9 мин.

Латвала вернётся за руль на ралли Финляндии

Легендарный финский гонщик ошарашил раллийную общественность известием о своём возвращении за руль на предстоящем ралли Финляндии (3-6 августа). Рекордсмен WRC по количеству стартов в чемпионате мира поедет на Toyota GR Yaris Rally1 команды, руководителем которой он сам и является.

Яри-Матти Латвала, самый опытный гонщик в истории чемпионата мира по ралли, на счету которого 209 стартов, не выступал на высшем уровне с февраля 2020 года. В декабре того же года он был назначен руководителем команды Toyota Gazoo Racing. Тем не менее, при поддержке Акио Тойоды, председателя совета директоров Toyota, 38-летний гонщик стряхнет пыль со своих гоночных перчаток, чтобы в следующем месяце сесть за руль одного из автомобилей Toyota GR Yaris Rally1 на своем домашнем этапе - ралли, на котором он становился победителем три раза.

О том, как возникла идея

«Думаю, эта история началась после окончания сезона 2022 года, когда я был в Японии и разговаривал с “Моризо” (Акио Тойода), нашим председателем, - рассказал Латвала. - Я сказал, что у меня была мечта испытать автомобиль Rally1, потому что за последние 20 лет я гонялся на всех машинах WRC и всех эволюциях этих автомобилей, но у меня нет опыта участия в Rally1, и я хотел бы испытать это до того, как мне исполнится 40 лет.

Финляндия-2019: Латвала на пути к третьему месту в общем зачете на Toyota Yaris WRC

Моризо сказал: "Да, нам нужно это сделать, давай сделаем это!” Но мы не договорились о том, когда мы это сделаем. Затем, в этом сезоне, у нас появилась четвертая машина, доступная для аренды, и внезапно, уже в начале года, Акио сказал: "Хм, мы можем сделать это в этом году, давайте сделаем это в этом году!" Затем он также сказал, что приедет на ралли Финляндии, и мы подумали, что, возможно, это может быть хорошей идеей. Именно так все и было согласовано».

Тойода возьмет на себя бразды правления в качестве заместителя руководителя команды, в то время как Латвала сосредоточится на своих гоночных обязанностях. Отвечая на вопрос о своих ожиданиях от дебюта в Rally1, финн признался, что главным приоритетом будет удовольствие.

«Моя цель - улыбаться после каждого этапа, - сказал Латвала, - и если мы окажемся где-то между первой пятеркой и топ-10, я буду по-настоящему счастлив. Я проведу один тестовый день, а затем запрыгну в машину и сразу на старт. Не так-то просто сесть за руль имея лишь один тестовый день. Но в любом случае, это больше касается участия и получения наслаждения от процесса. Я не строю новую карьеру гонщика. Нам нужно подойти с настроем, что мы здесь для того, чтобы наслаждаться, разделять страсть к ралли и получать великолепные эмоции. Вот почему, если я говорю, что мы находимся где-то между первой пятеркой и топ-10, мы действительно достигли нашей цели».

Что означает возвращение Латвалы для финских болельщиков

Чтобы по-настоящему понять, что означают для финна и его друзей известия о возвращении Яри-Матти Латвалы за руль, нужно вернуться на пару лет назад. Девять, если точнее.

Финиш спецучастка Руухимяки, утро последнего дня ралли Финляндии-2013. Латвала только что проехал на 1,6 секунды быстрее своего напарника по команде Себастьена Ожье. На лице Латвалы нескрываемые эмоции. Он бьет кулаком по рулю, и в его голубых глазах появляется абсолютная сталь.

«Это, - сказал Латвала, - то, ради чего я гоняюсь. Я хочу кое-что подарить финским болельщикам. Я хочу подарить им эту победу».

На том ралли финн на его Volkswagen Polo R WRC испытывал проблемы с тормозами, которые в заключительный день сократили его преимущество с более чем полуминуты (целая жизнь по меркам скоростного ралли Финляндии) до всего лишь трех секунд. Все ожидали, что доминирующий француз уничтожит Латвалу. Этого не произошло. Латвала вцепился за результат зубами и добился своего.

2013 год. Латвала празднует домашнюю победу с Volkswagen в 2013 году

«Финляндия, - сказал много лет спустя руководитель команды Toyota, - вдохновляет меня. Это выводит вас на другой уровень как гонщика. Мне нравится это ощущение. Это такое большое событие для меня и для всех, кто живет в Ювяскюле и во всей Финляндии. Когда у нас в стране наступают первые теплые дни, нас объединяет одно и то же чувство… Скоро ралли Финляндии».

И на этот раз за рулём Toyota GR Yaris Rally1 к участию вернется мастер и трехкратный победитель ралли Финляндии. Он заверил, что у него нет ни единого шанса сравняться с легендами WRC из Суоми - Ханну Микколой и Томми Мякиненом, у каждого из которых по четыре победы на этапе.

«Я просто хочу заканчивать каждый этап с улыбкой, - сказал он. - И я могу это сделать, тогда было бы приятно видеть, что все остальные тоже улыбаются».

У финских болельщиков действительно есть поводы для радости в этом году – их действующий чемпион мира Калле Рованперя возглавляет турнирную таблицу. У них также есть Эсапекка Лаппи, который очень быстр за рулём своего Hyundai i20 N Rally1 и нацелен на высшую ступень подиума, у них есть Теему Сунинен, товарищ Лаппи по команде, и теперь у них снова есть Латвала.

«Участие в ралли Финляндии поможет мне как руководителю команды»

С самого начала гибридной эры факт, что он о ничего не знает о новых машинах на собственном опыте, всегда не устраивал Яри-Матти Латвалу. Он ездил на такой машине по автостоянке в Японии, но он не знает, каково это - использовать гибридную систему, когда требуется разогнать Toyota GR Yaris Rally1 на выходе из медленного поворота.

Обычно такие вещи не волнуют руководителя команды, но не каждый руководитель является самым опытным гонщиком чемпионата мира по ралли и единственным человеком на планете Земля, который стартовал в более чем 200 этапах серии. Такой опыт делает человека более любознательным, когда речь заходит о том, как другая карта двигателя влияет на рекуперацию энергии во время торможении автомобиля. Знание для Яри-Матти Латвалы - не только его сильная сторона, но также и вдохновение и самореализация.

WRC эволюционировал благодаря безумным технологиям: мировые раллийные автомобили с улучшенной трансмиссией, практически полной возможностью настройки всего необходимого и, совсем недавно, впечатляющим уровнем прижимной силы. И он все это видел. До тех пор, пока аккумуляторы, моторы и большая электрификация, чем когда-либо, не были представлены на самом высоком раллийном уровне.

«Иногда, - признался Латвала, - ребята говорят о тех вещах, о которых говорите вы, о рекуперации или активации, и я не понимаю, о чем они говорят. Я не понимаю этих вещей. Это очень хорошая возможность, это то, что делает ралли Финляндии очень важным – это поможет мне лучше понять машину и то, как все работает. Для меня это прекрасная возможность пообщаться с гонщиками – это то, что облегчит мою жизнь. За последние 20 лет я ездил на всех автомобилях WRC и всегда мог высказаться на разборе полетов. Теперь все по-другому».

Каким образом финн планирует обучаться? Как он сможет узнать больше из однодневных тестов и за три полных дня соревнований?

«Я буду использовать разные настройки машины, - сказал он. - Если смогу, я хотел бы начать с настроек Калле [Рованперы]. Затем, на следующий день, я возьму настройки у Элфина [Эванса], а затем посмотрю на конфигурацию Таки [Кацуты]. Самое важное для меня – понять, как ребята управляют машиной и как они работают с гибридом - когда используется наддув и насколько сильно им нужно нагружать тормоза, чтобы восстановить мощность. Всё ради этих моментов. Прямо сейчас у меня есть вопросы».

Есть ли у Латвалы шансы на успех?

Яри-Матти Латвала примет участие в этапе чемпионата мира по ралли впервые после ралли Швеции-2020. Есть ли какой-то смысл в участии Латвалы в ралли за рулём Toyota GR Yaris Rally1? Кроме получения необходимого опыта для лучшего понимания современных автомобилей, вероятно, нет. Он не собирается набирать очки для японского производителя и, стоит говорить откровенно, вряд ли выиграет.

В течение последних двух лет он кусал локти, наблюдая, как совершенно новый автомобиль выходит в свет без его участия. Абсолютно новый для чемпионата мира автомобиль, впервые за более чем десять лет. Ограничения на количество тестовых дней и недоступность работы с автомобилем привели к тому, что 18-кратному победителю этапов WRC пришлось довольствоваться вождением первого в истории гибридного раллийного автомобиля Toyota по автостоянке в Японии. Но сейчас мечта стала реальностью. Латвала вернулся.

С одной стороны, возможно, это не самый лучший образ для руководителя команды - оставить свои обязанности и вместо этого сесть за руль раллийного автомобиля. Но с другой, это компенсируется дополнительным шумом, ажиотажем и волнением, которые вызывает возвращение Латвалы. Это именно та позитивная история, которая нужна чемпионату мира.

Учитывая, что на данный момент количество участников в Rally1 вряд ли можно назвать сенсационным, любая дополнительная машина в стартовом списке - это положительный момент. Особенно если это трехкратный победитель ралли Финляндии. Мы все знаем о развернувшихся сейчас углубленных дискуссиях о состоянии чемпионата и необходимости более активного участия. Такого рода интрига и приятная история подвернулись как раз вовремя.

Возвращаясь к самому Латвале, ему не впервой гоняться за рулем техники Toyota, так на прошлогоднем ралли Японии он выступал за рулем GR Yaris Rally2. Однако сесть за руль автомобиля Rally1 - совсем другое дело. Эта возможность даст ему непосредственное знание для оценки отзывов своих гонщиков в сервисном парке. И это, без сомнения, еще больше повысит его проницательность в прогнозах и анализе событий.

Вне всяких сомнений, это откроет глаза как Латвале, так и фанатам, но одно можно сказать наверняка – это будет очень круто!

Материал подготовлен на основе статей сайтов WRC.com и DirtFish.com.