10 мин.

Клуб анонимных загиботов

Здравствуйте, меня зовут Дана, и я загибот.

В этом каминг-ауте нет смысла – я своих симпатий никогда не скрывала, но это удачное начало в свете событий.

Знаете, кого почти так же много, как фанатов Поттерианы?

Тех, кто не понимает, в чем там прикол. Формально – все просто: волшебный мир, борьба добра со злом, мальчишка, которому сочувствуешь. А попробуй повторить рецепт – ничего не выйдет: фэнтези – море, Гарри Поттер – один.

А знаете, кого еще стало много?

Тех, кто искренне не понимает, что не так с фанатами Алины Загитовой, почему они не отлипнут от своей несоревнующейся любимки и не выберут, например, новую симпатию.

Для меня самой это стало открытием. И я не хочу ничего выбирать. И я попробую объясниться.

З — За что

Владимир Высоцкий как-то сказал, что, если ты можешь объяснить, за что любишь, то это уже не любовь, а просто хорошее отношение.

Эта фраза мне всегда очень нравилась. И я всегда могла объяснить, чем меня покорил спортсмен. Алексей Ягудин – дорожкой в «Зиме». Алена Савченко – сталью и фанатичностью. Дуэт Синициной и Кацалапова – конечно же, тем, что подтверждает постулат «любовь способна победить всё».

В принципе, это могло бы сработать и с Алиной Загитовой. Коллекция всех возможных в фигурном катании титулов делает ее уникальной, превращают в эдакого члена элитарного клуба. Внешние данные вкупе с ошеломительными фотосессиями для крупных брендов вкачивают в тебя хорошую дозу эстетики. Природная милота умиляет. Мечта о собаке, явно соперничающая с мечтой об олимпийском золоте в тот самый сезон, трогает, — это же, в общем, готовая история для симпатичной короткометражки.

Я уверена процентов на 120, что все вышеперечисленное можно обернуть и в недостатки. Титулы? Так лучше бы каталась дольше, чем хапнула все за смешные пару лет. Внешность – вообще вкусовщина, а в глянце почти из любого человека можно сделать мечту миллионов. Милашество легко превращается в непозволительную для звезды ребячливость, а собачка – что собачка? Кто из нас не хотел ее в пятнадцать лет? Ну, разве что те, кто предпочитает котиков.

И все это – со знаком плюс или минус – пустой звук.

Сразу оговорюсь, что веду речь только о себе, и судорожно придумываю, как бы это половчее объяснить: моя симпатия к Алине вышла куда-то очень далеко за рамки спорта и даже человеческих характеристик. Я просто ее люблю, и все.

В этом определенно есть или моя странность, или ее феномен. 

А – А4

Как бы сказал Дуайт Шрут: вопрос!

С каких пор фигурное катание стало восприниматься командным видом спорта? Я вот ни разу до этого сезона не слышала, чтобы кому-то пеняли: а чего это ты болеешь за Туктамышеву, а за Самодурову – нет? Кстати, в прошлом сезоне это было бы особенно актуально – мало того, что обе красотки представляют MishinTeam, так еще Лизе не посчастливилось попасть на Чемпионат мира, а Соня там была.

Мне слабо верится в искренность слов «болеем за всех – они все наши». Ок, смягчу: я не представляю, что в самом деле можно болеть за всех одинаково. Это легко считывается на любой ветке, в любом чате. Падение спортсмена X отметят фразой «ну, как всегда»; ошибку спортсмена Y – десятком обратных скобочек и «бедный зайчик!». Это – норма, человеческая природа, и попытки сломать систему дают только сбой в системе.

Сама идея с «четырьмя А» выглядит красиво только на бумаге. Четыре девушки, одна группа. И даже не одна команда, потому что спорт так-то индивидуальный. И невозможно болеть за принадлежность к клубу – тогда ты все-таки не за кого-то из них, а за вывеску или за тренера. И я, пожалуй, категорично настою на том, что одинаково нравиться все они не могут – хотя бы в силу того, насколько они разные, от техники и выразительности до внешности и характеров. И я не понимаю смысла попытки чередования гласных – пусть каждый остается самостоятельной боевой единицей.

Поклонникам Алины знатно досталось, когда выяснилось, что перебежчики из них так себе. Почему-то они должны были радоваться пьедесталу в финале гран-при, а не переживать из-за своей любимицы. Почему-то слова поддержки и комплименты Алине приравняли к оскорблениям других фигуристок.

Идея для возмущенных: попробуйте на досуге предложить фанатам «Динамо» поболеть за «Спартак» - из одного же города команды. И не удивляйтесь, если вам укажут маршрут следования. 

Г – Грезы

Вообще, это все эгоизм зрителя, конечно. Это я мучилась, когда думала, какой путь выберет Алина после триумфального Чемпионата мира. Это я в пятницу тринадцатого истуканом сидела перед телеком, который не включала лет сто. И это к самой Алине не имеет отношения хотя бы потому, что я не могу знать о ее целях, мечтах и желаниях. Как хотите, но тут прав Аршавин – это все проблемы ожидающего.

Естественно, я раздумывала о том, может ли она усложниться. Сложно сказать, какой механизм срабатывал – чтобы «наша лучше всех» была, или просто пожелание ей побед. Алина не являлась широкой публике долго, до Japan Open, и это усиливало убеждение «чего-то они там тренируют». Если верить науке, наш мозг подло устроен: он акцентирует внимание на подтверждениях нашим версиям, блокируя при этом аргументы против извне. Поэтому я мимолетно отметила дорожку, которую почему-то поставили на третий уровень, зато настойчиво прокручивала в голове мощный лутц.

Многие писали нечто вроде: ну неужели вы думали, что Алина не проиграет квадам и трикселям? Вообще-то, думали. И отлично понимали, потому и надеялись. Тут идея в том, что такое понимание хоть и огорчает в контексте соревнований, но не уничтожает зачарованность ею. Кстати, это отношение тоже многие посчитали для других оскорбительным.

И – …И маятник качнулся

В какой-то момент «Алина, ты уже все доказала!» превратилось из ободряющей фразы в слова, которыми выпроваживают засидевшихся гостей. Мы славно посидели, но пора бы и честь знать – час ночи на дворе, а нам еще детей спать укладывать.

«Спорт молодеет, чего вы хотите», «куда ей без квадов?», «она уже все выиграла» — три кита, можно сказать, на которых держится деланое сопереживание. Я упустила момент, когда так случилось, но точно пораньше, чем Алина объявила о паузе. Я не зря сказала, что никто из нас не может знать чьих-то мотивов. С одной стороны, этим аргументом можно уничтожить все мои домыслы, с другой, и я могу возразить на тему «все доказала». Никто ведь не станет спорить, что Алина может так не считать?

И это напоминает какой-то дурацкий перевертыш: то есть все ратуют за равность шансов, за одинаковые возможности; экспертов рвут за фразы про «зрелое женское» (я тоже рву, есличо). И при этом – процитирую классика – стрелочка не поворачивается.

Не может помолодевший спорт нянькаться со всякими семнадцатилетними. Зачем продолжать карьеру, если ты все взял. Ну и квады, квады да – это такое волшебное слово, которое как бы призвано все объяснить.

Забавно, что за такое же мнение, только выраженное в более неприглядном виде, когда-то здорово прилетело Роману Костомарову. Правда, было это за несколько месяцев до начала сезона.

Б – Было-стало

На Ростелекоме Юля Липницкая сдерживала слезы, а я не смогла. Если Миша Коляда делал эту проклятую бабочку вместо прыжка – сердце кровью обливалось. На открытых прокатах снова появилась Ксения Столбова, и стало ясно, что вряд ли игра стоила свеч.

За каждого я искренне переживала. За кого-то – одноразово, потому что у человека случилось что-то плохое. За кого-то – в целом, потому что когда-то срезонировало, и я желаю конкретному спортсмену всяческих благ. Мое переживание длилось до тех пор, пока не приходилось думать, что там на ужин и какую обещают погоду на завтра – нужно же понимать, что надеть. И ничто не отбивало у меня охоту возвращаться к просмотрам. Новые соревнования – новая жизнь.

После того, как Алина объявила о приостановке карьеры, у меня потерялся вкус к турнирам. Так бывает, когда обожжешь язык: жевать уже не больно, но кисло ли, сладко ли – не понять.

Кто-то утверждает, что у этих, которые говорят, что без Заги ЧР - не ЧР, никакой любви к фигурному катанию вообще не было. 

Да нет, была. И она, наверное, остается. Просто другая любовь оказалась сильнее. 

О – Остановка

Есть в этом какая-то ирония: в прошлом сезоне все задолбались объяснять, что претензии к Жене М. не сводятся к ее отъезду в Канаду. Вопрос в том, как она это проделала.

В середине сезона текущего болельщики Алины тоже задолбались. В ответ на «конечно, Алина устала!» приходится говорить: нет, никто не считает, что она не могла хотеть передышки. И странно видеть, как она на эту передышку ушла.

Этери Тутберидзе говорила, что Алина давно об этом просила. Почему тогда ее отпустили только после финала? Дали бы полтора года назад, или вот, летом. Почему она так живо интересовалась о том, как продолжать «долгую карьеру»? Передумала? Что за дикие истории про расписки несовершеннолетней девушки — они всерьез могут кого-то удержать, это реально аргумент? Чему она так радовалась на открытых прокатах и JO, это разве какие-то принципиально другие площадки? Ок, не соревновательные, но, когда ты выгорел – тебе все равно.

Ситуация-антоним: логично и бредово, понятно и странно, просто и дико.

Я не знаю, что произошло. Но я хорошо знаю, какая дистанция обычно разделяет официальные заявления и происходящее в реальности.

Т – Террор

Если верить писанному, то загиботы – удивительные существа. Им под силу рассорить тренеров со спортсменкой одним комментарием в сети. Из-за них рыднем рыдают обиженные девочки. Они сеют мрак, наводят ужас, от них никуда не скрыться даже взрослым мужикам. И да, часовню тоже они. Удивительно, что всего год назад это вызывало всеобщее веселье; сегодня претензии летят со всех сторон.

Слушайте, серьезно: нас волнует только свояЗагитова.

Я не видела, чтобы кто-то ставил под сомнение справедливость побед ее соперниц, поэтому не стоит утверждать, будто мы ведем себя, как расстроенные фаны Жени на Олимпиаде. Когда кто-то предполагает, что тренеры не уделяли Алине должного внимания, не стоит искать в этом подтекст «придержать в юниорах» — откуда это вообще взялось? А если мы восторгаемся Алиной, говорим комплименты Алине, считаем Алину лучшей, невзирая даже на прерывание соревновательного процесса – так чего вы хотите? Ну, поклонники мы ее, это же очевидно. Это разве мешает вам, будучи поклонниками других спортсменок, восхищаться ими?

Хотя, учитывая, сколько за последние пару месяцев вылилось на Алину в прессе, как-то всем не до восхищений. Не знаете, почему?

…Я, наверное, закончу тем, с чего начала. «Гарри Поттером».

Алина как-то говорила, что читает эту сагу. Не знаю, успела ли она одолеть все семь томов, в курсе ли, чем и как все закончится. Хорошо, если в курсе: тогда она должна знать, что, даже если кажется, что это – конец, всегда есть шанс, в твоем снитче обнаружится воскрешающий камень.