8 мин.

Владимир Юрзинов-младший: «Когда все уже было, хочется биться за что-то серьезное»

- Владимир Владимирович, на встрече с командой губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев предупредил: «Времени на раскачку у вас нет, поэтому впрягайтесь в работу сразу, как волжские бурлаки, и результат придет». Удалось это сделать после выхода из отпуска?

- Мы в работу впряглись еще с первого дня прошлого года. Валерий Павлинович очень сильный специалист не только как руководитель, но и как человек, хорошо разбирающийся в хоккее. Я считаю, что это очень важный фактор. Суперлига, безусловно, представляет собой другой уровень, но самое важное заключается в том, что у нас четко определена клубная политика.

- В чем это проявляется?

- В первый год работы перед нами стояла задача выхода в суперлигу, на второй год нам предстоит закрепиться в элите, и уже на третий год и далее задачей «Торпедо» будет бороться за самые высокие места. В Нижнем Новгороде работать очень приятно, поскольку в некоторых других клубах подобная последовательность попросту отсутствует. Но для того, чтобы привести команду к высоким достижениям, нужна планомерность. Системность должна быть во всем, не только в хоккее, но и в бизнесе, и в искусстве. Одного желания иметь все и сразу зачастую оказывается недостаточно.

- В чем специфика текущей предсезонной подготовки в сравнении с прошлогодней, когда «Торпедо» готовилось к играм в высшей лиге?

- Вы знаете, я до этого в высшей лиге не работал, и привыкнуть к ней не успел. Да такой задачи и не стояло. Наша работа была сразу построена на перспективу, как у клуба суперлиги. Для меня это шестнадцатый сезон в качестве тренера, уже выработана определенная система. Прошедший сезон мы закончили с большим отрывом от соперников, не проиграв ни одного матча дома. У нас была очень хорошая, сплоченная команда. Сейчас идет планомерная подготовка, мы работали на земле в течение почти двух недель в Туапсе и, приехав оттуда, команда начала тренировки на льду.

- Довольны ли вы комплектацией клуба перед началом сезона в суперлиге?

- В команде есть новички, и многие компоненты игры, которые нам будут необходимы в чемпионате, стараемся сейчас провести через тренировочный процесс. В прошедшем сезоне чемпионат в высшей лиге закончился достаточно поздно, в связи с этим, к сожалению, мы провели селекцию лишь процентов на пятьдесят от того, что хотели.

«Оставить этих ребят без суперлиги было бы неправильно»

- То есть можно было усилиться и более основательно?

- Скажем так, у нас есть хороший средний костяк, и, наверное, не дать этим ребятам возможности сыграть в суперлиге было бы неправильно. Мы провели хороший прошлый сезон, и не было никаких оснований, чтобы менять полкоманды. Существуют наигранные связи, отлаженный коллектив, и люди, которые в него приходят, берутся для точечного усиления. Конечно, комплектование состава всегда соответствует определенным задачам. В этом отношении мы пока не можем соревноваться с «Локомотивом», СКА, «Ак Барсом» или «Салаватом Юлаевым».

- Каковы в таком случае задачи «Торпедо» на ближайший сезон?

- Вполне реально бороться за место среди шестнадцати лучших и по возможности стараться забираться выше. Как я уже говорил, мы должны идти по пути развития и прогресса.

- Как это отразится на селекции?

- Селекция не закончилась, и не будет заканчиваться в течение всего сезона.

- На кого из уже пришедших новичков будет делаться основная ставка?

- Ко всему нужно подходить профессионально. Оценивать каждого хоккеиста, как новичков, так и игроков старого состава, да и меня самого тоже, будут только очки, которые набираются в суперлиге в официальных играх. Все остальное совершенно неважно. Можно хорошо тренироваться, но плохо играть. У нас должна быть плотная зубастая команда с хорошей скамейкой. Средняя команда – это тоже очень даже неплохо. Те же финны на чемпионате мира, не имея в составе своих главных звезд из НХЛ, взяли серебро.

- То есть «Торпедо» будет в первую очередь рассчитывать на организацию игры, а не на отдельных исполнителей?

- Да. В частности, многое будет зависеть от организации игры в неравных составах и общекомандной дисциплины. В целом же, если охарактеризовать наши приобретения, то это ребята хорошего среднего возраста, которые поиграли в суперлиге – Буцаев, Добрышкин, Цулыгин, Шалдыбин, Штайгер, Шинкарь.

- Весьма любопытным выглядит приглашение молодого форварда Саюстова из второй команды Магнитогорска.

- Дмитрий Саюстов, как и питерский воспитанник Никита Выглазов, ребята молодые, и пока мне не хотелось бы давать им оценок. Я ничего не жду от новых приобретений – жду результата от всей команды.

- Благо, руководство Вам доверяет и не оказывает ненужного давления.

- Прав Вячеслав Фетисов, который в одном из своих интервью сказал, что в наше время сложно работать тренером. Выигрывать можно только с теми руководителями, которые обладают терпением. По западной системе тренер привлекается на двух-трехлетний срок, ему дают спокойно работать и прогрессировать, и обычно такие клубы добиваются результата.

«Если нет системы, не надо брать тренера»

- Это видно и на уровне сборных. Взять того же Густафссона или Вестерлунда…

- До того, как принять сборную Швеции, Густафссон на протяжении многих лет работал помощником главного тренера сборной Швейцарии Ральфа Крюгера. Ну, а Вестерлунда я хорошо знаю, именно его команде мы когда-то уступили с «Ильвесом» в борьбе за золотые медали чемпионата Финляндии. У них тогда была очень сильная команда: Рафалски, Йокинен… Факт в том, что должна быть система. Если ее нет, тогда не надо брать тренера. Должно быть ощущение реальности. В нашем чемпионате из двадцати команд десять ставят задачу попасть в тройку, а остальные десять – в восьмерку…

- Хорошо еще, что в хоккее, в отличие от футбола, нет пресловутой «зоны УЕФА»…

- Да-да, только представьте себе, как в такой ситуации работать тренеру. Тренеру обязательно надо доверять, чехарда никому не нужна. И я считаю, что нужно доверять нашим тренерам. Но не всегда российским специалистам дают такие возможности, какие, например, предоставили в этом году Барри Смиту в Санкт-Петербурге. Я не против приглашения иностранных специалистов, просто хотелось бы, чтобы у нас, русских, было больше уважения к самим себе, как в других хоккейных державах. К примеру, в НХЛ в тридцати клубах нет ни одного иностранца.

- Хотя в той же Финляндии, с которой Вы знакомы не понаслышке, ситуация несколько иная.

- Совершенно верно. Мне повезло, что в начале своей тренерской карьеры довелось работать в этой стране в течение без малого десяти лет. В том числе когда финский хоккей переживал настоящий бум и находился на самом высшем уровне – во многом благодаря приглашению иностранных специалистов. В разное время там работали мой отец, Борис Майоров, Василий Тихонов, Анатолий Богданов и я. Финны взяли все лучшее, но не изменили себе и поэтому спокойно идут дальше своим собственным путем.

- На это же время пришелся и первый и пока единственный для Финляндии титул чемпионов мира 1995 года.

- В последующие пять-шесть лет по всей стране были полные стадионы, в национальный чемпионат приезжали блестящие хоккеисты. Сейчас, правда, наблюдается обратная ситуация: игроки уезжают в Европу и НХЛ, отсюда возникла проблема со зрителями.

- Все хотят ходить на звезд?

- Так во всех странах. В России ходят, к примеру, на Сушинского, и то, что в наш чемпионат возвращаются такие игроки, как Яшин и Сапрыкин, – положительная тенденция.

«За рубежом иностранцам дают клубы без денег и игроков, а на лучшие шесть команд у них всегда есть свои тренеры»

- Главное только, чтобы без перегибов, как в тот сезон, когда в НХЛ случился локаут?

- Да. Вот тот же Сапрыкин говорит, что за океаном сейчас непростая ситуация, что наших прижимают… Вот и нужно развивать свой стиль, заимствуя лучшее из североамериканской школы хоккея. И очень хорошо, что появляются новые имена: в ЦСКА и сборной работает Слава Быков, в ХК МВД пригласили Хомутова. За рубежом иностранцам дают клубы без денег и игроков, а на лучшие шесть команд у них всегда есть свои тренеры.

- Тяжело пробиться в элиту?

- Ничего не поделаешь, это нормально. В годы моей работы «Ильвес» с двенадцатого места совершил скачок до серебряных медалей чемпионата, занял четвертое место в Евролиге. Потом пришел финн, а я снова пошел в двенадцатую команду… Такая система.

- По возвращении из Финляндии, вы продолжили карьеру в России. Оглядываясь назад, как оцените свой предыдущий российский опыт?

- В Ярославле мне было чрезвычайно интересно работать с Владимиром Вуйтеком, с которым мы провели два запоминающихся чемпионских сезона. Дальше ситуация для меня сложилась не так удачно, после чемпионского дубля было сложно возглавить команду. В «Локомотиве» и «Химике», можно сказать, я главным тренером и не работал. Просто потому, что дать настоящую оценку за столь короткий период, думаю, невозможно.

- С «Сибирью» все сложилось иначе?

- В Новосибирске мне очень понравились болельщики. Они не из тех, кто переживает за свою команду молча. Нам удалось за два года создать боеспособный коллектив. Несмотря на ограниченный бюджет, заняли нормальное для себя место. Так сложилась ситуация, что на протяжении всего сезона у нас было практически четыре пятерки и один вратарь. Приходилось играть только от обороны, хотя мне больше по душе атакующий, комбинационный хоккей.

- По стечению обстоятельств, финансовая ситуация стабилизировалась в Новосибирске уже после вашего ухода.

- Честно говоря, из «Сибири» я ушел как раз потому, что уже просто устал. Устал от перелетов, от постоянной нехватки ресурсов, от незнания того, что ждет впереди. Хорошо, что на следующий год деньги в клубе появились. Так или иначе, для меня это был очень интересный жизненный этап, о котором я вспоминаю с большой теплотой. Особенно о тех людях, с которыми мне пришлось там работать.

- Сейчас ставите для себя новые цели уже вместе с «Торпедо»?

- Причиной моего прихода в Нижний Новгород было как раз то, что хочется чего-то добиться. Хотелось бы бороться за высокие места. Так было в Финляндии, в Ярославле с Вуйтеком. Становишься старше, приходит определенный опыт, и возникает желание биться за что-то серьезное. Тем более, когда все это уже было. Можно, конечно, просто зарабатывать деньги, но должна быть и другая, дополнительная мотивация. Поэтому необходимо терпеливо, но уверенно забираться обратно наверх.

- За счет чего вам удается преодолевать профессиональные и жизненные спады?

- Надо стараться обладать не только профессионализмом, но и хорошим чувством юмора. Как говорил академик Ландау, надо жить по солнечным часам. Нельзя запираться в хоккее, в жизни еще много интересного. Любой тренер, как и любой человек, должен стремиться к самосовершенствованию.

Денис КРАСНОВ