6 мин.

Баскетбол Новой Англии. Providence Steamrollers

Итак, прошу прощения за долгое ожидание. Blogg на паркете начинает рассказ о баскетбольных командах Новой Англии. Добрых два десятка клубов из этого региона поиграли в разное время и в разных профессиональных лигах США, но первый рассказ в сериале будет о команде, которая умудрилась провести целых три года в сильнейшей лиге мира – НБА. Тогда сильнейшая лига мира, впрочем, еще не называлась НБА, а носила гордое имя БАА – Баскетбольная Ассоциация Америки. А команда, о которой сегодня пойдет речь, звалась «Провиденс Стимроллерс».

Становление

Провиденс – самый большой город самого маленького штата США – Род-Айленда. Большинство жителей Род-Айленда, как и прочей Новой Англии, болеет за бостонские команды. Появление в этом регионе баскетбольной франшизы не в Бостоне заранее было бы обречено на провал, если бы этим появлением не руководил Лу Пьери. Личность неординарная и заслуживающая отдельного рассказа.

Уроженец Провиденса, Пьери уже имел спортивный актив – хоккейный клуб «Провиденс Редс», выступавший в AHL, а также фирму по укладке бетона, названную Providence Steamrollers, в честь которой и получило имя его баскетбольное детище. Самой же фирме прозвище дала футбольная команда «Провиденс Стим Роллер» – чемпион НФЛ 1928 года. Ныне имя Пьери чаще вспоминается в связи с хоккеем – награда лучшему тренеру АХЛ зовется Louis Pieri Memorial Award, но все же главным занятием Лу был баскетбол.

«Он очень любил баскетбол, – вспоминал генеральный менеджер «Провиденса» Джо Фэй. – Он был капитаном баскетбольной команды Университета Браун, а позднее и тренировал ее». Но другой Браун еще больше повлиял на Пьери – сам Уолтер Браун, друг Луиса, с которым они к рождению БАА одновременно основали две новоанглийские франшизы – «Стимроллерс» и «Селтикс» соответственно. Много позднее, когда уже никто не вспоминал о «Стимроллерс», Лу Пьери станет на два года президентом «Бостон Селтикс», когда здоровье Брауна не позволит тому руководить франшизой. Так что к двум чемпионствам «кельтов» приложил руку и Пьери.

Сезон первый. 1946-47

«Провиденс Стимроллерс» были «домашней» командой. Пять человек из первого состава команды играли за Университет Род-Айленда. Состав был тот еще – 65-килограммовый Эрни Каверли, солдат с опытом игры в NBL Поп Гудвин, а также Дино Мартин, ростом 1,72, который больше прославился как игрок в теннис. Первой настоящей звездой команды стал как раз Каверли, который, к слову, был лидером БАА по ассистам в первый сезон лиги. И, между прочим, именно из-за него ввели подсчет такого статистического показателя как результативные передачи!

В первой своей игре, что символично, «Провиденс» принимал «Бостон». И победил 59:53. Посещаемость того матча была катастрофична – а причина кроется в том, что хоккей был в те времена намного популярнее баскетбола, и делившим арену с хоккейными «Редс» «укладчикам» приходилось играть не в прайм-тайм – вечер пятницы, день воскресенья – а по четвергам и субботам.

В этой дележке кроется не только слабая аудитория матча, но и, возможно, победа над «Бостоном». Паркет (а точнее, настил) на арене в Провиденсе клали прямо на лед, а потому в зале было жутко холодно. Игроки на скамейке «Стимроллерс» укрывались полотенцами, надевали шапки – их будущие соперники тоже стали так делать, но «Селтикс» еще не знали об этой особенности Род-Айленд Аудиториум и потому замерзали.

Но температурный режим так и не помог команде – выиграв 28 и проиграв 32 встречи, «Провиденс Стимроллерс» остались на четвертом месте в своем дивизионе и не попали в плей-офф. Даже несмотря на то, что «теннисист» Дино Мартин стал первым игроком в истории, кто смог набрать 40 очков в одной игре. Но Лу Пьери был доволен, а потому уверил лигу, что на следующий сезон Провиденс останется и будет только лучше.

Сезон второй. 1947-48

По итогам прошедшего сезона тренер Роберт Моррис отправился обратно тренировать школьников, а на его место Пьери не придумал ничего лучше, чем пригласить Хэнка Соара. Какая разница, что он был футбольным игроком (10 лет за Джайантс)! Главное – он родом из Род-Айленда, а значит – справится.

Не справился. После ужасающего старта 2:17 Соара сместили, но тот не расстроился и вписал свое имя в третий истинно американский вид спорта – бейсбол, став судьей, причем довольно успешным, работавшим на пяти Мировых Сериях.

На оставшиеся 29 игр назначили Нэта Хики. Тот ситуацию выправить не смог, и команда выиграла всего 4 встречи под его руководством. Но в историю свое имя Хики вбил намертво, и вряд ли найдется бетоноукладчик, способный это имя сровнять. За два дня до своего 46-летия тренер Хики решил сделать себе подарок и вышел на площадку за «Стимроллерс». Шесть раз бросил по корзине, ни разу не попал, зато нафолил целых пять раз. Два очка набрал со штрафных сам. И поныне Хики остается самым старым игроком НБА, и вряд ли это рекорд будет побит, раз уж даже Кевину Уиллису и Роберту Пэришу он не покорился.

Из игроков того сезона обращает на себя внимание Джордж Ностранд. Ростом едва выше два метра, по меркам середины прошлого столетия он считался великаном, и в самой первой игре в самом первом сезоне БАА/НБА, еще играя за «Торонто Хаскис», он был главной рекламой новой лиги. Любой, кто был выше Ностранда, получал бесплатный билет на игру. Сезон же в «Провиденсе» был лучшим в карьере этого центрового, он набирал 11,6 очка и ни разу (в отличие от остальных своих сезонов) не был обменян.

В итоге – лишь антирекорд НБА – 6 выигранных игр за сезон и по сей день остаются самым малом числом викторий, покорявшихся команде за год.

Сезон последний. 1948-49

Лу Пьери понял, что стоит пригласить настоящего тренера, потому что команда валилась, посещаемость была хуже, чем на выступлениях фокусников в доме престарелых, никто не хотел играть в Провиденсе. Выбор пал на Кен Лоффлера. В 1934 году он был тренером университетской баскетбольной команды Йеля, и, не теряя времени даром, проходил параллельно обучение в Йельской Школе Права. Его сокурсником и соседом по комнате был будущий президент США Джеральд Форд. Лоффлер к моменту прихода в «Стимроллерс» успел два сезона потренировать «Сент-Луис Бомберз», оба раза выходя с командой в плейофф. Позже Кен добьется успеха в Университете Ла Салль и будет избран в Зал Славы Баскетбола в 1964 году.

Но «Провиденс Стимроллерс» не мог спасти даже Лоффлер. У команды был первый номер драфта Хауи Шэннон, который стал лучшим новичком в лиге (потом он проведет еще один сезон в «Бостоне» и, как ни странно, закончит карьеру), оставался и Каверли, появился известный центровой Чик Хэлберт (тот самый, который проиграл два самых первых финала БАА с разными командами), но сподобились «укладчики» всего на 12 побед. Когда БАА объединилась с НБЛ под новым именем НБА, в тот же день не стало команды «Провиденс Стимроллерс».

Послесловие

В 1983 году Нью-Йорк Мэгэзин на своих страницах спросил читателей: «Помните «Провиденс Стимроллерс»?». И тут же дал ответ – «если да, то вы либо мазохист, либо складируете ненужные знания». В восьмидесятых выдвигались инициативы по возрождению команды (естественно, уже не в НБА), но даже поддерживаемые Лу-младшим, сыном Луиса Пьери, этим проектам не суждено было сбыться. Так в 1949 году прекратила существование последняя род-айлендская франшиза из «большой четверки» американского спорта.