5 мин.

Лимит щемит. Почему хоккеисты-легионеры нужны КХЛ

Владислав Третьяк винит во всех бедах хоккеистов-легионеров. Артем Зырянов в блоге «Эпицентр» считает, что без иностранцев КХЛ станет намного хуже.

Чего бы такого еще придумать для развития нашего хоккея/ Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Легионеры делают лигу зрелищнее

Петружалек, Лехтеря, Торесен, Заборски, Тернберг, казанские финны и минские канадцы, Станя, Гарнетт, Ахонен, Контиола, Ягр, Калюжный, Червенка, Редлихс и пара десятков других легионеров так или иначе украшают/украшали КХЛ своим присутствием. Кто-то, как Веханен и Ряме, божественной реакцией и неземным умением выручать защитников, кто-то, как Ягр и Вейнхандль, мягкими, как плюшевые игрушки, руками и способностью создавать моменты из ничего, кто-то, как Госса и Брендл – голевым чутьем, Демитра и Клепиш – финтами, заставлявших соперников терять координацию. Хватало и проходимцев, которые, получив контракт и познакомившись с реалиями нашей глубинки поближе, начинали хандрить и бросали играть. Но сколько таких лентяев с российскими паспортами? Сравните количество «так называемых» нападающих, которые не в состоянии забить и 5-8 голов за сезон при нормальном игровом времени, но получающих (внимание: не зарабатывающих) десятки тысяч долларов, или растерявших форму защитников/вратарей, с числом ну совсем уж бесполезных иностранцев. Цифры в процентном соотношении будут соизмеримы.

Хватало и случаев, когда менеджеры, увлекшись откатами и прочей «бекиевщиной», закупали легионеров пачками, перекрывая воздух своей молодежи, но это зло из 90-х по крайней мере в КХЛ постепенно вытесняется здоровой конкуренцией и нездоровыми лимитами на вратарей и юниоров. Что, Семин стал жертвой результативности Тернберга, Брызгалов – надежности Стани, Кайгородов потерял место в основе только из-за канадского происхождения О’Райлли, а погрузневший Скачков не может сбросить вес и начать забивать из-за Песонена с Иммоненом? А, например, казанцу Лукоянову наличие в команде финна Лахти не помешало стать игроком основы и лидером второй сборной. В 90 процентах случаев в том, что россияне сидят в запасе за приезжими, виновата их собственная лень и нежелание подстраиваться под требования тренера.

Еще 5 процентов это давление менеджеров, которым отчитываться за потраченные (порой, выброшенные по недосмотру игрока) деньги на иностранцев, ну и оставшиеся 5, так и быть, это вина «хоккеистов-эмигрантов». Сократят число легионеров до трех – освободившиеся два места займут те самые полунападающие-защитники от 30 лет и старше. Что потом, вводить возрастной лимит? Лучше уж смотреть за снайперами чемпионатов Финляндии, бомбардирами элитной шведской серии и веселыми канадскими тафгаями, чем за Берниковыми, Докшиными, Алистратовыми и Бойченко.

Они лучше других популяризируют лигу

«Эти легионеры приезжают в Россию только за деньгами, им плевать на развитие лиги и клуба», – любимый аргумент критиков легионеров. Не будем спорить: есть такие, кто избегает борьбы, не бросается лицом под шайбу, месяцами просиживает в лазарете и исчезает в плей-офф. Такие есть и среди своих, но лишь единицы из российских хоккеистов понимают, что их работа не заканчивается с финальной сиреной и уходом с площадки. За редким исключением североамериканцы и европейцы никогда не убегают от репортеров и послематчевых интервью через запасной выход. Они с серьезным лицом выслушивают глупые и повторяющиеся из месяца в месяц вопросы на ломаном английском о том, как прошел матч, почему вы не забиваете в большинстве, и что сказал тренер во втором перерыве, и охотно, пусть и заученными словами, отвечают.

Попробуйте подойти к большинству наших «звезд» после поражений с просьбой о комментарии. В лучшем случае получите вежливый отказ или немое молчание, а в худшем – нарветесь на мат и крик, как это случалось в раздевалках «Ак Барса» с «Салаватом Юлаевым», да и других клубов. Однообразные вопросы осточертевают быстро – с этим не поспоришь – но на просьбу ответить на что-то более-менее внятное по игре обычно следует «будем работать», «тренеру виднее», «надо посмотреть повтор», а слово «тактика» многих вообще пугает. Ребят, ну вы же занимаетесь не ядерной физикой, а всего лишь гоняете кусок резины пластиковой палкой, да к тому же, зачастую, не можете связать двух-трех слов. Какие вопросы вам еще нужны? Среди российских хоккеистов есть исключения, но их также мало, как и категорически избегающих прессу легионеров.

Большинство из них приносит реальную пользу

Брендл, Марек, Госса, Червенка и Боченски – среди лучших снайперов предыдущих чемпионатов КХЛ, как мы видим, россиян нет, рекорд результативости для защитников также принадлежит иностранцу Дэллману. В плей-офф-2009 больше всех голов забил финн Хентунен, а по показателю очки в среднем за матч не было равных шведу Вейнхандлю. Капанен, Иммонен и Веханен тащили на себе «Ак Барс», когда поломались Зарипов и Морозов в 2010-м, а в финал Кубка Гагарина ХК МВД втащил канадец Майкл Гарнетт, а не Константинов, Волков или Бирюков. Ряме одержал 33 победы в регулярке-2010/11, став одним из немногих вратарей, пропустивших меньше 2 шайб за матч, тогда как худшими среди его коллег по амплуа в том сезоне были Яхин, Тарасов, Царегородцев и Гайдученко. Да взять хотя бы прошлый плей-офф. Кто забил золотой гол «Динамо»? Кто стал лучшим бомбардиром финалистов и был самым надежным защитником чемпионов? А ведь при предлагаемом Третьяком лимите «не больше трех» многим из выше перечисленных просто не нашлось бы места в КХЛ.

Евротур давно потерял привлекательность среди болельщиков, уже не так интересны чемпионаты мира, а Олимпиады, ради которых старается Третьяк, проводятся раз в 4 года. Стоит ли ради сборной губить собственный чемпионат?