8 мин.

... подлежит сожжению

Я так понимаю, вы все чрезвычайно поглощены ожиданием следующего боя Федора Емельяненко. В детали тут не вникаю, но фамилия соперника, кажется, не сильно важна. А я, тем временем, решил составить список тех боксеров, которые мне активно не нравятся.  Вот вам пока эпиграф, а дальше по тексту вы поймете, к чему это. Итак,

«Я не безусловный скептик», – З.Фрейд

В последнее время, чем дальше, тем более часто, я стал легко и охотно расставаться с прежними симпатиями и приобретать на боксерском ринге новых фаворитов. Знаете, я тут разжился плакатом с подписью Артуро Гатти… Но даже будь у меня их десяток, это не сделает Артуро – при всех моих сожалениях – главным лицом в моем пантеоне великих. Этот пантеон вещь условная и чрезвычайно личная, так что и логики там никакой нет. Итак, мы про Гатти говорили? Я болезненно морщился, когда смотрел его бои. Только в эти моменты я по-настоящему мог почувствовать себя гуманистом от бокса (коим я, кстати, никогда не являлся). Кто входит в священное число танцующих в квадрате ринга, бои которых я смотрю за завтраком, после обеда и иногда вместо ужина (шутка, конечно, ужин пропускать нельзя)? О, там есть великие неудачники, невыдающиеся джорнимены, изредка действующие чемпионы, известные психопаты, даже супертяжи попадаются… Там кровь, пот и слезы, бойцы старой школы, ну и молодежь новой формации, не умеющая еще толком ничего… Но сначала – давайте о тех, кого там нет.

Флойд Мэйвезер. Он всегда и во всем хочет быть первым. Лучшим. Вот и получите! В последнее время появился такой странный, непонятный лично мне тренд – болеть за Флойда Мэйвезера. Не берусь утверждать, что это от безысходности, но очень похоже на то. Годами люди спорили вокруг его имени, придумывали тех, кого он побить не сможет, смеялись в 2001 году, когда он требовал подать ему Де Ла Хойю на блюдечке с голубой каемочкой. И я тоже тогда, кстати, смеялся. Флойд сейчас не просто не самый маленький и слабо бьющий полусредневес, он страшен в своем еще не до конца раскрытом потенциале. Мы как бы нехотя признаем – да, лучше него сейчас никого нет, но тут же стараемся сменить тему, потому что говорить о боксерах без недостатков всегда безмерно скучно.

То ли дело Пакьяо. Он сам сказал, что ему и Фредди Роучу плевать на первые строчки в рейтингах, поэтому пусть он будет вторым. «Пусть забирают», – сказал он о Мэйвезерах и титуле короля р4р. В самом деле, пусть. На деле Мэнни Пакьяо страшен как никто другой. Это Усейн Болт, Майкл Фелпс и Джон Диллинджер в одном лице. Все видят, что он делает, могут даже пост-фактум объяснить, почему так у него получается. Но это не дает понимания – как. И потому ярые фанаты Пакьяо ужасны, они как религиозные фанатики. Над ними иронизируют и открыто смеются многие мои коллеги, а в США – с удвоенной силой. Тем более, что большинство этих ребят – не филиппинцы. Вот вы что знаете о Филиппинах? Кроме тайфунов, Thrilla in Manila и собственно Пакьяо? Не то, чтобы это не дает вам права болеть за этого маленького бойца с большими cojones. Я вот тоже болел. Но мне надоело, не знаю почему. Тут налицо явное противоречие: Мэнни, как считается, единственный, кто может доставить Флойду большие проблемы, и потому каждая его новая победа приближает его к бою с Мэйвезером… Но я считаю, что у Мэнни шансов против Флойда маловато, бой снова подтвердит то, что мы уже и так давно знаем – и я этого не хочу. Болеть за дырявого и пробитого Мигеля Котто тоже не лучший вариант, но мне приходится этим заниматься.

Третий пусть будет Хуан Мануэль Маркес. Он мне не нравится, и его страсть к единственно возможным в мексиканской пустыне водным процедурам тут ни при чем. Пусть пьет, что хочет, тем более, если это помогает ему верить в победу и побеждать. Маркес слегка напрягает своей абсолютной предсказуемостью и однобокостью. У него два варианта тактики на бой. Первый – давай ты бей, а я бью в ответ. И второй – давай я сам буду бить, буду выглядеть паршиво, но об этом все забудут, потому что я мексиканец и дважды не был нокаутирован Мэнни Пакьяо, а хороших мексиканских бойцов мало осталось. Сколько можно вспоминать про Пакьяо? У тебя было два шанса, и оба раза ты не выиграл. Вали тогда уж все на коррупцию в боксе, это всегда тема беспроигрышная. Вместо того, чтобы гоняться за большими именами в чужих весовых категориях, ему бы лучше заняться делом – Эдвина Валеро побить, например. Или хотя бы Маркоса Майдану/Хуана Уранго.

Или вот Глен Джонсон. Что он делал последние пару лет – давал реванш Даниэлю Джуде? И этим заслужит реванш с чемпионом Чедом Доусоном? Чед уже побил его, а Глен моложе не становится. Плюс тренируется сейчас на боксерах второго-третьего эшелона и «бывших». Я помню, как он торжественно заявил «Рой Джонс и Антонио Тарвер покрываются холодным потом при упоминании моего имени» перед тем, как окончательно кануть в небытие. И вот он вынырнул. Глен по сути своей джорнимен. Как он сам себя называет – The Road Warrior. Ну так и вел бы себя соответственно, поскромнее. Вызывающее поведение не принесло ему большой бой, а поединок с Доусоном, где старик должен проиграть – это не «мегафайт».

Келли Павлик – большое зло в среднем все. Коммерчески успешный боксер с сильным промоутером, который нравится зрителям и интересен телевидению. Защита с Рубио, потом будет защита, например, с Орнеласом, который «хорошо себя показал против Хопкинса», – не мои слова, Боба Арума!.. Свободная защита в Янгстауне, бой с выходцем из более легкого веса, затем проиграет Полу Уильямсу – в промежуточном весе, само собой, чтобы сохранить пояс… И снова по кругу. Павлику место в суперсреднем, где Кесслер и Абрахам, где большие бои. А не среди вымирающих средневесов. Ну с кем ему драться, с Джоном Дадди?

Или с Энди Ли? Ли внешне напоминает Павлика, но на деле гораздо хуже. Он еще и пытается боксировать. По мне, так он и от поражения своего от Брайена Веры не отошел толком. Сейчас правда, из него перестали лепить звезду первой величины – а то пафоса было чуть ли не больше чем вокруг Чавеса-мл. Но Чавес меня так расстраивал – он-то за фамилию страдал. Но Энди Ли возносил куда повыше бывший электрик и талантливый пиарщик Эммануэль Стюард. А если боксера «тренирует» Стюард – у нас с ним определенно неразрешимые разногласия по целому ряду вопросов, где первый – неадекватная оценка возможностей, а второе обычно – подбор оппонентов.

Амир Хан – зло еще большее. Его тренирует мой любимый тренер Фредди Роуч, но у Хана два больших недостатка: его подбородок и его передняя рука – левая настолько хороша, что не дает ему толком пользоваться правой. И промоутер его настолько хорош, что Хану не нужны даже хорошие соперники, чтобы влезть с огромным контрактом на ТВ и провести 25-ю защиту титула. Бизнес проекты под маской боксеров – достали. Особенно раздражает меня то, что из перечисленных мной боксеров кто-нибудь другой составил бы не самый худший рейтинг pound4pound.

Вот Байсангуров туда не попал бы, это точно. Это не помешает ему в ближайшем будущем выйти на чемпионский бой – если по глупости опять не влетит нокаутом персонажу похлеще Корнелиуса Бандрейджа. После известного боя Зауру выдали столько авансов, что он тренироваться перестал, кажется, окончательно. Отвратительный бой с Хуссейном Байрамом за Европу, и дальше – все хуже и хуже. Заур стремительно деградировал как боксер, и дальше, кажется, уже некуда. В довершение картины – бой в Грозном, где его секундант пытался рукой ударить по ноге Эромоселе Алберта, который и так на ногах едва стоял. Видимо, для угла Байсангурова это был единственный способ отправить Алберта на настил ринга. Грустно.

Я сейчас юродствую, пожалуй, но занесу-ка сюда в список Сергея Дзиндзирука. Братья-украинцы, конечно, взвоют в негодовании, будут потрясать именем ГолденБоя, списком успешных защит и рассказывать о разностороннем таланте Сергея. Да, он вполне сбалансированный боксер, последовательный, хорошо обученный. Заслуженно чемпион. Но, черт возьми, мне не нравится, что в числе побитых им боксеров мои хорошие знакомые Андрей Пестряев и Алисултан Надирбегов. И еще меньше нравится то, что оба о поединке узнавали последними. В случае с Надирбеговым – меньше, чем за 2 недели. Он же едва в вес смог вписаться… И, кстати, мне кажется, что после двухмесячной подготовки твердолобый примитивный дагестанец вынес бы Дзиндзирука так же, как Куваныча Тойгонбаева.

Талантливый легкоатлет и мастер-гипнотизер Рой Джонс последний в моем списке. Помнится, еще рассматривая его мимику и ужимки в бою с Клинтоном Вудсом, я решил для себя, что Рой прямой дорогой идет к поражению нокаутом. Появление Тарвера я приветствовал, хотя я считал, что Роя способен побить и менее выдающийся боксер. А выбор в соперники Глена Джонсона с монстрообразным workrate-ом – самый глупый способ вернуться после поражения. А я-то Роя Джонса всегда считал не слишком идеальным боксером, но очень умным. За Джо Кальзаге я болел давно и искренне, но именно в бою с ним я почему-то верил, что Рой способен одержать победу. Но Джонс и тут показал, что без преимущества в скорости ничерта сделать не может. В общем-то, я давно для себя понял, что боксеры нам даны для того, чтобы обманывать ожидания. И чем хуже боксер и больше раздражает – тем больше у него шансов занять свое высокое место в сердцах болельщиков.

В очередной раз процитирую Джорджа Бернарда Шоу: «Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению»… Лучшие боксеры это те, кто ничерта не умеет, проигрывает бои и раздражает всех и вся. Примерно как ноль в графе «поражения». Совершенство не в моде у боксерской публики.