14 мин.

Улучшить результаты сборной можно не трогая лимит. Англия доказала реформой века

В недавнем интервью, где разговор коснулся самой злободневной темы российского футбола в 2021 году — лимита на легионеров — Ральф Рангник, руководитель «Локомотива» по спорту и развитию, сказал следующее: 

«Лимит никак не поможет росту результатов сборной России. Это ошибка! Когда-то то же самое предложили в Англии, чтобы повысить уровень выступлений национальной команды. Но результат в итоге пришел не из-за ограничений, а благодаря реформам в юношеском футболе. Уровень игроков, выходящих из клубных академий, вырос настолько, что вопрос лимита перестал быть существенным».

Последние два предложения, как шкафчик в фильме Люди в Чёрном 2, открывают дверь в целый мир и историю, полную успеха, разочарований, поисков и компромиссов. Поехали!

20 лет тоски

Так Гарсиа-Маркес мог бы назвать книгу о выступлениях сборной Англии, начиная с ЧМ-1998 и вплоть до начала ЧМ-2018. Всё всегда шло по одному и тому же сценарию: собиралась очередная дрим-тим из самых раскрученных футболистов АПЛ, пресса писала, что на этот раз они точно всех порвут, болельщики предвкушали, а на деле команда вылетала где-то до начала, в начале или середине турнира. Напомню...

ЧМ-1998: вылет от Аргентины в 1/8

ЕВРО-2000: не вышли из группы

ЧМ-2002: вылет от Бразилии в 1/4

ЕВРО-2004: вылет от Португалии в 1/4

ЧМ-2006: вылет от Португалии в 1/4

ЕВРО-2008: не вышли на турнир

ЧМ-2010: вылет от Германии в 1/8

ЕВРО-2012: вылет от Италии в 1/4

ЧМ-2014: не вышли из группы

ЕВРО-2016: вылет от Исландии в 1/8

Однако Земля продолжала крутиться вокруг солнца, и каждый год неизменно наступал август. Лэмпарды, Джерарды и Руни снова начинали красиво рубиться в АПЛ. Боссы клубов делали ещё больше денег. Твердолобые английские тренеры продолжали учить детей играть в уникальной английской манере с бестолковыми навесами и забросом мяча в штрафную. Болельщики же ещё на два года подсаживались на опиод под названием «Лучшая лига мира» и продолжали верить в то, что за пределами Англии футбола не существует.

Позор стал катализатором

Необходимость что-то с этим безобразием делать стала обсуждаться сразу после финального свистка матча Англия - Хорватия 2:3 в отборе к ЕВРО-2008, оставившим «трёх львов» за пределами турнира и запустившим туда Россию. Чемпионат Европы без Англии — немыслимое дело! В футбольных кругах стало витать неясное и настораживающее слово «реформы». 

Человека, который нашёптывал его всем на ухо, звали Ричард Скадэмор. Работал Ричард исполнительным директором АПЛ (т.е. примерно самым главным), и объяснял он свои мысли очень понятно: «Наши мотивы просты — мы хотим, чтобы у нас появлялось больше талантливых игроков, которые соответствуют уровню сборной Англии. Мы хотим, чтобы они больше тренировались под руководством более квалифицированных тренеров».

Так началась работа над Elite Player Performance Plan или просто EPPP («Программа подготовки элитных игроков»), который заложил фундамент для результатов сборной Англии на ЧМ-2018 и ЕВРО-2020.

Какую проблему решали

Целью реформы стала подготовка футболистов для сборной Англии, которые будут конкурентоспособны на международном уровне. Для этого требовались принципиальные изменения в тренировочных процессах с детских лет, улучшения инфраструктуры и, самое главное, полная открытость к новым идеям. «Мы хотим, чтобы сборная Англии владела мячом и строила атаки как Испания, прессинговала так же интенсивно, как Германия, и имела тактическую гибкость как Италия», — формулировали задачу создатели реформы.

Документ, который наверняка войдёт в какой-нибудь футбольный музей, занял 117 страниц, детально описав, как должна функционировать система подготовки молодых футболистов в Англии, включая обязанности руководителей академий, минимальное количество часов тренировок, обязательства по интеграции школьного образования в жизнь юных футболистов, требования по составлению плана игр на сезон, финансовой отчетности, медицинским и научным блокам и т.д. План, написанный предписательным, а не рекомендательным тоном, не оставил вообще никакого места непрофессионализму.

Ключевые аспекты реформы

В документе прописано очень много деталей, но главным стало следующее:

1. Единые базовые стандарты качества инфраструктуры, количества тренерского персонала, медицинского, образовательного и научного обеспечения юных одарённых футболистов.

2. Все молодёжные академии клубов профессиональных клубов (АПЛ, Чемпионшип, первая и вторая лига), делились на категории с 1-й по 4-ю. Академии первой категории должны удовлетворять жёстким инфраструктурным требованиям и иметь возможность предоставлять самые лучшие возможности для тренировок, включая большое количество часов занятий с тренером для каждого возраста с 9 до 17.

3. Вторая и третья категории присваивались академиям с инфраструктурой похуже. Четвёртая же категория предполагала совершенно другую модель — такие академии не могли иметь детские секции. Их задача состояла в том, чтобы подбирать футболистов в возрасте от 17 до 21 года, выпущенных из других академий, и пробовать перезапустить их карьеру. 

4. Академии первой категории освобождались от запрета привозить к себе игроков из любой точки Англии, в то время как другие категории были ограничены радиусом 90-минутной езды на машине («правило 90 минут»).

5. Устанавливались фиксированные тарифы за переход молодых игроков из одной академии в другую, которые зависели ровно от двух переменных: категория академии, в которой играл футболист, и количество лет, проведённых в ней.

Если говорить простыми словами, клубы АПЛ, Чемпионшипа, первого и второго дивизионов должны были серьёзно потратиться на обновление материальной базы своих академий и найм сотрудников. Было подсчитано, что бюджет академии первой категории составит от 2,5 млн. фунтов в год, четвертой — от 150 тыс. фунтов.

Оставалась самая малость: договориться, кто и вообще зачем будет за всё это платить, ведь конечной целью реформы было воспитание футболистов для сборной Англии, до которой владельцам клубов, а уж тем более если они иностранцы, особого дела не было.

Финансирование

Реформа предполагала, что бOльшую часть финансирования возьмёт на себя АПЛ. Премьер-лига должна была оплачивать примерно одну треть бюджета академий категории 1, цифра постепенно увеличивалась до двух-третьих для академий категории 4. 

Пока попахивает благотворительностью. Где же подвох? Это была бы не премьер-лига, не Англия и не капитализм, если бы на этом было всё. 

Итак взамен все клубы должны были согласиться с фиксированными тарифами, установленными на переход молодых игроков из одной академии в другую. Напомню, клубы категории 1 освобождались от «правила 90 минут» и могли взять игрока из любой точки Англии. Иначе говоря, если футболист лет так в 15 согласен променять, скажем, родной Ипсвич, где у игрока есть один комплект формы, которую он сам же стирает, шесть часов тренировок в неделю и ни одного массажиста на, например, Манчестер Сити с неограниченными комплектами новенькой формы, спортзалом, бассейном, криованной, нутрициологом, восстановительным центром, столовой и 12-ю часами тренировок в неделю, то всё, что должен сделать Ман Сити — немного заплатить. Очень немного.

Тут важно привести некоторые сравнения. По старой системе, компенсация за игрока решалась либо по взаимной договорённости, либо, если таковой не удалось достичь, Комитетом по компенсациям. Решение основывалось на потенциале игрока, а не на статусе академии. Например, когда Джермэйн Дефо переходил из Чарльтона в Вест Хэм в 1999 году в возрасте 16-ти лет, компенсация составила 400 тыс. фунтов (с учётом инфляции это 709 тыс. фунтов на сегодняшний день) плюс бонусы по результатам его выступлений и будущей перепродажи. 

Если бы на тот момент действовала EPPP, Чарльтон, являясь академией второй категории, получил бы максимум 109 тыс. фунтов до бонусов (и только 169 тыс. фунтов если бы стал академией категории 1), то есть почти в 6 раз меньше.

Кроме того, переманивая талантливых игроков в юном возрасте, большие клубы также лишали маленькие возможности хорошо подзаработать на продаже звезды в будущем. В 2004-м и 2005-м Лидс продал Джеймса Милнера в Ньюкасл за 5, а Аарона Леннона в Тоттенхэм за 1 млн.фунтов (7,85 и 1,5 млн.фунтов в сегодняшних ценах соответственно). С тех пор ставки только выросли. В 2019-м Эрон Уан-Биссака перешел из Кристал Пэлас, где он играл с 11 лет, в МЮ за 45 млн фунтов. 

По сути предлагался обмен: премьер-лига платит за улучшения инфраструктуры для всех, а в качестве награды получает топ-игроков за меньшие деньги, чем они могли бы стоить. Тут-то многие клубы и заупрямились ведь предложенные фиксированные компенсации были сущими копейками за лучших игроков. 

Дебаты

Конечно, было наивно принимать усилия старой лисицы Скадэмора, исполнительного директора именно АПЛ, а не Футбольной Ассоциации Англии, как чистый акт патриотизма.

Он не раз жаловался на то, как Барселона может запросто подписывать любых игроков со всей страны, тогда как клубы АПЛ были ограничены «правилом 90 минут». Однако очевидно, что в предложенной реформе было много рациональных зёрен — футболисты из Испании, Германии и Франции действительно получали лучшие тренировки в детском возрасте, о чём свидетельствовали не только успехи их сборных, но и количество игроков из этих стран в АПЛ. 

«Если те, кто находятся в более сильной финансовой позиции могут обеспечить лучшие условия для развития и больше тренеров для игроков, чем другие команды, то молодые футболисты должны тренироваться там, где лучше», - продолжал убивать логикой Скадэмор.

Ярче всех ему оппонировал Стив Пэриш, владелец Кристал Пэлас: «EPPP — это бессовестная попытка богатой элиты АПЛ набрать себе лучших молодых футболистов страны, чтобы удовлетворять правилам УЕФА, касающихся количества доморощенных футболистов в составе основной команды. В какой-то момент, команды из низших лиг посчитают, сколько стоит содержать их академии и решат, что инвестировать в них бессмысленно, так как клубы АПЛ могут запросто утащить их игроков»

Переговоры шли долго. Сообщалось, что клубы АПЛ пригрозили всем остальным, что если EPPP не будет принята, то клубы низших лиг не получат уже обещанные и внесённые в бюджет к тому времени средства (солидарные выплаты от продажи прав на показ матчей и деньги на развитие молодёжи, полагавшиеся клубам поменьше уже тогда). 

20 октября 2011 года большинством голосов, 46 из 72 клубов Английской Футбольной Лиги, ассоциации объединяющей команды из профессиональных лиг Англии ниже АПЛ, проголосовали За! EPPP была официально принята.

Бывший владелец Кристал Пэлас, Саймон Джордан, сокрушался: «Клубы, проголосовавшие за EPPP, увидели финансовую морковку, которой перед ними тряс Скадэмор, и со всей силы проглотили её. Клубы, которые не имеют никаких шансов когда-либо оказаться в Премьер-Лиге, имеют такое же право голоса, как и те, кто играет в Чемпионшипе и всерьёз стремиться попасть в элиту! И что в итоге? Большинство отдают душу дьяволу за несчастные 70 тысяч фунтов».

Плоды реформы

Колёса закрутились и английский футбол стал меняться так же стремительно, как когда-то рок-н-ролл ворвался в серую британскую действительность. Дети начали играть на маленьких полях. Тренеры всех возрастов стали синхронно поощрять игру в пас, дриблинг и частые перемещения по полю. Академии наполнились аналитиками, врачами и прочими специалистами.

Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 2017 году сборная Англии выиграла крупнейшие молодёжные турниры — ЕВРО (U-19), ЧМ (U-17) и ЧМ (U-19) — где блистали Фоден, Маунт, Рис Джеймс, Джейдон Санчо, Дин Хендерсон и Доминик Калверт-Льюин. Позднее к ним добавились Джуд Беллингэм, Букайо Сака, Деклан Рис, Маркус Рэшфорд и другие. Все они стали первым поколением полностью прошедшим все стадии EPPP и попавшими в сборную Англии, у которой появилась целая плеяда молодых игроков совершенно нового типа: техничных, выносливых и адаптивных.

Кроме того, значительно улучшилась инфраструктура и тут наиболее показателен пример команды Суонси. До вступления в силу EPPP тренировочных полей в городе не хватало настолько, что молодёжной команде часто приходилось ждать отлива на пляже, чтобы тренироваться там. Увеличившееся финансирование позволило Суонси создать у себя современный тренировочный комплекс, а их академия в какой-то момент добралась до первой категории. 

Вырос и статус тренерского персонала. Бывший директор академии Брентфорда, Оси Эйбанджи, также отмечал: “EPPP имела очень много позитивных аспектов. Она сделала молодёжный футбол более профессиональным, дав тренерам полноценные работы, тогда как ранее они совмещали воспитание элитных футболистов с работой таксистом”.

Побочные эффекты

Главная претензия к EPPP по сей день сводится к финансовой составляющей, а именно отсутствию у академий рангом ниже финансовых стимулов к тому, чтобы вкладываться в молодых игроков, зная, что лучших из них могут очень дёшево перехватить богатые клубы. 

Примеры тех же самых Суонси и Брентфорда показательны. Первые, вылетев из АПЛ тут же включили режим экономии и опустили свою академию в категорию 2, чтобы уменьшить затраты. Очевидно, что этого бы не произошло, если бы клуб видел возможность заработать на продаже молодых игроков дабы отбить издержки. В клубе подсчитали, что операционные расходы на академию первой категории находятся в районе 6-7 млн фунтов в год, в то время как академия второй категории обойдётся клубу в 2 млн. фунтов. 

Ещё дальше пошёл Брентфорд, полностью избавившись от детских команд и заявив свою академию в четвёртую категорию, которая лишь позволяет работать с игроками в возрасте от 17 до 21, выпущенных из других академий и не попавших в основные команды. Находить таланты среди таких футболистов стало центром скаутинговой стратегии клуба и, кажется, на волне их успеха всё больше команд будут задумываться последовать их примеру.

У клубов поменьше по-прежнему остаётся несколько способов защиты своих игроков. Во-первых, они могут заключить с ними контракт по наступлении 14 лет и таким образом вывести их из-под системы фиксированных компенсаций. Во-вторых, клубы категории 1 ограничены в количестве футболистов, которых они могут иметь в каждой возрастной группе своих академий — максимум по 30 в возрастах от 9 до 14 лет и по 15 в группах от 17 до 21 года. Так предотвращается возможность оптовой закупки большими командами «про запас на всякий случай». В-третьих, перспектива раньше попасть в первую команду, даже клуба поменьше, чем вести бешеную конкуренцию с лучшими футболистами мира, которых достаточно на два состава в топ-клубах, является убедительной причиной не срываться с места для многих молодых футболистов, чем их зачастую и пытаются удержать родные команды.

Итоги

Несмотря на недостатки программы, стоит отметить, что она действительно достигла своей цели подготовки качественных игроков для сборной Англии. Полуфинал ЧМ-2018 и финал ЕВРО-2020 — серьёзные достижения и, учитывая молодость команды, её пик наверняка ещё впереди. Кроме того, программу продолжают финансировать и улучшать, а значит стоит ждать, что и в дальнейшем у Англии будут появляться неординарные футболисты. Конечно, и другие страны не стоят на месте, а на больших турнирах в одном матче плей-офф всегда может произойти случайность, но, кажется, в следующие 10 лет мы ещё не раз увидим сборную Англии в борьбе за титул.