9 мин.

Тодд самый

Извечный штамп околоспортивной риторики гласит: в не реализовавших себя и рано сошедших с карьерного пути спортсменах таится недюжинный тренерский талант. Справедливости ради стоит сказать, что верно это утверждение лишь отчасти. И на каждого Рафаэля Бенитеса и Жозе Моуринью всегда найдется сотня-другая иных, пытавшихся, но сгинувших в пучине безвестности.

Впрочем, нынешний наставник «Сан-Хосе» Тодд Маклеллан, похоже, именно из счастливой когорты. Родившийся в скромном Мелвилле, провинция Саскачеван, в пятилетнем возрасте Маклеллан вместе с семьей вслед за отцом, бывшим офицером Канадской королевской конной полиции, переехал в совсем уж крохотный Гудсойл, все в том же Саскачеване. В приозерном городке было никак не больше двухсот жителей, но нашлось место для одной хоккейной коробки, ключи от которой всегда были у отца Тодда, отвечавшего в городе за порядок. Все время до и после занятий в школе Маклеллан с братом и сестрой проводили на льду: «Гудсойл был таким крохотным, что мы часто играли все вместе, с ребятами на два-три года старше. Это была отличная возможность для развития и в свое время дало мне немало уверенности в своих силах».

После двух лет безмятежной жизни в затерянном среди озер Гудсойле семья Маклелланов переехала в главный город Саскачевана Саскатун. «Когда наша семья переехала из такого места, как Гудсойл, в город с населением в двести тысяч человек, мы все испытали что-то вроде шока, который всегда показывают в кино. Ну знаете, «первый день в большом городе», глазели во все стороны, как ненормальные», – вспоминает Маклеллан. Переехав в большой город, Тодд не забросил увлечение игрой и в меру сил старался совмещать хоккей с учебой в школе и подработкой в строительной компании, благо местные «Саскатун Блэйдс» принадлежали в то время как раз главе той самой компании. Маклеллан отыграл за «клинков» четыре в меру успешных сезона на позиции центрфорварда и в 1986 году в восемнадцатилетнем возрасте был выбран «Айлендерс» в пятом раунде драфта. «После того, как меня выбрали, я ощущал огромное воодушевление и был полон надежд. В год драфта пришлось перенести операцию на плече, так что я сыграл всего в 27 играх и не знал, насколько это скажется на драфте» – говорит о том времени Маклеллан.

Первый раз выйти на лед в составе «островитян» Маклеллану пришлось уже меньше, чем через два года. Тодд сыграл пять игр и набрал сносные для новичка не первой звездности два очка. О своих первых матчах в НХЛ Маклеллан вспоминает так: «Я был в чрезвычайном нервном возбуждении. Помню, самым главным для меня тогда было ответить на один вопрос самому себе: гожусь ли я для этой лиги? И знаете, мне казалось, что я вполне неплохо подходил на роль парня, чье имя значится в последних строчках основного состава». Впрочем, большую часть времени после отъезда из Саскатуна, Маклеллан все-таки проводил в фарме «островитян» – «Спрингфилде» из Американской хоккейной лиги. Едва успев весьма многообещающе начаться, путь Тодда в профессиональном хоккее почти тут же и завершился – дала знать о себе застарелая травма плеча. «Как-то ближе к осени в тренировочном лагере сразу несколько врачей прямо сказали мне, что если им еще раз придется «ремонтировать» мое плечо, то ничего стоящего из этого точно не выйдет», – делится воспоминаниями Маклеллан: «И я решил, что здоровье на этот раз одолело хоккей».

Пережив к двадцати одному году три тяжелых хирургических операции, в ходе которых его правое плечо каждый раз буквально собирали по кусочкам, Маклеллан окончательно порвал с профессиональным хоккеем и вернулся домой в Саскачеван, поступив в местный университет. Впрочем, тяга к обожаемой с детства игре не улетучивается в один миг, и уже через год Маклеллан откликнулся на первое же поступившее предложение возобновить карьеру. Не смутило канадца и место дислокации его будущей команды: ехать предстояло в Утрехт, где располагался одноименный коллектив Голландской элитной лиги. Выступали утрехтцы в тот год ни шатко, ни валко и уже к середине сезона пережили отставку главного тренера. Что такого особенного разглядел новый тренер в измученном травмами, приехавшем за тридевять земель молодом канадце, доподлинно неизвестно, но уже в том же сезоне Маклеллан впервые познал все прелести тренерской работы: «Не знаю, что такого он во мне нашел, но как только новый тренер пришел в команду, меня сразу подключили к тренерской работе. Неожиданно для себя я тогда впервые понял, насколько тренерская работа меня по-настоящему захватывает».

Проработав два следующих сезона играющим тренером «Утрехта», Маклеллан решил окончательно повесить коньки на гвоздь и всецело отдаться тренерскому делу. По возвращении в родной Саскатун Тодд принялся рассылать свое резюме по командам местных юниорских лиг, и в одной из них ему наконец-то улыбнулась удача – первым клубом Маклеллана – тренера на родной земле стал «Норт Бэттлфорд Норт Старc» из юниорской лиги Саскачевана. «Я искал возможность поработать тренером юниоров, и мне наконец-то повезло. Тогда мне было двадцать четыре, и, если честно, я не уверен, что сам бы доверил такую работу двадцатичетырехлетнему». Всего два года работы с самыми маленькими – и Маклеллану поручают задание посерьезней. Заметив успехи молодого тренера, на пост одновременно наставника и генерального менеджера его приглашают «Суифт Каррент Бронкос» из Западной хоккейной лиги, в который прошла большая часть карьеры самого Маклеллана. Не относившихся к числу записных фаворитов лиги «скакунов» Маклеллан четырежды подряд выводит в плей-офф и заставляет все пристальнее присматриваться к себе команды помощнее.

Наибольшую активность проявил генменеджер «Миннесоты» Дуг Райзбро, пригласивший Тодда на должность тренера фарм-клуба «дикарей» в ИХЛ. Несмотря на перманентную стесненность тамошних «дровосеков» из Кливленда в средствах и явный недостаток внимания публики к их выступлениям, Маклеллан все-таки вывел команду в плей-офф. «У игроков часто не было экипировки и клюшек, по крайней мере, таких клюшек, каких им бы хотелось», – вспоминает Маклеллан нелегкие времена в Кливленде.

Несчастные «дровосеки» следующим летом скоропостижно скончались под грузом неразрешимых проблем, а талантливый тренер был приглашен руководством «Минессоты» подняться на уровень выше и возглавить новый фарм «диких» – «Хьюстон Аэрос». Уже второй сезон стремительно рвущегося наверх Маклеллана принес «Хьюстону» главный трофей АХЛ Кубок Колдера. «Выигрыш Кубка Колдера – это незабываемо. Но для меня еще большей наградой были игроки, который при мне сумели пробиться в НХЛ. Их развитие остается для меня самым большим достижением моей работы в Хьюстоне», – говорит Маклеллан.

Летом 2005-го Маклеллана наконец настигло судьбоносное предложение из НХЛ: пришедший в «Детройт» Майк Бэбкок подыскивал себе помощника и в первую очередь обратил внимание на старого знакомого по Западной хоккейной лиге. Маклеллан с восторгом вспоминает: «От таких предложений не отказываются, «Детройт» – лучший из лучших. Я всем тогда говорил, что попал в Гарвард. У них тут будущие члены Зала славы каждый день сидят у своих шкафчиков в раздевалке».

В стане «красных крыльев» Маклеллан по большей части отвечал за игру форвардов и постановку реализации большинства. Непосредственно же во время самих игр именно Маклеллан должен был подсказывать Бэбкоку, какие игроки сегодня выглядят лучше обычного, а какие наоборот недорабатывают. Вклад Тодда в игру «Детройта» трудно переоценить: под его руководством игра мичиганцев в большинстве была лучшей в лиге в сезонах-2005/06 и 2007/08. Впрочем, сам Маклеллан скромно не придает большого значения своим достижениям в «Детройте»: «В этой команде многое происходит словно само собой, здесь просто все так устроено».

Должность ассистента тренера в извечном фаворите «Детройте» для многих мечта, желаннее некуда, но не для Тодда. Вечное стремление не засиживаться на одном месте и двигаться дальше, покуда еще есть куда подниматься, в итоге взяло верх. Пока вся команда еще допивала шампанское из свежезавоеванного Кубка Стэнли, Маклеллан уже набирал номер генерального менеджера «акул» Дуга Уилсона. Босс «Сан-Хосе» был сходу впечатлен решительностью кандидата на место главного тренера, отважившегося на звонок потенциальному работодателю в 6 часов утра, и без лишних раздумий назначил Маклеллану собеседование.

Впрочем, долго ожидать результатов вступительных испытаний Маклеллану не пришлось: «Он пришел к нам из отличной команды, и все его резюме говорит о том, что он все всегда делал правильно. Мы долго искали нужного парня, просмотрели множество кандидатур. Но когда он вдруг буквально возник из ниоткуда и сам попросился к нам, мы как будто сразу поняли, что он как раз тот, кто нужен», – вспоминает с улыбкой Уилсон.

По прошествии регулярного сезона Уилсон точно понимает, что не ошибся с кандидатурой Маклеллана, и не устает нахваливать своего тренера: «У него потрясающий хоккейный IQ. Он очень лаконичен в своих посланиях к игрокам. Он именно такой тип тренера, под началом которого я бы и сам хотел выступать, если б был игроком». А похвалить Маклеллана определенно есть за что. Лучше статистических показателей о качестве нынешней игры «Шаркс» не сказать: лидерство в Западной конференции с первых же матчей, рекордные 117 очков и абсолютно заслуженный Президент Трофи. Но мастерство Маклеллана это не только набранные очки и завоеванные места.

Недоброжелатели Тодда вопрошают, что уж тут такого сложного: взять одну из сильнейших команд лиги и просто слегка довести ее до ума? Мол, попробовал бы он так с «Финиксом», например. Согласиться с таким мнением сложно, разительные изменения заметны даже по сравнению с прошлым сезоном. Собранный летом состав во многом заслуга самого Маклеллана, никогда не забывавшего о навыках, приобретенных им на менеджерской должности в ЗХЛ. Такого состава защитников, многие из которых прошлым летом шли именно к Маклеллану, нет сейчас, пожалуй, ни в одном клубе НХЛ. Значительно прибавили в игре и многие из тех, кто в команде не первый сезон. Чего стоит разительное преображение капитана «акул» Патрика Марло, старого знакомого Маклеллана по юниорским лигам: 71 очко против 47 в прошлом сезоне, и показатель полезности +16 против -19. Главным же испытанием для Тодда на пути к выдающимся результатам стала целая эпидемия травм ведущих игроков, которые в середине сезона вдруг начали выбывать один за другим чуть ли не каждый матч. Маклеллану не привыкать работать с суровыми парнями из фарм-клубов, и вызов чуть ли не десятка игроков из «Уорчестера» команда пережила удивительно безболезненно.

Хоккейный путь Тодда Маклеллана кажется словно усыпанным розами. Куда бы он ни приходил, команда тотчас же начинает выигрывать, а сам тренер тут же поднимается на ступень выше. Но если вновь обратить внимание на точку отсчета, работа, проделанная Маклелланом поистине поражает. Маленький городок в двести жителей с одной хоккейной коробкой, хроническая травма плеча в 21 год, голландские похождения, работа в детских и юниорских командах – почти голливудская история, что и говорить. Похоже, Тодд Маклеллан в НХЛ всерьез и надолго. По крайней мере, вспыхнуть и провалиться в никуда ему точно не удастся – характер не позволит.

Фото: Flickr.com