из 108 возможных.

2012/2013: Место 1, 36 баллов умножаются на коэффициент 2 = 72 балла из 72 возможных.

2011/2012: Место 2, 35 баллов умножаются на коэффициент 1 =35 баллов из 36 возможных.

Итого: 539 баллов из 540 возможных  > Общее место 1.

3. После расчёта суммы баллов клубы бундеслиги ранжируются по местам от первого до восемнадцатого, после чего сумма денежных отчислений каждому клубу рассчитывается пропорционально проценту-коэффициенту, прописанному в договоре между телевидением, DFL и клубами.

Бундеслига ранжирование

Если взять рейтинг для клубов, которые будут участвовать в чемпионате бундеслиги 2016/17, то занявшая первое место в рейтинге «Бавария» получает 7,25% от общей суммы, распределяемой между клубами бундеслиги, в то время как занявший восемнадцатое место в рейтинге, новичок бундеслиги «РБ Лейпциг» получит 3,625% от суммы.

В результате по итогам чемпионата 2015/16 и выстроенному по его окончании пятилетнему рейтингу, в сезоне 2016/17 клубы бундеслиги получат следующие суммы от реализации национальных медиаправ и связанных с ними отчислений от партнёров DFL (млн. евро): 

1 «Бавария» 41,122

2 «Боруссия» Д 40,059

3 «Байер» 38,995

4 «Шальке» 37,932

5 «Боруссия» М 36,868

6 «Вольфсбург» 35,805

7 «Майнц» 34,336

8 «Аугсбург» 33,297

9 «Хоффенхайм» 32,614

10 «Вердер» 31,480

11 «Герта» 30,274

12 «Айнтрахт» Ф 28,998

13 «Гамбург» 27,651

14 «Кёльн» 26,233

15 «Фрайбург» 24,815

16 «Ингольштадт» 23,397

17 «Дармштадт» 21,979

18 «РБ Лейпциг» 20,561

Как видно из таблицы, даже ведущие немецкие клубы зарабатывают от продажи национальных медиаправ немного по сравнению с конкурентами из английской Премьер-Лиги, где даже команда, занимающая последнее место, получает от продажи национальных медиаправ существенно больше (в сезоне 14/15 более 60 млн. евро), нежели чемпион Германии.

Кроме того, принцип солидарности по-прежнему играет важную роль в деловых отношениях между немецкими клубами – разница в 2 раза между заработками первой и последней команд рейтинга не так велика в абсолютных значениях. Нельзя забывать и о 20% от общей суммы контракта, которые полагаются клубам второй бундеслиги.

***

Помимо описанного выше распределения денег от продажи национальных медиаправ, между клубами DFL в сезоне 2016/17 будут также распределены 152 миллиона евро от реализации международных медиаправ на показ матчей первой и второй бундеслиги. Опять же: данная сумма очень мала по сравнению с доходами, порядка 600 млн. евро, которые АПЛ ежегодно получает от продажи международных медийных пакетов.

Недостаточно активная работа по продаже трансляций матчей бундеслиги за рубежом – это давняя проблема, возникшая ещё в те времена, когда вплоть до 2001 года чемпионат Германии проводился под эгидой DFB (Немецкого Футбольного Союза), который вообще не занимался целенаправленно международным маркетингом. DFL всячески стремится расширить присутствие бундеслиги на ТВ-экранах по всему миру, однако в условиях глобальной конкуренции упущенное время дорого обходится немецкому клубному футболу.

***

Сезон 2016/17 станет последним для нынешнего контракта между клубами DFL и медийными партнёрами, прежде всего, телевидением. Близко к завершению обсуждение деталей нового соглашения, вступающего в силу летом 2017 года, по которому клубы хотят зарабатывать от продажи медиаправ (национальных плюс международных)  порядка 1,1-1,5 миллиарда евро за сезон. Однако даже эти деньги выглядят весьма скромно по сравнению с новым контрактом между АПЛ и телевидением на сумму 6,93 млрд. евро за три сезона (2016/17, 2017/18, 2018/19).

Немецкие клубы рискуют потерять ведущих игроков и сдать позиции в рейтинге УЕФА, где Германия занимает второе место? «Мы будем ещё тщательнее и точнее заниматься селекцией, ещё лучше растить свою молодёжь», - парирует бывший менеджер «Майнца», а ныне спортивный директор «Шальке» Кристиан Хайдель.

Бундеслига лого