9 мин.

Александр Легков: «Нельзя показывать норвежцам, в каких условиях я тренируюсь»

Представляем вторую часть ответов Александра Легкова на московской встрече с болельщиками. Здесь можно отойти от реалий прошедшего сезона, «Тур де Ски» и чемпоината мира. Темы будут более общими и пространными.

Первую часть можно прочитать здесь.

О предстартовой лихорадке

Перед стартами бывает сложно; бывает, ночью плохо спишь. Это состояние присутствует даже у мировых лидеров. Если не волнуешься, если перед стартом хочется кушать, спать, если зеваешь – можно закачивать со спортом. С волнением надо справляться. Не играть в компьютерные игры, не сидеть в Интернете – а книжку почитать, пообщаться с кем-то. Есть много моментов, когда себя нужно успокаивать. Ставить себе в голове такую программу: «что произойдёт, если проиграю? Ничего не произойдёт. Я не умру, есть следующая гонка. Это спорт, это все понимают, в спорте не только я, но и другие спортсмены. Все хотят победить, все так же думают – другие тоже переживают». Просто кто-то лучше справляется, а кто-то хуже. Раз проиграешь, два проиграешь – а потом выиграешь.

1

О травмах и болезнях

Я уже не такой молодой, мне уже тридцать лет. В этом возрасте уже присутствуют болячки. Вот, Нортугу делают операцию на колено. Пускай операция небольшая, но в таком возрасте всё проявляется больше и больше. Что касается меня, то у меня есть маленькая проблема со связкой – она немного побаливает. Впереди летние нагрузки, и мне нужно подвестись как можно лучше, чтобы ничего не болело. Приходится каждый день ездить в клинику, чтобы делать профилактику. Надо всегда быть на шаг вперёд, в том числе и касаемо болезней. В прошлом году мы летом поехали на тренировку – Иван Алыпов упал и сломал руку. Кто мог это предвидеть? Поэтому контролировать нужно всё.

О беговых тренировках

Кросс получается у меня хорошо, но за сколько пробегаю летом три километра – сложно сказать: везде разные трассы и рельефы. Скоростная тренировка проходит следующим образом: разминаемся, потом – легкоатлетическая разминка. Затем начинаются скоростные серии – сначала делаем восемь раз по 400 метров, потом шесть раз по 800 метров – это третья зона, не на максимуме. Доходим до тысячи, два раза на «тысяче» – и снова вниз, а последние 400 метров – на максимуме. Лучший результат на 800 метрах – где-то 2:03 – 2:05.

О марке лыж

Использую лыжи марки «Россиньол», страна-производитель – Испания. Я был на заводе и видел, что лыжи для спортсменов, выступающих на Кубке мира, делаются вручную. Восемь пар в день, а остальное идёт автоматом для всех. Конечно, собирает всё машина, но человек стоит рядом и закладывает вручную. Бегаю на «Россиньолах» два года – мне очень нравится. Работают со мной очень плотно, хорошо, помогают мне. Работают на меня, потому что я первый номер в «Россиньоле». Это чувствуется, видно, и это здорово. Лыжи очень хорошие.

Собственно, и «Мадшус» хорошие: когда после «Атомика» перешёл на них, то показал хорошие результаты, стал вторым в общем зачёте. Сейчас думаю, что не раскрылся раньше из-за того, что бегал на «Атомике». Когда я говорил о смене марки, тренеры мне отвечали: «Не болтай, лучше бегай». Меня никто не слышал, а как перешёл – всё стало хорошо. Огромную роль играет даже самый маленький процент. Если лыжи работают хорошо – лучше, чем у лидера – при хорошем самочувствии это очень сказывается. Если одинаково, то можно бороться на равных, а если похуже – без шансов.

1

Об условиях тренировок в России

Всё уже было запланировано: в июне должна была приехать норвежская бригада с NRK, снимать про меня фильм в течение пяти дней. Как тренируюсь, живу, сплю, ем. Я согласился. Приехал к родителям, пробежал кросс один раз, два; побегал по городу, посмотрел – а потом подумал: «Какая может быть Норвегия?! Я сгорю со стыда!» В каких условиях я тренируюсь, лучше не показывать никому. Можно об этом только говорить, обещать что всё улучшится, но на самом деле ничего не улучшится. Мне будет стыдно. Прилетал ко мне Илья Черноусов со своей девушкой – биатлонисткой Селиной Гаспарин, она просила побегать кросс по городу. Мы бежим по центру, я смотрю в сторону – а вокруг кучи мусора.

В гостинице тараканы ползают. Получается, что норвежцы должны жить в Москве и приезжать, чтобы записать, как я тренируюсь. Есть хорошие условия для кросса, можно делать имитацию, но на роллерах… Что показывать? Убитый асфальт, трещины? Круг, где машины гоняют? Хватает и разных идиотов, которые летают очень быстро. На поворотах венки висят. Один поворот успешно проедешь – следующий ждёшь. Это не стоит показывать.

О выступлениях за ХМАО

Я стал бегать за Ханты-Мансийск в первый же год по юниорам, а сначала – за Москву. Мои друзья из других регионов уже зарабатывали небольшие деньги, и мне тоже хотелось бегать не просто так. Я подходил к команде Москвы и просил, чтоб мне сделали зарплату в десять тысяч рублей – мне этого было достаточно. Но Москва постоянно отходила от этого вопроса.

Однажды ко мне подошли из Ханты-Мансийска, сказали: «Мы тебя с удовольствием заберём к себе, всё сделаем, переходи к нам». Вопрос был не то что денежным – просто хотелось быть взрослее. Я никогда не размениваюсь: меня много раз приглашали обратно, были другие предложения, но я такой человек – пока меня сами не выгонят, я буду за них бегать и защищать их честь на чемпионатах страны. Они меня приютили в нужный момент, дали мне очень многое, я благодарен им за это. Не променяю и не буду бегать за два региона. Буду бегать только за Ханты-Мансийск.

Об отдыхе

Отдохнуть получилось пятьдесят на пятьдесят. После того, как закончился Кубок мира, я ездил и в Ханты-Мансийск, и в Сыктывкар, сейчас полечу в Екатеринбург. Конечно, такие перелёты выматывают – это тяжело, когда живёшь по режиму.

В Таиланде мы были с биатлонистами. Много шутили, но не забывали о тренировках – и вместе тренировались, и по отдельности. Там мне очень понравилось. В Таиланде был впервые – ребята-биатлонисты всё организовали, в частности, Шипулин, и это было здорово. А видео, которое показали по «России-2» – это маленькая часть того, что там было. Другие видео намного веселее и смешнее, но это уже нельзя показывать (смеётся). Хотя ничего там плохого не было, всё в пределах правил.

1

О дайвинге

В Таиланде был первый опыт – нас за час научили плавать в бассейне, а на следующий день уже погружались на тридцать метров. Это незабываемые ощущения, очень интересно. Плавали по затонувшему кораблю, его кабинам. Спортсмены ведь всё умеют, везде приспосабливаются (улыбается) – с Шипулиным на дне уже масками менялись, вытаскивали загубник, продувались – на такой глубине всё получалось.

Но и расслабляться нельзя. Перед погружением инструктор предупредил: «Ребят, там много различных вещей. Есть рыба-камень, её не видно, но если уколет – есть десять минут чтобы написать завещание. Плавают разные змеи, которые тоже ядовиты, и их яд намного опасней, чем у кобры». Мы начали погружаться, заплывать в корабль. Там сложно балансировать. Получилось так, что я поплавал, увидел окошко, решил, что в него выплыву. Начал выдыхать, чувствую, что поднимаюсь быстрее, чем надо. И в момент, когда выплываю, задеваю пяткой окно. Мне почему-то стало больно, смотрю – какая-то штука торчит на ноге, прямо на пятке. Я вытаскиваю эту железку, подплываю к инструктору – он показал, что всё ОК, наверху посмотрим. А на поверхности спрашивает: «У тебя есть прививка от столбняка?» Нашли спиртовой раствор, всё обработали, болело потом два дня, и я действительно переживал. Слава Богу, обошлось.

О любимых местах для летнего отдыха

Я не так много, где был. Честно скажу, что на пальцах можно  перечислить «летние страны»: Канары, Доминикана, Турция. В Египте не был. Больше всего понравилось в Таиланде – потому, что была хорошая компания. А летние сборы – это немецкий Оберхоф, Давос. В этом году в Австралии были – всё очень необычно: погода, другой климат – снег лежит и попугаи летают. Спускаешься вниз (двадцать минут на машине) – апельсины растут.

О самых красивых городах

Из российских городов в любом случае назову Санкт-Петербург – действительно красивый город, никто не поспорит. У меня мама оттуда, и я много раз там был. Питер мне очень нравится, хотя с погодой не всегда везёт. Климат не очень хороший, но город шикарный.

Мне нравится Осло – не то что город красивый – наверное потому, что там всё кипит лыжными гонками. И, наверное, назову не город, а городок – Давос. Он действительно красивый. В этом году приключился случай, и я был очень удивлён и шокирован. Приехал в Давосе в гостиницу, где всегда останавливаюсь, а хозяин отеля сделал железную карточку: «Победитель Тур де Ски», и повесил на двери одной из комнат. Теперь этот номер так и сдаётся. Когда я приезжаю, то живу в этой комнате.

1

О появлении детей

Я очень люблю детей: надеюсь, что скоро это произойдёт. Будет похожим на меня, будет спортсменом. Спорт спортом, а детей хочется – ведь надо думать о том, что будет потом. Все живут ради того, чтобы были дети, очаг, дом, тыл хороший. Победы победами, медали медалями, но главное – это дети.

О планах после окончания карьеры

Посмотрим, загадывать сейчас сложно. Есть люди, которые дадут мне не пропасть. В конце концов, буду развиваться сам. Я всегда готов передать молодёжи то, что знаю о лыжных гонках – рассказать, что нужно, что есть. На данный момент я знаю очень многое.

Уже сейчас у меня есть много предложений – в том числе и со спортивного телевидения. Жизненная цель после спорта – жить не тужить, и детишек побольше.

О школьном образовании

В школе учился неплохо до девятого класса: без троек, а потом начались сборы. Отсюда начались проблемы, но благо что были хорошие учителя, которые шли на уступки. Хотя эти же учителя и говорили: «Саша, о чём ты думаешь? Посмотри, какие хорошие мальчики, какие девочки, как они учатся – эта на золотую медаль идёт, другая… Какие лыжи? Ты же будешь неучем и неграмотным!» Сейчас я приезжаю в школу, мне радуются, поздравляют, я им всё это припоминаю (смеётся). Учителя гордятся, радуются, приглашают меня в школу общаться с детьми.

Сложно так говорить – может, некоторые родители заткнут уши своим детям, но есть такая практика, что сейчас отличники и золотые медалисты работают в подчинении у троечников. Поэтому самое главное – быть хорошим человеком. Учиться, безусловно, надо, но я в любом случае не считаю себя безграмотным; не считаю, что где-то отстаю. Выучиться можно на любую профессию. Если захочется – можно всему научиться.

1

 

В заключение хочется напомнить вопросы, которые задавались в самом начале этой серии. Так что же для вас идеальный спорстсмен? Кто? Каждый ответит себе сам, а я скажу так: пусть через год на этой традиционной встрече мы увидим олимпийского чемпиона.