4 мин.

Я – легенда

Даже окончательный результат, поражения Джоковича и Надаля и возвращение Федерера на вторую строчку рейтинга, не вызвали такой реакции, как синий грунт. Но забывать о том, что главные герои у нас все же игроки, а не дизайнеры, не следует, так что прежде всего наши выводы будут касаться того, кто выиграл.

Федереру, как и Серене, все равно на чем играть. Он единственный из топ-игроков хранил дипломатичное молчание по поводу синего грунта и просто играл как знал. Характерно, что оба финалиста в Мадриде исповедовали «ударный» теннис – на скользком и быстром корте такая игра себя более чем оправдала. Федерер тоже порой еле удерживался на ногах, но страдал от отсутствия сцепления с кортом гораздо меньше Джоковича с Надалем. И вообще, что бы ни говорили по поводу остального турнира, мужской финал в воскресенье определенно удался. И Федерер, и Бердых играли на удивление хорошо, и несмотря на своеобычные провалы, к которым склонны оба (чех, конечно, в гораздо большей степени), эта встреча, возможно, станет и классической.

Бердых начал великолепно, проведя, наверное, один из лучших сетов за последние несколько лет, а то и за всю карьеру. Он выиграл первую партию, практически не проигрывая очков в своих геймах, но во втором сете эффективность его подачи упала и Федереру удалось навязать борьбу в нескольких геймах на приеме – этого оказалось достаточно, чтобы посеять в сопернике зерно сомнения. Две следующих партии прошли буквально под копирку – швейцарец делал брейк, но на сет/матч с первого раза подать не мог. Бердых отыгрывался, но когда дело доходило до счета 5:6, допускал решающие, уже невосполнимые промахи. Разница в выдержке и в готовности бороться до конца неизменно сказывалась, хотя по ходу всей встречи чех играл немножко лучше. Красноречивее всего его моральное состояние иллюстрирует фантасмагорический гейм при счете 3:4 в третьем сете, когда Федерер получил тройной брейк-пойнт, Бердых отыгрался тремя эйсами, сделал счет «ровно», после чего влепил две двойные ошибки подряд.

Что касается Федерера, то он, можно сказать, продолжает свой «ренессанс», начавшийся осенью прошлого года, и с этого понедельника снова занимает вторую строчку рейтинга АТР, с которой Джокович сместил его 14 месяцев назад, в марте прошлого года – пока только на неделю. В Риме посев проходил еще по старому рейтингу, и Роджера определили в половину Джоковича. Для того, чтобы удержать вторую строчку до РГ, в Риме ему нужен финал.

Турниры «Мастерс» так и остаются исключительным доменом «большой четверки». Последним победителем тысячника, не входящим в клуб, был Иван Любичич, ныне пенсионер, и было это, просим заметить, уже больше двух лет назад. На этот раз, правда, топы малость ослабили хватку – Маррей вообще не поехал в Мадрид, а Надаль с Джоковичем проиграли рано, так что в полуфиналах остальному АТР было вольготно. На конечном результате это, однако, никак не отразилось, хотя Томаш Бердых и был относительно близок.

Эксперимент Иона Цириака со сменой покрытия закончился катастрофой. На протяжении всего турнира разговоры шли только о том, откуда взялось это новое покрытие и насколько оно плохо. Все, кто мог, высказался: игроки, чиновники, даже судьи, и мнения были практически единодушно негативные. Корт плохой, ноги на нем скользят, мяч отскакивает как ему вздумается. Надаль, не жаловавший мадридский турнир ровно с тех пор, как его перенесли на весну и сделали грунтовым, после удивительного поражения от Вердаско в третьем круге, сделал заявление в том смысле, что если в следующем году покрытие не поменяют – ноги его в испанской столице не будет. На следующий день Джокович, проиграв в четвертьфинале Типсаревичу высказался совершенно в том же духе и вдобавок прошелся по бывшему исполнительному директору АТР Хелфанту, который-де, зная, что его срок все равно заканчивается, решил, ни у кого из игроков не спрося, дать добро на смену покрытия в Мадриде. Дескать, после нас хоть потоп.

С одной стороны, неизвестно, что по этому поводу думает Хельфант, и в принципе, жалобщиков тянет назвать примадоннами – в конце концов, им платят бешеные деньги за то, чтобы они просто вышли на корт, можно было бы и сыграть без нытья, несмотря на временные неудобства. От того, что мяч неправильно отскакивает, никто еще не умер.

С другой стороны, никакого внятного объяснения смене покрытия, кроме «так лучше смотрится по телевизору» (и действительно, красивых фотографий на прошлой неделе было сделано много), от администрации турнира не поступило, и никому не хочется работать в условиях постоянного форс-мажора. К тому же, главная цель грунтовых турниров – и в особенности связки Мадрид-Рим – подготовка к «Ролан Гаррос», а если покрытие в Мадриде не имеет с парижским ничего общего, зачем вообще туда ехать? Особенно топовым игрокам, которым деньги не нужны? Цириака освистали на церемонии вручения призов, но сдаваться он пока не намерен. Вопрос с покрытием в Мадриде на следующий год остается открытым.