9 мин.

К барьерам! Как Сергей Шубенков стал звездой мирового спорта

Скоро исполнится месяц, как барнаулец Сергей Шубенков занял третье место на чемпионате мира в беге на 110 метров с барьерами — естественно, об этом все уже давно забыли. Блог Большого Барнаула помнит — и публикует развёрнутый ответ на вопрос «Как в Сибири появился спринтер международного уровня?»

s

Барнаул. Когда подходишь к комплексу СДЮШОР-2 на улице Ломоносова становится понятно, что имеет ввиду Сергей Шубенков, рассказывая федеральной прессе о том, что настоящие чемпионы готовятся в тяжёлых условиях. Внешне стадион спортшколы производит впечатление заброшенного объекта, но в подтрибунных помещениях происходит жизнь. Всюду следы ремонта, ёмкости с краской; стойкий запах рассеивается по всему помещению. Начальник краевого управления по физической культуре и спорту Владимир Альт по телефону рассказал о том, что в крае ведётся работа над улучшением спортивной инфраструктуры — видимо, здесь работа только начинается. Не очень верится в то, что в таких условиях может появиться медалист первенства мира. С другой стороны — сложно представить, что может остановить человека, который прошёл такую школу.

— Воду что ли не включили? — Сергей Клевцов, тренер Шубенкова ведёт меня по внутренним коридорам стадиона СДЮШОР-2 и по пути проверяет работу местных коммунальных систем. Во время беседы то и дело моргает свет; заходит Шуба (прозвище Шубенкова) — сказать, что сломалась гантель, которую подопечные Клевцова метали на дальность.

— Хрен с ней, возьмите что-нибудь другое, — отвечает тренер.

Дружеские отношения между Клевцовым и Шубенковым отмечают и упомянутый выше Владимир Альт и мама спортсмена Наталья Шубенкова. Тандем образовался в 2003-ем году, когда, отчаявшись найти своему сыну место в других секциях, в других видах спорта, Шубенкова привела его к знакомым тренерам — Надежде и Сергею Клевцовым. Уже под руководством Клевцовых Сергей Шубенков некоторое время не мог определиться со специализацией — бегал и сто, и двести, и восемьсот метров, прыгал в длину. Особых успехов не было. «Меня его отец критиковал, — рассказывает Клевцов, — мол, что он у тебя так бежит, голень не выносит? Тогда это бросилось в глаза — может быть это во многом жест божий. Ну раз так он бежит — нужно попробовать барьеры».

***

Благодаря успехам Шубенкова в нашей стране начали узнавать, что барьерный спринт — это весьма специфическая дисциплина. 110 метров, через каждые 9 метров 14 сантиметров — барьер. Если на обычных — «гладких», как их называют спортсмены — спринтерских дистанциях результат можно улучшать за счёт увеличения длины шага и частоты шагов в единицу времени, то барьерные спринтеры закованы в жёсткие рамки. Шубенков делает восемь шагов до первого барьера, по три между ними и пять-шесть от последнего барьера до финиша. Уменьшить число шагов он не может ни на одном отрезке. Весь резерв усиления — в работе над мощностью шага и шлифовании техники обработки барьера. Не каждый атлет будет готов к работе в таких условиях.

Клевцов делит подготовку барьериста Шубенкова — с самых юных лет до бронзовой медали чемпионата мира — на три этапа.

— Когда он только пришёл, некоторую неуклюжесть — вертикальный бег — заметили все. И ещё, когда человек в первый раз бежит барьерную дистанцию, он боится удариться коленкой и инстинктивно прыгает повыше, чем нужно. А этот атаковал барьеры довольно нахально. 

Второй этап — когда по своему возрасту он был примерно в четвёрке лучших в стране. И тогда у него был культ учёбы в университете, тренироваться он мог только один раз в день. Но даже в таком режиме он стал чемпионом Европы среди молодёжи, показав результат в 13,56 с. Следующий год был олимпийским – и он сказал примерно следующее: «Тренер, ну вы же захотите с осени по два раза видеть на тренировках?». Я: «Дружок, если я один этого хочу, то нет, спасибо». Он говорит: «Я сам хочу готовиться».

И третий этап – когда Сергей стал тренироваться два раза в день, посетил все сборы. За этот год была проделана колоссальная работа. Тогда он с результатов уровня 13,56-13,46 с. добрался до 13,09 с.

***

Слова про культ учёбы немного режут слух — от тренера бронзового призёра чемпионата мира их не особенно ждёшь. Сколькие из нас в школьном возрасте наблюдали бойких крепышей-одноклассников, которые гордо заявляли учителям, что им не нужна вся эта история, математика и химия, что они станут футболистами, хоккеистами, теннисистами? 

В фойе барнаульской гимназии № 42-ой под внимательным надзором родителей шумят школьники. Я вглядываюсь в лица молодых ребят, пытаясь разглядеть будущих героев российского спорта. Шансов немного — на ходу считаю, что если каждый год за почти семидесятилетнюю историю гимназия выпускала во взрослую жизнь в среднем по 150 человек, то вероятность появления нового Шубенкова в этих стенах составляет 1 к 10 000.

— Среди наших учеников были ещё спортсмены, греко-римской борьбой занимались, волейболом, — местный учитель химии, Олег Кравцов, вприпрыжку проводит небольшую экскурсию по школе, — и я сделал такое наблюдение: чем лучше у человека работают мозги, тем большего он добился. У Сергея мозги были на месте, учился он великолепно. Класс, в котором он учился, кстати, очень сильный был. С физико-математическим уклоном, математика и физика там были на высшем, запредельном уровне. А вот Василий Васильевич, он вёл у Шубенкова физику, профильный предмет их класса.

Василий Дергунов рассказывает, что в девятом классе ответить на «пятёрку» по физике у Сергея никак не получалось. «Он говорил: «Вот, вы меня не любите, придираетесь». Я говорю: «Серёга, как только на пятёрки будешь готов, сразу буду ставить». В результате в одиннадцатом классе он получил диплом третьей степени на краевой олимпиаде по физике».

Историю о многогранном таланте спортсмена дополнила Тамара Дронова, классный руководитель того самого 11-го «Е», в котором учился Шуба. Она называет этот класс «знаменитый» и добавляет, что 15 учеников того 11-го «Е» закончили школу медалистами — пятеро золотыми, десять серебрянными. И что внутренняя хорошая конкуренция всем им помогла.

— Да, если есть разгильдяи, это расхолаживает даже умного, сильного ученика, — объясняет она, — а тут окружение Сергею помогало, он видит, что другие тоже работают и старается не отставать.

Все учителя в один голос повторяют, что никогда не слышали от Шубенкова о тяжёлых буднях спортсмена, которые не позволили вовремя сделать уроки или подготовить нужные задания — даже в день отъезда на соревнования он отсиживал все шесть уроков. Прилежный, вежливый, ответственный — да. Но что интересно — по меркам среднестатистического россиянина промежуточные результаты Шубенкова кажутся высокими: школу он закончил всего с одной четвёркой в аттестате. Но разве станешь этим гордиться, когда в твоём классе их было десять серебрянных медалистов, а ещё пять — золотых? Многие нахваливают шубенковское владение английским — а школьная учительница Сергея Раиса Собельникова по секрету рассказала, что хоть Сергей справлялся со всем материалом, в её классе были ученики, у которых уровень знания языка был повыше. Успехи Шубенкова — это не проявление безграничного таланта. Это привычка постоянно и во всём работать на самом высоком уровне, конкурировать с лучшими — пускай и не всюду приходить самым первым. Можно предположить, откуда это взялось.

***

— Не знаю, показывал Сергей вам или нет, перед чемпионатом мира сделали программку, — Наталья Шубенкова показывает мне красочный журнал, выпущенный к первенству мира по лёгкой атлетике в Москве — тут фотографии ведущих легкоатлетов, Усейн Болт — и сынок. Когда на стадионе в Москве меня не пускали на правительственную трибуну, я показывала этот журнал и говорила: «Это мой сын, мне нужно болеть за него на лучшем месте, в лучших рядах». И меня пропускали.

Когда речь заходит о лучших легкоатлетах Алтая, многие вспоминают только два имени — наряду с Татьяной Котовой обязательно Наталью Шубенкову, нашу блистательную многоборку, по злому стечению обстоятельств не принёсшую стране олимпийскую медаль. Сегодня она трудится в краевом спортуправлении — из её рассказа быстро становится понятно, что к бронзовой медали чемпионата мира Сергей Шубенков начал идти не когда решил перейти на режим с двумя тренировками в день, и даже не в 13 лет, когда попал под крыло к одному из самых важных людей в своей жизни, а прямо с рождения.

Известная советская спортсменка могла себе позволить уйти с работы, получать при этом приличное пособие – и сосредоточиться на занятиях с сыном. «Он раньше всех начал ходить, раньше всех начал говорить, ­­— улыбается Наталья Шубенкова, — и это для меня было важно — видеть на его успехи на фоне всех сверстников».

Важная деталь — родители Шубы не имели ввиду непременно золотые пьедесталы мировых чемпионатов. Применяя продвинутые методики воспитания сына они рассчитывали привить ему качества и развить способности, которые пригодятся в дальнейшей жизни. 

— Я, как руководитель, знаю — продолжает мама Сергея, —  если хочешь, чтобы твоё дело сделали в срок, поручи его тому, кто очень сильно занят. У него всё расписано по секундам и именно поэтому он всё быстро сделает. Для нас было важно, чтобы Серёжа не зацикливался на компьютерах, не бездельничал, постоянно был чем-то занят. Он ходил в музыкальную школу, на футбол, на хоккей.

В школе и университете родительская хватка, разумеется, не ослабевала. Наталья Михайловна знала всех учителей, все текущие темы по всем предметам — сын сдавал ей домашние задания. Неужели не было момента, когда он противился такому контролю?

— Конечно, ему это не нравилось, он говорил «Дай мне свободы». Но отпустишь — и он что-то не сдал, куда-то не пошёл. Я говорю: «Видишь, ты без моего контроля самостоятельно не справляешься» — и снова закручиваю гайки. 

***

Говоря о самых больших сложностях в работе с Шубенковым, обычно улыбчивый Сергей Клевцов вдруг становится серьёзным:

— Не всегда получается совместить уровень готовности, который удаётся набрать к стартам и уровень реализации, который хотелось бы получать. Я могу авторитетно заявить, что уровень готовности Сергея в Лондоне и Казани позволял выбегать из тринадцати секунд.

Глядя на успех молодого земляка, родители задаются вопросом — куда отдать ребёнка, чтобы он стал таким же чемпионом? Весь секрет в том, что его как раз не надо и даже вредно куда-то отдавать — нужно всегда быть рядом, окружить вниманием, заботой и с самых ранних лет рассказывать о жизни те правильные вещи, которые выучили сами. История Шубенкова не только о том, что он с детства испытывал на прочность самые разные свои способности. А о том, что он всегда работал в дружном, целеустремлённом коллективе — будь то семейный, или спортивный — с которым на пути к цели был готов преодолеть любые барьеры. Ведь даже если их десять и они расставлены через 9 метров 14 сантиметров — от них никуда не уйти.

— От нас все ждут, что результаты будут лучше и лучше, — напоследок качает головой Сергей Клевцов, — я Серёге говорю: «Дай бог, доживём до следующего чемпионата мира, но если там покажем такое же третье место — это провалом не будет, но это и воспринято будет совсем по-другому». Это будет печально.