6 мин.

Мазепиных выдавили из «Формулы-1» – сработал ультиматум немецкого спонсора Шумахера

«Хаас» тянул как мог.

Никита Мазепин с пятого марта больше не гонщик «Формулы-1»: «Хаас» высадил его перед вторыми тестами. К сожалению, русское представительно в Гран-при в 2022-м ограничится только двумя пятничными практиками Роберта Шварцмана в составе «Феррари» (их еще не отменили).

Вместе с №9 присутствие в «Ф-1» теряет и «Уралкалий» Дмитрия Мазепина: спонсорский контракт тоже разорван. 

В ход пошло давление других спонсоров «Хааса» – ведь у напарника Никиты тоже есть достаточно мощная поддержка. И Мик Шумахер предсказал разрыв еще за несколько дней до объявления – 1 марта:

«Команда над этим работает. Вполне очевидно, что «Уралкалий» уйдет. Что касается последствий, то, вероятно, узнаем на этой неделе».

Откуда сын Михаэля мог знать о грядущем? По инсайду немецкого RTL, дело в личном спонсоре – компании 1&1: она потребовала разрыва с «Уралкалием» в формате ультиматума: или уходят Мазепины, или финансирование из Германии.

«Хаас» до последнего спасал сделку: избавлялся от цветов и брендинга. Но работа с «Уралкалием» слишком токсична для команды

Американскую команду точно не обвинить в поспешности – она реально тянула сколько могла. Например, 25 февраля ограничилась удалением триколора с машины, а на любые вопросы о будущем шеф организации Гюнтер Штайнер отвечал в стиле «посмотрим, что будет, ситуация не в моей власти».

В «Ф-1» сняли триколор с болида: Мазепин выехал без лого «Уралкалия», наклейки убрали и с грузовиков

«Есть ряд юридических вопросов, – объяснял тиролец. – Посмотрим, чем все обернется. Будущее Мазепина? Вопрос требует решения».

Пока «Формула-1» и Международная автомобильная федерация обсуждали разрыв контракта на проведение Гран-при России, «Хаас» пытался действовать тихо и осторожно: убрал любое упоминание «Уралкалия» и триколора с машины, сайта и соцсетей. То же самое сделал и Никита – убрал все флаги и любые упоминания национальности в соцсетях.

Американцы ждали вердикта ФИА: если регулятор запретил бы русским гонщикам выступать в чемпионатах мира, то контракты с «Уралкалием» и Мазепиными легко отменялись по форс-мажорным обстоятельствам. Но 1 марта ФИА допустила пилотов из России к участию в нейтральном статусе, запретив только любые цвета и символику – выходит, «Хаас» мог сохранить Никиту, но не болид-триколор.

Русских гонщиков оставили в «Ф-1» и ЧМ без флага и гимна (но в Британию нельзя). Слетели топ-турниры и влияние в федерации

Тогда-то в дело, похоже, и вступили немецкие спонсоры – решили немного поднажать на команду. Она поддалась – и трудно ее в чем-то обвинить: накопленная история «партнерства» все-таки слишком тяжелая, и у «Хааса» не было резона сражаться за «Уралкалий».

Мазепины создали максимально токсичную атмосферу в организации – к примеру, отец Никиты грозил прервать финансирование из-за нежелания «Хааса» устроить обмен шасси между пилотами.

«Если шасси не поменяют, я отправлю официальное письмо, что мы не будем финансировать команду и не будем гоняться. У них возникнут огромные проблемы с деньгами. Надо поменять машины», – цитирует Дмитрия Racefans со ссылкой на пресс-показ нового сезона Drive To Survive.

А помните самое начало 2021-го? Тогда Никита еще до первой гонки вляпался в некрасивую историю с непристойным видео из инстаграма, на котором хватал девушку за грудь. Фанаты возмутились и требовали его уволить, а в защиту парня выходили (похоже, платные) статьи об «образе плохого парня», полные сравнений с Джеймсом Хантом.

Мазепина после скандала с непристойным видео спасают подозрительными статьями. Аргументы там – просто стыд

Не менее токсичная атмосфера создалась и в работе с командой и напарником: Никита постоянно жестил в схватках на трассе, выдавливал Мика (иногда даже в стены на прямых), публично бомбил от указаний с мостика, высказывался в интервью о возможном саботаже и неравном отношении… Причем к компромиссу стороны так и не пришли до самого финала сезона.

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

Сперва можно было предположить неумение команды дипломатично гасить конфликты (у предыдущей пары Грожан-Магнуссен тоже возникали трения, например), но с новыми фактами про угрозы Дмитрия Мазепина, можно и не сомневаться: Никита просто выбрал ту же привычную линию самоутверждения в «Хаасе» – через максимальное давление.

Результаты Никиты на трассе тоже не вдохновляли: №9 уступил в среднем 0,9 секунды в квалификации напарнику (это кошмарно много), проиграл 20 раз, а в гонках, как правило, отставал на 0,4-0,5 секунды с круга. Мик оказывался выше и на финише – 11:3 по совместно завершенным гонкам.

В итоге перед американцами развернулась безрадостная ситуация: им предстояло еще год терпеть норовистого пилота с токсичным спонсором и разрушительным политическим бэкграундом. И всего за сумму около 20 млн евро – даже не рекордную для аутсайдеров – да еще и риском потерять других партнеров. Нет, правда: была ли у «Хааса» хоть одна причина держаться за Мазепиных и дальше?

Больше всех за место в «Ф-1» платит не Мазепин. Китайские спонсоры – щедрее, у рентача из Канады почти личные команды

Реакция №9 на разрыв косвенно подтверждает: дело не только в мировой ситуации, ведь москвич согласился на нейтральный статус и все ограничения ФИА.

«Очень разочарован, – написал Никита в твиттере и инстаграме. – Понимаю все трудности, однако мое согласие принять условия ФИА полностью проигнорировано, и за этим односторонним шагом ничего не последовало».

Ранее ФИА разрешила выступать гонщикам из России, если они согласятся на определенные условия: например, предлагалось полностью отказаться от демонстрации национальной символики России и любой поддержки действий в отношении Украины.

Что дальше для Никиты Мазепина?

Можно не ждать №9 в «Формуле-2» или европейских топовых гонках: уже поздно где-то искать хорошее место или создавать команду с нуля, а пилота с таким бэкграундом срочно не устроить.

Куда же тогда податься четвертому русскому в «Ф-1»? В чемпионат России по багги – нет, серьезно, Никита сам рассказывал нам о таких планах на 2022-й:

«Во время карантина понял: надо возобновлять старое хобби. С возрастом возвращаешься к истокам. С рулем и четырьмя колесами я хорошо знаком, потому предпочитаю делать все то же, что и на трассе, но в совершенно противоположных условиях.

У меня для таких поездок есть несколько высокоскоростных вездеходов. И в следующем году думаю выступить на Чемпионате России по гонках на багги. Общаюсь с Игорем Чагиным, он как раз выиграл чемпионат недавно. Также и с его отцом Владимиром (боссом гоночного подразделения «КАМАЗ» – Sports.ru), когда приезжал в гости к «КАМАЗ-мастер». Они – лучшие профессионалы в этом деле, поэтому говорим с ними.

Я бы оценил сейчас вероятность поехать в будущем на «Дакар» в 80 процентов. И, надеюсь, это случится в составе русской команды».

Теперь Никита вполне может заняться воплощением мечты – правда, в нейтральном статусе, без флага и государственной символики.

Мазепина восхищают гонки по бездорожью в России – так он отдыхает от «Ф-1» и готовится к «Дакару»

Мазепин выбесил 14 соперников по «Ф-1» за сезон. Номер один в блокировках

Честнейший Мазепин из «Ф-1»: правда о провале старта сезона, чем помогал отец (не только деньгами) и главные гоночные слабости

Фото: globallookpress.com/FLORENT GOODEN via www.imago-ima/www.imago-images.de, Alessio De Marco/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency