8 мин.

Рафаэль Надаль: «Мне надоело быть вторым»

Рафаэль, можно вас поздравить, полуфинал – это ваш лучший результат на Australian Open и вообще на хардовых турнирах «Большого шлема». Была ли возможность пройти еще дальше, или же соперник – Тсонга – был на кураже и не оставил вам шансов?

– Я долго не мог заснуть в ночь после поражения. Думал, что же делал неправильно. Так и не ответил на этот вопрос – понял, что Тсонга был просто лучше меня в тот вечер. Француз играл действительно просто великолепно, у меня не было шансов на победу. По ходу матча я пытался что-то изменить в свою пользу, но тщетно. Однако чересчур драматизировать это поражение не имеет смысла. Оно уже в прошлом.

Недооценки соперника с вашей стороны не было?

– Нет, что вы, какая недооценка? В полуфинал «Большого шлема» просто так, на везении не проходят.

Скоро вам предстоит защищать титул на «Ролан Гаррос», и вы сможете повторить рекорд Бьорна Борга из четырех побед на этом турнире подряд. Является ли это целью, или же рекорды вас не интересуют?

– Естественно, мне хочется вписать свое имя в историю мирового тенниса в один ряд с таким великим игроком, как Бьорн Борг. Я постараюсь не только повторить этот рекорд, но и превзойти Бьорна.

А если на трибуне во время финального матча «Ролан Гаррос» появится сам Борг, вам его присутствие поможет?

– Если честно, мне все равно. Я стараюсь не обращать на это внимание. Пытаюсь сфокусироваться на игре.

Многие болельщики задаются вопросом — почему Рафаэль так здорово играет на траве и куда хуже на харде? Вы как-то говорили, что чувствуете себя на траве более комфортно, так как натуральные покрытия менее травмоопасны. Это единственная причина? Или ваша техника игры на траве чем-то отличается от техники игры на харде?

– Все это по большому счету лишь предположения. Я одинаково нормально чувствую себя на харде и на траве. У меня не может быть на всех покрытиях одинаковой техники игры. Ни у кого этого не может быть. Поверьте, совсем непросто вот так спокойно взять и перейти, допустим, с харда на грунт или с травы на хард. Даже мне. Многие утверждают, что я сугубо грунтовик. То, что натуральные покрытия менее травмоопасны, понятно, и мне себя действительно в какой-то степени приходится беречь. Но это вовсе не значит, что я проигрываю на харде только потому, что боюсь получить травму. Я выкладываюсь на 100%.

Почему вам трудно дается атакующий стиль? Грунтовая манера является для вас родной и самой удобной, а коренные установки ломать нелегко. Но может быть есть еще какие-то причины? И как вы работаете над этим, что в связи с этим предпринимаете?

– Я играю в зависимости от того, как складывается для меня игра. Я всегда исповедую и стараюсь играть именно в агрессивный, атакующий теннис. Если чувствую, что играю в свой теннис, у меня не возникает подобных проблем. Если считаю нужным входить в корт, то не забываю про это, а так и делаю. Я считаю, что играю как раз в атакующий, зрелищный теннис, который нравится болельщикам. Именно для этого они приходят на игры. Лично я никогда не слышал упреков в том, что показываю закрытый, скучный теннис. А над совершенствованием своей игры работаю всегда.

Вы говорили, что много работаете над подачей. Как считаете, прибавили в этом элементе в последнее время? Является ли ваша подача серьезным оружием?

– Действительно, над подачей работаю постоянно, уделяю ей очень много времени и внимания. Но сейчас не могу с уверенностью сказать, что это моя сильная сторона. Стараюсь прибавлять в этом компоненте игры, в особенности в скорости подачи. Вот, скажем, у Роддика и Федерера мощнейшие подачи. Наверное, это врожденное. Им наверняка в этом аспекте проще, чем мне.

- Над какими еще компонентами игры, кроме подачи, вы работаете сейчас?

– Сейчас особое внимание уделяю бэкхэнду.

Много говорят о том, что у вас проблемы с коленями. Вы утверждаете, что никаких проблем нет. Каково будет ваше последнее слово? Может быть, сейчас колени в порядке, но не чувствуете ли, что старые травмы мешают играть так, как играли раньше и как вам бы хотелось? Может, подсознательно бережете колени во время матчей?

– Если выхожу на корт, значит никаких проблем нет, и я готов играть. Хочу сказать вам, что я никогда не выйду на корт, если не уверен на 100%, что готов играть. А что касается травм, то, конечно, они дают о себе знать. Это ведь спорт, я нормально к этому отношусь, ничего не драматизирую.

Некоторые недоброжелатели считают, что вы играете в затратный теннис, поэтому приходится много бегать. И из этого делают вывод, что в ближайшие два года вы израсходуете свой ресурс и покинете элиту мирового тенниса. Как можете это прокомментировать?- Кто вам выдвинул такую гипотезу? Роджер? На самом деле не вижу здесь проблемы. Я играю в такой теннис, который мне нравится. Затратный он или нет, это уже вам, журналистам, виднее. Лично я так не считаю. Я ежедневно тренируюсь, могу играть в теннис на одном дыхании более 5 часов. Естественно, понимаю, что так будет не всегда. Но, думаю, все-таки больше, чем два года. Вы так говорите, будто мне через два года пора на пенсию. Знаете, у меня в семье все так или иначе связаны со спортом, к тому же я сам иногда посещаю тренажерный зал, держу себя в форме. Так что не переживайте, сделаю все возможное, чтобы радовать вас своим «затратным» теннисом как можно больше, что бы там не говорили недоброжелатели (смеется).

Безусловно, стать первым номером рейтинга это цель любого теннисиста, в том числе и ваша. Как думаете, когда сможете осуществить свою мечту? И когда для вас наступит тот момент, когда может быть уже поздно?

– Если бы я мог ответить на этот вопрос, спал бы намного спокойнее. Из года в год стараюсь подобраться к Федереру как можно ближе. Сейчас мое отставание от Роджера не такое уж и большое. Поэтому сделаю все возможное, чтобы уже в этом году стать первой ракеткой мира. Честно говоря, надоело быть вторым. Серьезно. Когда может быть поздно? Пока я играю в теннис, слова «поздно» не может быть.

Кого из теннисистов кроме Роджера Федерера вы считаете своими самыми неудобными соперниками и почему?

– А я разве говорил, что Федерер относится к числу моих самых неудобных соперников? Я так не считаю. Если не особенно задумываться, могу назвать Блэйка, Южного, Налбандяна. Против них мне действительно тяжело играть.

Есть ли молодые перспективные игроки, которые в ближайшее время могут вам составить конкуренцию на грунте?

– Хороший вопрос. Но не думаю, что уместно у меня о таком спрашивать. Задайте этот вопрос экспертам тенниса. Ну, вот вы как думаете, кто мне может составить конкуренцию на грунте среди молодых игроков? Интересно узнать ваше мнение (смеется).

Я таких пока не вижу.

– Мое дело играть в теннис, а против кого, неважно. Против Федерера или подающего надежды теннисиста. Хотя в наше время теннис такой вид спорта, что нечему удивляться, когда молодой теннисист может стать первой ракеткой мира.

Много ли вы уделяете внимания выработке тактики на матч против конкретных соперников?

– Ни под кого не подстраиваюсь. Пытаюсь играть в свой «затратный» теннис (смеется). Перед выходом на корт мало об этом думаю. Пытаюсь сконцентрироваться на себе. К тому же, когда ты часто играешь против того или иного теннисиста, не надо раздумывать над тактикой. Ты уже знаешь о слабых местах соперника и соответственно пользуешься ими.

Как в процентном соотношении вы расцениваете шансы Новака Джоковича на выигрыш Большого шлема в этом году?

– Поймите, я не Гидрометцентр, предсказывать ничего не могу. А Новака я считаю сильным соперником.

Хотите побывать в Москве? Может, планируете когда-нибудь сыграть на Кубке Кремля?

– Мне хотелось бы посетить Москву, я слышал про достопримечательности этого города. Надеюсь, когда-нибудь приеду к вам не как турист. Что касается участия в Кубке Кремля, я бы с большим удовольствием, но, к сожалению, именно в это время веду подготовку к турниру Tennis Masters Cup в Шанхае.

Какая теннисистка вам нравится больше всех и почему?

– Жюстин Энен и Мария Шарапова. Мне нравится их игра.

Кем вы видите себя после завершения теннисной карьеры?

– Пока я даже не задумывался об этом. Сейчас все мои мысли связаны с карьерой теннисиста. Загадывать не хочу. Думаю, вам стоит задать мне этот вопрос лет через десять.

Какую книгу последней читали, какой фильм последним смотрели, какую музыку сейчас слушаете? Ваши впечатления?

– На это у меня практически не остается времени. Во время турниров иногда удается вести несколько онлайн-дневников. А так, больше предпочитаю слушать музыку. Люблю разную, в основном спокойную, с помощью которой можно расслабиться.

Если бы можно было выбрать – четвертый «Ролан Гаррос» или первый «Уимблдон», что предпочли бы?

– Мне уже приходилось отвечать на этот вопрос. Вполне нормально, что я хочу побеждать во всех турнирах, в которых принимаю участие. Особенно в турнирах «Большого шлема». Я не разделяю, что для меня важнее – «Ролан Гаррос» или «Уимблдон». Хочу все выиграть. Конечно, я уже дважды был в шаге от того, чтобы победить на «Уимблдоне». Сделаю все возможное, чтобы, наконец, покорить этот турнир. Знаю, что мне это по силам.

Если не трудно, какое-нибудь пожелание многочисленной армии российских болельщиков и читателям Sports.ru.

– Хочу поблагодарить всех своих российских болельщиков за то, что переживают и волнуются за меня. Постараюсь своими успехами их только радовать. Ваша поддержка очень важна для меня. Надеюсь, что как-нибудь увидимся с вами на корте. Любите теннис!