8 мин.

Баскетбол Новой Англии. Springfield Fame

Совсем скоро состоится церемония включения в Зал Славы Баскетбола 2011 года, и свои почести получат Деннис Родман и Крис Маллин, Тереза Эдвардс, Арвидас Сабонис и Артис Гилмор, тренеры Тара Вандервер, Текс Уинтер и Херб Маги, глоубтроттер Гус Татум, а также игрок, тренер, баскетбольный менеджер Сэтч Сэндерс. Баскетбольный Зал Славы, естественно, находится на родине баскетбола – в Новой Англии. А именно в городе Спрингфилд, штат Массачусетс.

Зал Славы Баскетбола, он же нейсмитовский Зал Славы (дабы отличать его от Зала Славы ФИБА) был основан в 1959 году, но открылся лишь девять лет спустя. В 60-е годы собрать деньги на баскетбольное мероприятие было делом непростым, и только к 1968 году учредители Зала смогли достать необходимую сумму для организации Зала. К тому времени уже многие игроки, тренеры и организаторы стали его членами – от самого Джеймса Нейсмита до первой чернокожей команды «Нью-Йорк Ренессанс» в полном составе.

Спустя 17 лет после открытия, в 1985 году, Зал Славы переехал из помещений Спрингфилдского Колледжа в новое здание. На том месте Зал продержался еще 17 лет, и в 2002 году снова перебрался на новое место. Тем не менее, несмотря на переезды и прочие перепетии, Зал Славы все 52 года своего существования находится в окрестностях города Спрингфилд. Было бы удивительно, если в такой баскетбольной атмосфере не организовался бы профессиональный баскетбольный клуб.

Однако судьба баскетбольных команд в Спрингфилде оказалась совсем не такой примечательной и яркой, как у соседнего Зала Славы Нэйсмита. Первой в городе появилась команда «Спригфилд Холл оф Феймерс». Учитывая, что члены Зала Славы за эту команду не выступали, название было несколько не к месту. Появились «холл-оф-феймеры» в 1968 году (как и сама выставочная экспозиция Зала Славы), хотя сама франшиза существовала и раньше, базируясь в Эсбери Парк, штат Нью-Джерси. Выступали «Спригфилд Холл оф Феймерс» в лиге Eastern Professional Basketball League. Хотя«выступали» – это громко сказано. 0 побед, 7 поражений, снялись с турнира...

1985

Тем не менее, верно рассудив, что хуже чем в прошлый раз быть не может, спрингфилдские энтузиасты решили еще раз окунуться с пучины ниших баскетбольных лиг. Образовали новую команду, назвав ее просто «Спрингфилд Фэйм». Прочитали в газетах об учреждении новой лиги USBL. А раз уж ее учредили аккурат к моменту открытия собственного здания Зала Славы, то сам бог велел в ней участвовать. United States Basketball League была низшим уровнем профессионального баскетбола в США в 90-е. Настолько низшим, что в конце своего существования (а закрылась она в 2008 году) арбитров для игр искали прямо перед матчами и платили им перед каждой игрой отдельно. Никакой организации, никакой славы.

Главным тренером назначили Джеральда Оливера. Этот человек работал ассистентом в NCAA, ABA и даже NBA (в «Кливленде» и «Милуоки»), но главным работал только в низших лигах. Однако на этом уровне он был более чем компетентен и в итоге заслужил звание лучшего тренера USBL 1985 года в «Спрингфилде».

Одним из ассистентов в его тренерском штабе был Сэм Уортен, о котором рассказывалось в прошлом выпуске. Другим был некий Эндрю Джестер. Ныне он руководит шоу-труппой «Корт Джестерз Комеди Баскетбол» – чем-то вроде «Гарлем Глоубтроттерз», только еще меньше баскетбола и еще больше цирка. В «Спрингфилд Фэйм» его должность называлась «ассистент генерального менеджера и ассистент тренера». Он подписывал игроков, заключал рекламные и спонсорские контракты, занимался промо-акциями, пиаром, продавал сувениры, а время от времени еще и тренировал. В общем, вполне типичный персонаж для низшей баскетбольной лиги.

В «Фэйм» карьеру начинал Майкл Адамс. Позднее он прославится в НБА - в сезоне-1990/91 будет набирать за «Денвер» 26,5 очка и 10,5 передачи в среднем за игру, потом перейдет в «Вашингтон», сделает там однажды 9 перехватов в одной встрече, попадет на Матч Всех Звезд НБА в 1991 году и закончит карьеру с высоченными показателями по трехочковым броскам (входит в топ-100 по попыткам и в топ-50 по точным попаданиям) и ассистам (сороковое место в истории лиги по передачам в среднем за игру).

Но в 1985 году он еще был никем. За сезон он успел поиграть и в НБА за «Кингз», и в CBA, и в USBL. В «Спрингфилде» он заслужил звание лучшего новичка (неизвестно, как они определяли новичков в сезон, который для всей лиги стал первым), сразу попал во вторую символическую сборную лиги, оба своих сезона лидировал в лиге по перехватам. В 2005 году был включен в список 20 лучших игроков в истории USBL (и такой есть). За 35 игр в сине-красной форме «Фэйм» Адамс набирал 20 очков, 3,5 подбора и 8,3 передачи. Что ж, за 5 лет после этого Майкл Адамс совершил гигантский скачок в развитии.

Как это уже встречалось в рамках этого цикла, первый же сезон франшизы стал одновременно победным. В 1985 году чемпионом USBL (плей-офф не было) стала с результатом 19-6 команда «Спрингфилд Фэйм», а Адамс заслужил галочку в свое резюме.

Других ярких игроков в первом составе «Спрингфилда» не было. Один из баскетболистов того состава Дэн Трант был задрафтован в 1984 году «Селтикс» под последним, 228-м номером. Это самый низкий выбор на драфте в истории НБА. У Транта были ирландские корни, и позднее он провел неплохую баскетбольную карьеру в Ирландии, даже играл за сборную. Родом он был как раз из Спрингфилда, и «Бостон» выбрал на драфте его просто из чувства землячества. Представьте себе чувства ирландского паренька из Массачусетса, который получает возможность потренироваться в лагере с Ларри Бердом и Кевином МакХейлом! Естественно, на тренировочном лагере все и закончилось, Трант отправился в USBL. На память остался мяч с автографами игроков «кельтов». После баскетбольной карьеры Трант стал трейдером. 11 сентября 2001 года 40-летнему отцу троих детей, обладателю памятного мяча от «Селтикс» и чемпионства USBL, только что купившему дом для своей семьи, довелось работать в одной из башен Всемирного торгового центра...

Из историй таких незаметных баскетболистов в итоге и складываются истории маленьких команд.

1986

В 1986 году тренерский штаб сменился. Джеральда Оливера сменил более известный человек – Генри Бибби, как игрок чемпион НБА, NCAA, как тренер чемпион CBA, а также отец Майка Бибби. Так же, как и Оливер, Бибби смог завоевать титул «лучшего тренера USBL» в «Спрингфилде», но защитить чемпионство команда не смогла. Несмотря на то, что чемпион 1986 года («Тампа Бэй Флэш») выиграла всего 22 встречи, а «Спрингфилд Фэйм» на одну больше, чемпионство уехало во Флориду. Ведь «Тампа» провела в регулярке аж на три встречи меньше, чем «Спрингфилд», а потому процент побед-поражений у неё был лучше. Разное количество игр? Нормально! «Вестчестер», например, вообще всего 23 игры провел.

Тренерский штаб Бибби тоже привел свой. Экмана от тренерских обязанностей освободили, его место занял Пит Броака. Член Зала Славы Баскетбола... но не Нейсмита, а Зала Славы Новой Англии. Легенда тренерского цеха NCAA... только третьего дивизиона. Низшие лиги – это баскетбольная история в миниатюре. Кстати, Пит Броака был ассистентом в ЮМассе и тренировал там самого Джулиуса Ирвинга.

Экман же сосредоточился на раскрутке брэнда «Спрингфилд Фэйм». Самой большой проблемой являлась, естественно, посещаемость. Особенно плохо дело обстояло летом, когда команды НБА проводили тренировочные лагеря. Все игроки USBL отправлялись пытать счастья на «трайаутах», а на матчи USBL выходило трое калек. Однажды на матч «Спрингфилда» приехало всего 8 игроков. На две команды. Игру пришлось отменить. Владелец команды Харри Гиллиган отменил и следующую встречу, пытаясь привлечь общественность к проблеме дефицита игроков в июле. Тщетно... По окончании второго сезона всякую деятельность под вывеской «Спрингфилд Фэйм» было решено прекратить, несмотря на успешную игру, потому что денег и славы было слишком мало.

Зато благодаря одному маркетинговому ходу о «Спрингфилд Фэйм» несколько месяцев говорили во всём баскетбольном мире, а иногда вспоминают и сейчас. Впервые в истории в мужской лиге стала играть женщина – 27-летняя Нэнси Либерман, одна из величайших баскетболисток на свете. Так «Фэйм» вошли в историю профессионального баскетбола. «Её присутствие станет большим плюсом для лиги, – говорил Бибби. - Она прибавит нам известности, позволит увеличить аудиторию. Это то, что нам надо. Отличное подписание».

Естественно, по посещаемости «Фэйм» стали недосягаемы для других команд USBL. Справедливости ради стоит отметить, что и без Либерман в 1985 году они лидировали по числу зрителей. 1609 человек в среднем. Примерно столько ходит на матчи Кубка Лихтенштейна по футболу.

Согласен с Бибби был и PR-директор USBL Майк Бовино: «Будет глупо отрицать, что мы рассматриваем ее как источник «паблисити» для лиги. Но она очень серьезно относится к этому. Она хочет играть в баскетбол. Невозможно представить, чтобы она пришла в лигу просто как рекламная фигура. Она хочет понять, может ли она играть на равных с мужчинами».

Играть на равных не получилось (не более 5 минут за встречу ей отводилось на площадке – хотя однажды Нэнси набрала 10 очков), но занятие понравилось, и позднее Либерман еще несколько раз выступала за мужские команды в любительских турнирах. Возможно, выступала бы и за «Спрингфилд», да только команда прекратила существование...

Слово самой Нэнси о ее пребывании в мужской лиге: «Мы играли во Флориде во время затяжного выездного турне. Двое парней – Андре Паттерсон и Рон Спайви – толкали друг друга всю тренировку. Не знаю, что за проблема стояла между ними, но воевали они не первую неделю. Каждую тренировку случались стычки, и в конце концов Андре врезал Рону в челюсть. Я была ошеломлена. Один из моих партнеров Майкл Адамс подошел ко мне и сказал: ′Не беспокойся, они в порядке. Вот увидишь, завтра будут вместе пить пиво′. Пиво? Да он же только что врезал ему! Это разрушит всю химию! Однако Майкл был прав: на следующий день конфликта словно и не существовало. Женщины ни за что не смогли бы так решить свои проблемы».

Что ж, в итоге за «Спрингфилд Фэйм» все-таки поиграл кто-то из Зала Славы Баскетбола.