8 мин.

« Я дерзок, высокомерен, возмутителен, несговорчив, напышен и прямолинеен». Вспоминаем Брайана Клафа

 Обычно, когда посвящают материал какой-то личности, то стараются приурочить это к определенному событию. Чтобы был повод. Я поначалу также пытался связать эту заметку с какой-то датой из биографии Клафа, но ничего значительного для 2-го февраля найти не смог. Родился 21 марта 1935-го, умер 20 сентября 2004-го. Но не беда. Его футбольньная история и без того вызывает интерес в любой день любого года. Нечасто ведь сталкиваешься с тем, кого называют безумным гением. Клаф действительно был гениален: чемпионство с "Ноттигемом" в первый же год в высшем дивизионе, а затем два Кубка Чемпионов. И действительно был безумен, если мерить общей мерой. Но применительно к нему стандарты не подходят. Ведь он был особенным, причем задолго до того, как этим определением себя назвал Жозе Моуриньо. Португальца, кстати, нередко сравнивают с Клафом. Хотя, конечно, в биографии англичанина были моменты, которые даже тренеру "Челси" не снились.

      

Игрок и тренер 

 Брайан Говард Клаф родился в Мидлсборо, там же и начал играть в футбол в одноименном клубе. На позиции нападающего. А по другому и быть не могло, ведь ещё в молодости Клаф демонстрировал настырность, мятежный дух и желание победить. Показателен эпизод, случившийся на третий год игры Брайана за взрослую команду. Он к тому времени уже вовсю забивал почти в каждом матче, но вдруг захотел в другую команду. Причина - дырявая оборона "Боро". "Я устал забивать голы и, обернувшись, смотреть, как в ответ забивают нам,"- аргументировал своё решение Клаф. Тренеру тогда насилу удалось удержать молодой талант в клубе. В итоге в "Мидлсбро" нападающий провел 6 отличных лет, демонстрируя потрясающую результативность. Затем был "Сандерленд", такая же внушительная скорострельность и травма крестообразных связок, поставившая во всех смыслах крест на дальнейшей карьере.

 

 Наверное, это была судьба. Нереализовав весь свой огромный потенциал как игрок, Клаф был просто обязан сделать яркую карьеру тренера. Набравшись опыта в более чем скромном "Хартлпулз Юнайтед", он пришел в "Дерби Каунти" и сделал здесь первую свою сенсацию. Клаф сходу вывел "баранов" в элиту и создал весьма симпатичную команду, но даже несмотря на это, никто не поверил, что успехи могут продолжиться так, как они продолжились. Именно в этот период Клаф сделал заявление, вынесенное в заголовок этого материала, попутно назвав себя лучшим. Тогда это сочли пустой бравадой, но уже спустя год тренер доказал, что хоть и владеет искусством яркого слова, но на ветер его не бросает.

"Дерби Каунти" сенсационно стал чемпином, а через год дошел аж до полуфинала Кубка Чемпионов. Казалось, это только начало победной эры, но дальнейшие пути тренера и клуба разошлись. Постоянные выходки Клафа, цитаты-мечты для журналистов и жесткий стиль управления серьезно испытывали терпения президента. Грянул скандал, и гордый Брайан ушел в "Брайтон энд Хоув Альбион", где проработал коротко и безуспешно.

Следующей остановкой стал "Лидс". Этому периоду посвящен фильм "Проклятый Юнайтед" с Майклом Шином в роли главного тренера. Фильм, кстати, неоднократно критиковали за неправдоподобность и искажение фактов. Сколько там истины, точно неизвестно. Скажем лишь, что и здесь Клаф продержался совсем недолго, успев разругаться с руководством, тренерами и особенно игроками. Клаф быстро собрал ещё не распакованные до конца чемоданы и ушёл в "Ноттингем Форест". И началась их совместная золотая эпоха. 

 

Провинция, ставшая центром Европы

          

 

 Клаф пришел в "Ноттингем" в 1975-ом. "Лесники" на тот момент прочно осели во втором дивизионе, а Клаф остро нуждался в новых победах и стабильности после нескольких лет чехарды. Чего и говорить, они должны были встретиться. Прийдя в клуб, любитель удивлять повез команду на предсезонные сборы в диковинный по тем временам Катар. Если хотите узнать, можно ли проводить Чемпионат Мира в этой стране летом, спросите у игроков, какого им было бегать при +50. Впрочем, все остались живы-здоровы и даже демонстрировали неплохой футбол. Хотя в первый дивизион команда сразу пробиться не смогла.

 Но на следующий год к Брайану Клафу присоединился его верный соратник и ассистент Питер Тейлор, вместе с котором и были добиты успехи времен "Хартлпулза" и "Дерби Каунти", и дела пошли в гору. В специфике этого дуэта была скрыта и тренерская особенность Клафа. Помощник занимался тренировочным процессом и физикой, а Клаф больше любил и умел проводить тактические занятия и психологический настрой подопечных. Характеристикой работы Клафа и его дуэта с Тейлором отлично служит эпизод, произошедший на одной из тренировок. Как-то проходя мимо, главный тренер увидел, как Питер пытается что-то объяснить команде. Реакцией на это стала ставшая знаменитой фраза: "Эй, Пит, немедленно прекрати эту ерунду и выдай игрокам мячи". Клаф вообще старался по максимуму давать игрокам работать с мячом, а не тратить время подолгу на бег или силовую подготовку, делая прежде всего футболиста, а не атлета. Довольно спорная, особенно по нынешним меркам, стратегия, но она имела успех.  

 В первый же сезон в высшей лиге "Ноттингем" умудрился стать чемпионом с отрывом в семь очков и заодно выиграть приятным бонусом Кубок Лиги. Футбольная Англия была, мягко говоря, удивлена, но Клафу не привыкать шокировать общественность. Впрочем, в еврокубках им единогласно отводили роль выбывающих в первых же матчах. Вызов принят, решил Клаф, и "Нотингем" начал свой путь в Кубке Чемпионов. Причем сразу с "Ливерпуля", у которого дерзко увели чемпионство годом ранее. Оставили мерсисайдцев и без Европы, выбив их уже в 1/16. Следующие соперники были не столь грозными, особенно с высоты сегодняшнего дня, но заслуг "лесников" это не умаляет: "АЕК", "Грасхопперс", "Кельн" и напоследок "Мальмё". Единственный гол в мюнхенском финале забил Тревор Фрэнсис, первый игрок, за которого заплатили миллион фунтов. "Ноттингем", провинциальный "Ноттингем" из провинции, недавно играющий во втором дивизионе, стал лучшим клубом Европы! Что это, если не сказка  

Кстати, с именем Фрэнсиса связан ещё один характеризующий Клафа эпизод. Придя на первую тренировку в качестве звезды, он был тут же опущен с небес на землю требованием главного тренера ... принести ему чаю. Вот так Клаф пресекал в зародыше любой авторитет, кроме своего. Его стиль руководство некоторые называют диктаторским, и, пожалуй, это слово верно отражает суть работы Клафа. Он был жёсток, требователен и не терпел, когда что-то идет не так. Однажды Брайан бросил в игроков в перерыве неудачно складывающегося матча поднос с горячим чаем и даже нанес удар Рою Кину. Да-да, тому самому ирландцу с железным и вспыльчивым характером, спорившим с самим сэром Алексом. Провинился он за то, что отдал неудачный пас и "привез" гол в свои ворота. В перерыве Рой был удостоин мощнейшего хука, который, по признанию самого потерпевшего, на всю жизнь научил его правильно играть в футбол.

 

Конец прекрасной эпохи

 

 В следующем сезоне "Ноттингем" вновь оказался лучшим клубом континента, на этот раз обыграв "Гамбург". Героем этого финала стал Джон Робертсон, но немалая заслуга принадлежит и вратарю Питеру Шилтону, который был одним из символов  того "Ноттингема" и верным игроком Клафа. "Лесники" вошли в историю, став чемпионом Европы больше раз, чем чемпионов своей страны. Потому как стать первыми в Англии команда больше не смогла. Сначала в клубе были больше заняты успехами на международней арене, а затем и вовсе начались проблемы: игроки, пресытившись победами, перестали демонстрировать прежнее усердие, конкуренты перестали недооценивать провинциалов, тактические хитрости Клафа стали все чаще раскрывать.

 Но все же прежде чем пойти вниз, команда успела выиграть несколько Кубков Лиги, Суперкубок Европы, Межконтинентальный кубок и несколько лет быть в верхней части таблицы чемпионата.  Но любая эпоха заканчивается, закончилась и эта. Клаф стал постепенно терять интерес к команде, уставать от работы на одном месте (а это внушительные 18 лет). Поговаривали о приступах депрессии и проблем со здоровьем из-за алкоголя. 

А пил Клаф действительно много. Очень много. Тренер всегда носил с собой бутылочку, а однажды даже установил рекорд по скоростному выпиванию пива. Две пинты за 12 секунд! Бывали случаи, когда Клаф даже опаивал игрока, чтобы заключить с ним контракт. Говорят, что именно так в команду пришел уже упомянутый выше Джон Робертсон.

Но не стоит думать, будто "Ноттингемом" руководил алкоголик с трясущимися руками. Клафу его пристрастие некогда не мешало сохранять ясный взгляд и меткий ум, заслуживая любовь болельщиков. Когда он проводил свой последний матч, стадион устроили ему громогласную авацию. Тренер плакал, но, как сам потом говорил, не от умиления или счастья, а от позора, ведь команда в этом матче проиграла. Своеобразная реакция, но другого от Клафа и ждать не приходилось.

У него были странные методы, жесткий стиль руководства, его обвиняли в откатах с трансферов игроков, он мог запросто приложить крепким словом всех, начиная от своего лучшего игрока и заканчивая Футбольной Ассоциацией Англии. Но вместе с тем он был гениальным менеджером, искренне любил свое дело и не признавал слова "поражение". Его часто не могли терпеть чиновники, президенты клубов и даже игроки за его выходки, но он очень нравился болельщикам своёй твердостью, уникальностью и искренностью. Он дважды отказывал сборной Англии, но все же входил во всевозможные списки лучших тренеров. Ему устанавливали памятники, причем не только сторонники "Нотингема", но и его извечного оппонента "Дерби Каунти". Одним словом, Особенный. Прости, Моуриньо, но это звание уже давно занято.  

 

Бонус: Стюарт Пирс о годах работы с Клафом: " Я его ненавидел. Его вечные подколки, усмешки. Он устраивал мне публичный разнос за любую ошибку. Но я благодарен ему. Именно ненависть заставляла меня выкладываться наполную, чтобы доказать тренеру, как он заблуждался в моем отношении"    

Клаф об отношении с игроками: " Мы идем в развевалку, обсуждаем ситуацию около двадцати минут, а потом выясняем, что я был прав" 

 

 

Не забудьте нажать на плюс и подписаться на блог "Опыты дилетанта". Будем смотреть на футбольный мир вместе. Спасибо за внимание.