4 мин.

Интеллектуалы, тактики, старые псы

Супертяжелый вес – это я опять о наболевшем – пожалуй, единственная весовая категория, где крупный длиннорукий джеббер будет иметь однозначное преимущество. Во всех других категориях боксер, если и превосходит соперника в росте и размахе рук, часто испытывает трудности, вписываясь в рамки веса. А в другом весе он уже будет не таким крупным относительно соперников. Он ограничен в наборе мышечной массы или же еще хуже – при сгонке сам лишает себя сил, что отражается на его выносливости и способности держать удар. Поэтому номера в духе Кличко-младшего обычно не в тяжах не прокатывают – приходится придумывать всяческие тактические ухищрения.

Давайте поговорим о тактиках. Имеет смысл отмечать две стороны. В-первых, это умение сохранять дисциплину и неукоснительно следовать плану на бой. Во-вторых, собственно умение придумывать какие-то ходы по ходу боя, менять план на лету и подстраиваться. Следует предостеречь от еще одного момента: боксер, успешно работающий от боя к бою в своей манере – не всегда хороший тактик. Вот Рональд Райт выезжал на неудобной стойке левши и стиле блок-джеб-прячься-в-панцирь. Но против чуть более крупных соперников стиль уже не работал. Против более длинноруких и более быстрых «Уинки» показал, что придумывать-то он ничего толком не умеет. Старый пес не учится новым приемам, ведь так?

Гораздо выигрышнее смотрится в группе тактиков Мигель Котто. В новом весе он столкнулся с тем, что его силовой прессинг и атаки в корпус не всегда заставляют оппонентов прятаться в шкаф, который Мигель затем сможет вытолкнуть через окно. Некоторые отмахиваются табуретками. Когда удары соперника оказываются больнее, чем того ожидает Котто – пуэрториканец уходит на дистанцию и выставляет вперед левую руку, постреливая изредка и справа. В его арсенале есть и грязные приемы, откровенные нарушения – и все они при необходимости будут использованы. Грязный бой тоже тактика. Мозли тоже любит нарушать при необходимости правила. Он умеет перебирать десяток тактических вариантов на ходу, в течение одного раунда. Играет на смене темпа и дистанции, смещает акценту с туловища на голову и наоборот, может боднуть или попасть чуть-чуть ниже дозволенного, иногда в прежние годы просто превращался в скоростного боксера, который гвоздит двойки и ничего не выдумывает. Мозли хороший тактик, думающий боксер – но иногда сам себя лишает удовольствия подумать – и мы получаем свалку-мясорубку, как с Майоргой.

Раз уж мы прочно засели в полусредневесах, неподалеку там обосновался и Мэнни Пакьяо. Его ключи к победе неудобный стиль и дисциплина. Это если смотреть поверхностно. Еще можно сказать, что он работает всегда одинаково, но только переключает скорости. Но на деле вы видим кучу побед над элитными бойцами, боксирующими совершенно по-разному. После первого боя с Моралесом, Пакьяо внес изменения в свою тактику и взял свое ударами по корпусу. С Баррерой во втором бою он не лез грудью на амбразуру, а спокойно и уверенно боксировал. Чем не тактик?

А вот Хуан-Мануэль Маркес, как и всякий контрпанчер, выбирает одно из двух. Или боксирует в своем стиле, в ответных атаках или в перехвате. Или, если предыдущее не работает или работает не так, как хотелось бы, внезапно включает режим «иди-убей». И делает это вполне эффективно. К примеру, побежденный Маркесом Касамайор умеет на ринге в разы больше, чем мексиканец, но в силу вполне прозаических причин (вес, возраст) был в итоге смят и нокаутирован. Тактик ли Чед Доусон? Ничерта подобного. Диррелл – нет. Андре Уорд – да. Недооценен немного Нейт Кэмпбелл. О нем, конечно, можно судить по старым боям с Робби Педеном и Касамайором, но Нейт сильно изменился. Хуана Диаса он разбивал встречными атаками, Али Фунеку – обрабатывая корпус и переводя огонь на голову, с Мэттом Зеганом – боксировал в классике с дистанции. Так что ничего страшного, если в детстве вас ущемляла бабушка, а боксом вы занялись после достижения 20 лет.

Вообще, с тактиками в боксе беда. Дефицитный продукт. И ничуть не удивительно, что в супертяжах их еще меньше, чем где-либо еще. И потому там рулит интеллектуальный чемпион, которого я таким назвал не по содержанию бокса, а по смыслу того, что он делает. Осторожно, рационально, в меру убедительно. Ничего лишнего не выдумывая. А может так и надо, и тактические ухищрения – удел не самых лучших боксеров? Лучшие и так выезжают на том, что умеют. Тактиков мало еще и вот почему. В начале карьеры боксер здорово идет по головам, и оценить его умение перестраиваться и выбирать план на бой трудно. Затем он вырабатывает свою привычную манеру боя, которая приносит ему успех. И только уже когда промоутер стравливает бойца с сильнейшим и максимально неудобными оппонентами, только тогда они начинают чему-то всерьез учиться. Или их ломают.

И есть, например Флойд Мэйвезер. Его ничто не принуждает искать пути к победе – победа у Флойда заранее уже в кармане, т.к. почти каждого соперника он превосходит в любом компоненте боя. Флойд просто раскладывает на столе перед собой орудия убийства – и из них выбирает то, что кажется более приличествующим случаю. Тоже интеллектуальный бокс, кстати.