5 мин.

Форс-минор

 

После чемпионата-95/96 Форсберг не провел от звонка до звонка ни единого энхаэловского сезона. Очередная напасть — хронические боли в паху, предположительно связанные с дефектом лодыжки, — грозит не только испоганить нынешний чемпионат, но и поставить жирный крест на всей карьере.

Есть игроки, которые, вступая в "сумеречную зону", иными словами, болтаясь между раздевалкой и лазаретом, превращаются в людей-невидимок, незаметно сходя с хоккейной авансцены. Возраст берет бразды правления карьерой. Застарелые болячки диктуют волю измученному организму. И профи тихо ковыляет на покой, оставляя после себя лишь смутную тень былой славы. Форсберг не такой.

Каждое падение шведа болью отзывается в миллионах сердец и вызывает скупую мужскую слезу у тех, кто привык видеть в Петере гения любимой игры. Его уход просто невозможно обставить без шума. Он дважды завоевывал олимпийское золото с обожаемой сборной Швеции, дважды становился чемпионом мира, дважды пил шампанское из Кубка Стэнли с "Колорадо". Кроме него только Вячеслав Фетисов и Игорь Ларионов могут похвастать таким "трипл-даблом"!

Второй триумф с "лавинами" был омрачен разрывом селезенки. Восстановление после тяжелейшей операции по ее удалению заняло весь следующий чемпионат. Однако в плей-офф-2002 нападающий чудесным образом вернулся и даже умудрился набрать 27 очков в 20 матчах, прежде чем в финале Западной конференции путь не преградил "Детройт"...

Даже в нынешнем сезоне, прихрамывая на одну ногу и остерегаясь зависшего над ним дамоклова меча паховых проблем, Петер оказался вполне боеспособен для локальных подвигов. Вспомним, ведь именно капитан "Филадельфии" вдохновил "летчиков" на первую в регулярном первенстве трехматчевую победную серию. Две встречи кряду он штамповал по три голевые передачи и был сломлен лишь в третьем поединке, с которым, собственно, и завершился марш-бросок его команды. 26 баллов по системе "гол + пас" в 29 играх — совсем неплохой показатель. Особенно если учесть, что "Флайерз" пока не побеждали без харизматичного лидера.

Что ждет Петера дальше? Поскольку его контракт с "Филадельфией" истекает 1 июля, "летчикам" необходимо либо продлить соглашение, либо попытаться обменять нападающего до 27 февраля. После этой даты трансферные сделки за океаном будут заморожены, и "Флайерз" рискуют потерять главную ударную силу задаром. Особо отметим: трейд может состояться лишь с согласия самого игрока, поскольку в его договоре есть соответствующий пункт.

"Я пришел сюда и хочу оставаться в этом клубе, — говорит Форсберг. — "Филадельфия" переживает тяжелый год, и было бы последним делом бросить идущий ко дну корабль. Психология в нашей лиге проста: если дело идет к тому, что какая-то команда не попадет в плей-офф, ее лучших штыков не мешкая пытаются растащить другие клубы. Не желаю быть обузой. К тому же нет гарантии, что мои проблемы решатся. "Филадельфия" поверила в меня, и я не могу не отплатить за это взаимностью".

Между тем, желающих переманить Петера хоть отбавляй. Здесь и "Монреаль", со свойственным ему оптимизмом видящий свет в конце длиннющего шведского тоннеля и мечтающий за счет элитного плеймейкера оживить второе звено с Самсоновым и Ковалевым. Здесь и "Атланта", и "Калгари", и "Рейнджерс", и "Торонто", плюс еще добрый десяток амбициозных команд, до поры пожелавших остаться неизвестными. Годовая зарплата в 5,75 млн. долларов не отпугивает по двум причинам. Во-первых, никто не сомневается, что Форсберг деньги отработает. Во-вторых, с учетом его плачевного физического состояния планка наверняка будет опущена.

Вдобавок, еще свежо в памяти решение "Каролины", заручившейся год назад поддержкой многоопытного Дуга Уэйта. Не станем утверждать, что ветеран в одиночку вывел "ураганов" к Кубку Стэнли, но то, что он шагал в первых рядах, не подлежит сомнению. Форсберг — проверенный кубковый боец, и его 137 очков в 139 матчах плей-офф — лучшее тому подтверждение.

Летом он планирует вернуться в Швецию и обратиться за помощью к людям, которые ему никогда не отказывали. На туринской Олимпиаде Форсберг больше, чем себе, верил главному тренеру сборной Бенгту-Оке Густафссону, доктору команды Леннарту Хувелиусу, травматологу Никласу Лантцу и специалисту по паховым проблемам Стефану Хедстрему. "Я должен заставить ее работать! Иногда мне хочется отрубить эту чертову ногу и приладить на ее место новую. Жаль, невозможно. Приходится мириться, как-то приспосабливать ее для нормального существования. Временами с лодыжкой все хорошо, и я полон надежд. Однако какие сюрпризы готовит будущее, не ясно".

Значительную часть полутора сезонов, проведенных с "Филадельфией", Форсберг травмирован. На старте прошлого чемпионата он выходил на лед в 21 матче кряду — это его самая длинная серия в стане "летчиков". В нынешнем первенстве Петер не играл больше семи встреч подряд... На словах боссы "Флайерз" хотят продлить контракт с 33-летним капитаном. Они свято верят, что будущий сезон сложится для команды не в пример нынешнему. Помочь в этом должны потенциальные новобранцы — "Филадельфия" начала охоту за Крисом Друри и Даниэлем Бриром. Однако никакие рекруты не могут сравниться с единственным и неповторимым Петером. В лиге есть только один Форсберг. 

"Мы планируем продолжать биться над проблемой Петера. Специалисты высочайшего уровня будут разрабатывать для него конструкции коньков и прочие вспомогательные приспособления до тех пор, пока сам хоккеист не придет и не скажет: "Хватит. Довольно", — заявил недавно генеральный менеджер "летчиков" Пол Холмгрен. — Он хочет чувствовать себя комфортно на льду, не желает рисковать. И мы сделаем все, чтобы Форсберг был на сто процентов уверен, мог спокойно оставлять свои сто процентов на льду".

Пока не получается. Бригады крутолобых эскулапов сменяют друг друга. Они по кусочкам, будто пазл, пытаются собрать ногу форварда. Но в самый последний момент, когда кажется, будто все получилось, Франкенштейн неловко спотыкается и падает. Падения сопровождают шведа везде. Он теряет равновесие в центре льда, за воротами, когда пытается заложить привычный крутой вираж, и даже по пути на скамью запасных. Ступня необъяснимо для ученых умов выворачивается, и скользкая стезя, которую избрал в своей жизни Петер, становится скользкой донельзя.

"Он мечтает вернуться, снова играть в НХЛ. Он не хочет завершать карьеру", — убежден партнер шведа по первому звену "Филадельфии" Симон Ганье. И как все-таки хочется, чтобы желания Петера Форсберга наконец-то совпали с его фантастическими возможностями! 

Владимир БЫЧЕК