7 мин.

Семь счастливых нот. Музыкальные идеи для фигуристов сборной России

В олимпийском сезоне Александр Жулин первоначально выбрал для произвольного танца Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва музыкальную тему из сериала «И всё-таки я люблю», написанную Дмитрием Маликовым. Выбор был достаточно неожиданный, если не сказать рискованный. Ставка на оригинальную идею и абсолютно неизвестную музыку по праву могла считаться опасной. Одно дело – номер на шоу профессионалов, и диаметрально противоположное – программа танцоров, претендующих на медаль на домашней Олимпиаде. Однако по первым впечатлениям программа эта смотрелась действительно выигрышно, ни намёка на «затёртость» музыкального или хореографического материала. Блог «Контратака» представляет ещё семь отечественных саундтреков, которые практически не были замечены на международной арене и ввиду этого могли бы стать «козырем» в рукаве российских спортсменов. Кто, как не русский фигурист, может прочувствовать лиричную, зачастую полную драматизма музыку, в которую их соотечественники–композиторы  вкладывали всю свою душу и умение.

7. Вальс «Метель», Георгий Свиридов.

Художественный фильм Владимира Басова «Метель», снятый по одноименной повести А.С. Пушкина и вышедший на экраны в 1964 году, прежде всего, запомнился даже не исполнительницей главной роли, одной из главных красавиц советского кинематографа Валентиной Титовой. Визитной карточкой фильма стала музыка, написанная Георгием Свиридовым.  Возможно, программа, состоящая только из этого воздушного, нежного вальса кому-то может показаться старомодной, но вспомним, как идеально вошёл другой, не менее известный вальс Альфреда Шнитке из фильма «Экипаж» в прошлогодний короткий танец всё тех же Бобровой и Соловьёва. В любом случае, для использования в качестве медленной составляющей танца эта музыка подойдёт прекрасно. К сожалению, в последнее время мы её могли слышать и видеть только в ледовых шоу, но даже там вальс, что называется, «смотрелся». Заранее попрошу прощения за последующее большое количество видео с непрофессионалами на льду, цели исключительно демонстрационные.

6. Финальная тема из художественного фильма «Звезда пленительного счастья», Исаак Шварц.

Историческая драма Владимира Мотыля, снятая в 1975 году, помимо восхитительного актёрского состава и трогающего душу сюжета покоряет ещё и музыкой, написанной Исааком Шварцом. Заключительная тема, несмотря на танцевальную плавность и неспешность, включает в себя необходимые для хорошей программы акценты. Это не говоря уже об идее, которую можно упаковать и преподнести так, чтобы зал рыдал. Руки главных «проводников» фигурного катания в массы Александра Жулина и Ильи Авербуха дотянулись и до этой музыки, другого примера, чтобы посмотреть её на льду, к сожалению, нет.

5. Главная музыкальная тема из многосерийного художественного фильма «Ликвидация», Энри Лолашвили.

Сериал «Ликвидация» 2007 года, снятый Сергеем Урсуляком, стал одним из немногих продуктов российского кинематографа, который у широкого зрителя не вызвал практически никакого негатива. Повествующий о борьбе уголовного розыска с преступными группировками, многосерийный фильм уже был перенесён на паркет в качестве танца для очередного шоу, а вот до льда так и не добрался. Тема частично была «позаимствована» композитором сериала у Иоганна Брамса и его третьей симфонии, но факт остаётся фактом: закрывая глаза, можно легко представить одну из наших молодых и красивых пар, катающихся под эту нервную, характерную и очень яркую музыку.

4. Музыкальная тема из художественного фильма «Зимняя вишня», Владимир Дашкевич.

Мелодрама Игоря Масленникова «Зимняя вишня», вышедшая на экраны в 1985 году, рассказывает нам о судьбах наших современников, это самый настоящий «жизненный», реалистичный до больного фильм, где ситуации и диалоги списаны с жизни, знакомой каждому. Разумеется, музыка к такой картине должна быть под стать: наполненной, глубокой, где каждый сможет услышать что-то для себя. Масленников вновь сотрудничал с Владимиром Дашкевичем, и вновь это сотрудничество стало невероятно удачным и гармоничным. Если поискать, оказывается, можно найти номер и на неё, хотя и постановку, и хореографию можно сделать пронзительнее и трогательнее.

3. Вальс из телевизионного сериала «Мастер и Маргарита», Игорь Корнелюк.

Сериал, снятый в 2005 году по роману, не нуждающемуся в представлении, является одной из наиболее полных и точных его экранизаций. К такому масштабному проекту требовалась музыка соответствующего уровня эпичности, и режиссёр Владимир Бортко обратился к Игорю Корнелюку, который оформил саундтрек в надлежащем виде. Он уже использовался парой Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко в 2009 году, но самая выигрышная часть, вальс, так и не была поставлена. Зато её, по уже поднадоевшему обыкновению, использовали хореографы ледового шоу. Но это как раз тот случай, когда постановка коммерческого проекта запомнилась больше. Чтобы показать приём у Воланда, не обязательно резать костюм на сотню лоскутов и театрально заламывать руки.

 

2. Тема Барона из телевизионного фильма «Тот самый Мюнхгаузен», Алексей Рыбников.

Трогательная и вместе с тем напористая музыка первоначально писалась Алексеем Рыбниковым для пьесы «Самый правдивый», поставленной по мотивам произведения Рудольфа Эриха Распе про приключения всем известного барона. Пьеса с успехом шла в театре Советской армии, когда её увидел Марк Захаров и решил экранизировать. Так в 1979 году вышел телевизионный фильм с великолепным Олегом Янковским в главной роли, который под заимствованную из спектакля музыку забирался по лестнице в небо со своим вечным призывом: «Улыбайтесь, господа!». Читатели не поверят, где мы могли видеть ледовую постановку этой картины, и я весьма удивлю их, сказав, что судьба барона была рассказана нам в одном из номеров угадайте-какого-шоу. Кататься под такую сильную музыку тяжело, но если продумать каждый акцент, каждый жест и даже взгляд, то может получиться очень интересная, оригинальная программа.

1. Вальс из художественного фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Евгений Дога.

Классика, которая никогда не устареет – это фильм, снятый Эмилем Лотяну в 1978 году по мотивам повести «Драма на охоте» А. П. Чехова. Может, кто-то не вспомнит имён главных героев, и даже найдутся те, кто не сможет восстановить сюжет. Но каждый без труда узнает любимый всеми вальс Евгения Доги, который он сначала не планировал показывать режиссёру фильма – это были эскизы исключительно «для себя». Едва ли не случай помог музыке найти своего слушателя: композитор от безысходности стал наигрывать черновые наброски Эмилю Лотяну, который забраковал все предыдущие заготовки. Уже вечером следующего дня вальс был сыгран оркестром кинематографии. Постепенно музыка стала абсолютно самодостаточным произведением, и танец, поставленный на неё, может нести в себе совершенно другую идею. Вальс идёт по нарастающей, он буквально льётся, каждый раз словно раскручиваясь или поднимаясь. Сердце любителя фигурного катания замирает от предвкушения, какую программу может сделать хороший хореограф на такую музыку. Даже для такого классического, в общем-то, танца можно найти новую пластику, оригинальные поддержки, было бы желание подойти к постановке с не замыленным, креативным взглядом. Танца такого пока не встречено в природе, а снова пихать постановки с ледовых шоу нет желания.

Главное в выборе музыки для программы, особенно для танцевальных пар, не бояться экспериментировать. Отличия от других спортсменов, новаторства ценятся всегда. Но не всегда новизна, «свежий воздух» в фигурном катании это выпрыгивание из собственных штанов. Спортсмены со всего мира из года в год гоняются за нашей классикой, за произведениями Чайковского, Прокофьева, Рахманинова. А у нас под боком есть классика другая, почти не известная ещё миру, но знакомая всей нашей стране, прочувствовать которую любому иностранцу на порядок сложнее, чем любой «загадочной» русской душе. Есть и новые веяния, те интересные, яркие мелодии, которые можно отыскать и в современном нашем кинематографе (такое тоже бывает). Под любую из этих композиций можно сделать программу, глядя на которую, кто-то просто произнесёт слово «креатив», а кто-то воскликнет: «Вау, да ведь эти ребята не похожи ни на кого!». Бояться стоит как раз не тем или образов, бояться стоит застоя в движениях, в хореографии. Не бывает старомодной музыки, бывают старомодные постановки. Желаю нашим спортсменам, чтобы «безыдейные» (с) программы их миновали, чтобы они изредка обращались к тому, что творят наши композиторы и чтобы их танцы всегда были событиями, в мире музыки в том числе.

П.С. Спасибо всем прочитавшим предыдущий материал за комментарии. Очень приятно, оставляйте отзывы, буду рада. :)