5 мин.

Непогрешимый «СПОРТ-ЭКСПРЕСС» vs Олег Соколов, массажист

Недавно шастал я в окрестностях Рижского вокзала и наткнулся на удивительную палатку: сидит тетенька, а над ней написано крупными буквами: "ЛЮБАЯ КНИГА ЗА 20 РУБЛЕЙ". И книжки всякие на прилавке разложены. Поискав по старой привычке подвох и не найдя оного, я не стал долго биться над вопросом, по какому случаю объявлена такая халява, а набрал чтива, сколько не жалко было на себе тащить (я в Москве проездом был). Среди прочего обнаружились два сочинения на футбольную тему, а точнее - на тему сборной России под руководством Гууса Хиддинка. Книга Бориса Левина называлась "Футбольная Россия. Как мы станем чемпионами мира 2010 года", а Ильи Казакова - "Настоящая сборная, или Феномен Хиддинка". Я такую же (казаковскую) видел у нас в Калуге в популярном книжном магазине, так она стоит там в десять с лишним раз дороже - 204 рубля. А тут - двадцарик.

Начал я с Левина. И не потому, что моя мама, которой я похвастался столь удачными покупками, над названием от души посмеялась - ей-то постфактум нетрудно. Скорее потому, что Левин у меня изначально повыше котировался: он хотя бы в "Что? Где? Когда?" играет, а Илья Казаков из списка комментаторов, чей голос в трансляции я слышать был рад, выпал в тот же день, когда я стал абонентом "НТВ-Плюс". Впрочем, нелюбимый комментатор - еще не значит плохой человек и уж тем более плохой автор книги, в чем я имел удовольствие убедиться по ее прочтении. Но обо всем по порядку.

Читая Левина, я плевался. Если вы, увидав название, подумали грешным делом, что книжка про то, как мы станем чемпионами мира - не верьте глазам своим. Книжка - про то, во-первых, какое отличное издание газета "Спорт-Экспресс", что Квятковскому, Дзичковскому, Рабинеру и прочим ведущим ее сотрудникам ни футболисты, ни тренеры, ни функционеры в интервью не отказывают никогда, не то что "желтеньким" горе-писакам из других газет, которые только и жаждут сенсаций и вообще всякого негатива; а во-вторых - какой замечательный журналист Борис Левин! Он единственный изо всей пишуще-говорящей братии даже после Израиля и Андорры был убежден, что на Евро наша сборная выступит успешно! Единственный не пытался выискивать и раздувать вокруг команды традиционных для нее скандалов! После стартового матча с Испанией он единственный написал, что любит свою сборную, а остальные - указательным пальцем одной руки дружно тыкали в него, а другой - крутили у виска! Единственный перед играми с Грецией, Швецией и Голландией - знал, что все будет ОК, а перед полуфиналом - "что-то витало в воздухе над Веной, неуловимое и тревожное"!!! Вообще, сложилось ощущение, что эти нехорошие, неспортэкспрессовские, псевдожурналисты автору покоя не дают ни днем, ни ночью. Несколько раз за книгу он обращается к ним с призывами вроде этого: "Полноте, господа! Если вы хотите добра СВОЕЙ (выделено Левиным - А.Л.) команде, угомонитесь"

Книга напичкана эксклюзивными и не очень интервью, которые, однако - и это особенно понимаешь, прочитав Казакова - совершенно не дают представления о том, что именно происходило в команде, как она жила, чем дышала и почему в конце концов стал возможен результат, достигнутый дружиной Хиддинка на чемпионате Европы. Я уж не говорю о таких "мелочах", как тот факт, что автор, решив писать названия германских и австрийских улиц по-немецки, почему-то не потрудился сделать это орфографически грамотно. В общем - плевался.

Распечатав полиэтилен на книге Ильи Казакова, я первым делом удивился тому, что предисловие к ней написал Юрий Альбертович Розанов (к левинскому творению, кстати - Мутко, говорит о чем-то, а?). Когда начал читать - удивляться продолжил: на человека, напоминающего одного из эпизодических персонажей сериала "Друзья" (помните, герой Алека Болдуина - бойфренд Фиби, который восторженно восхищался всем вокруг), каким я привык Казакова слышать - в книге и намека нет! Казаков совершенно не подлизывается ни к Мутко, ни к Хиддинку, ни к кому еще из его непосредственного, на секунду, начальства - он надо всеми ними и иронизирует, и каждому из них сочувствует-сопереживает, и восхваляет (в меру) - тоже. Не стесняется признаться в собственной неправоте, когда таковая имела место, а также - лестно отозваться о коллегах с "Первого канала" или "НТВ-Плюс", что вообще-то у них в ВГТРК не очень принято. Рассказывает очень живо. По крайней мере, веришь, что все написанное им - правда (с этого и Розанов свое предисловие начинает).

В своей книге Казаков, будто живописец - рисует портреты. Иногда, признаюсь, довольно неожиданные (в частности, Василий Березуцкий, с которым я не имел чести никогда общаться лично, а видел его лишь по телевизору или с трибуны стадиона, оказался очень непохожим на тот образ, который укоренился в моем сознании, да и другие сюрпризы были). И - за что хочется сказать Илье громаднейшее СПАСИБО - это портреты не только Хиддинка, Аршавина, Жиркова, Акинфеева и других звезд. Это портреты Бородюка и Корнеева, на которых наша пресса редко обращает внимание. Йоопа Алберды, Виктора Вотоловского, Андрея Гришанова, Арно Филипса, Михаила Насибова, Андрея Прончева, Юрия Семенютина (который в сборной до Гууса удивительным образом совмещал должности массажиста и видеооператора и которого Хиддинк из своего штаба вывел), Нильса де Фриеса, Раймона Верхейена, Николая Игумнова и, конечно, легенды сборной, человека, по которому можно изучать историю отечественного футбола (так сам автор говорит, но абсолютнейшее большинство болельщиков об этом и не подозревает!) - Олега Соколова, который еще Валерия Лобановского, игрока (!) сборной СССР, массировал! Причем все эти люди не просто упоминаются в какой-то момент, они - постоянные действующие лица этой истории, и даже в голову не приходит удивиться, когда в конце Казаков рассказывает, как Виталий Леонтьевич вручал команде тридцать четыре, а вовсе не двадцать три, бронзовые медали.

Мне придумалось слово, чтобы охарактеризовать то, как описывает Казаков людей, благодаря которым сборная России добилась наивысшего результата не только в своей истории, но и в карьере своего именитого тренера: трогательно. А особенно трогательно пишет он об Александре Бородюке. Чего стоит одна история с книгой "Тысяча лучших футболистов мира", которую Юрий Саныч Севидов приобрел в Испании и попросил пресс-атташе сборной подарить включенному в заветный перечень Бородюку:

"Александр Генрихович, разумеется, был польщен - подарком, но куда больше самим фактом попадания в такую компанию. Шутка ли: ты среди тысячи лучших игроков за всю историю футбола!

Помню, он тогда конфликтовал с Бышовцем, у них напрочь отсутствовало общение, вплоть до того, что они даже не здоровались. И Бородюк получал искреннее удовольствие, когда, показывая кому-то из знакомых книгу, предлагал внимательно изучить список тех попавших в нее, чьи фамилии начинались на букву "Б".

- А где Анатолий Федорович? - вопрошал он нарочито удивленно и начинал улыбаться как мальчишка."

Илья Казаков. "Настоящая сборная, или Феномен Хиддинка"