5 мин.

Помоги прогрессу

Очень важно проводить различие между спортсменами, обладающими потенциалом, и теми, кто уже превратился в хороших игроков.

Баскетболист может добавить технически, физически и интеллектуально. Под интеллектуальным прогрессом я понимаю умение играть под давлением, во время ключевых матчей и хорошее общее понимание игры. Эти три аспекта взаимосвязаны.

К примеру, есть много молодых "больших", которые хорошо исполняют атакующие приемы. Но им не хватает физической мощи или баланса, чтобы играть так же, когда они встречаются с агрессивной, контактной защитой. Если заметен этот недостаток, можно больше сконцентрироваться на физическом развитии. Когда игрок добавляет одновременно технически и физически, это придает ему уверенности. Это помогает расти ментально, стать более стабильным.

Когда вы работаете с молодыми игроками, прежде всего нужно выработать собственный метод обучения. Думаю, это самая недооцениваемая сторона тренерской деятельности. Не важно, насколько глубоки ваши знания в баскетболе, – необходимо иметь метод обучения.

В наше время со всеми клиниками, видео и даже возможностями посещать тренировки объем знаний невероятно увеличивается по сравнению с периодом 20-25-летней давности.

Важнейшая часть разработки метода – выбор из длинного списка того, чему учить молодых игроков. Обычно тренер не может передать все знания спортсмену, поскольку это приведет подопечного в замешательство. Более того, моменты, которым ты пытаешься научить, должны быть взаимосвязаны и составлять логическую цепь. Тренер должен принимать во внимание и уровень игрока. Нельзя провоцировать ожидание огромного прогресса за короткий период времени, поскольку это разрушит ментальность игрока.

Здесь нет никакого секрета. Помогайте молодым продвигаться шаг за шагом. Убедитесь, что каждый шаг не будет ни слишком сложным (это приведет к разочарованию), ни слишком простым (это будет потерей времени). Каждый раз предлагайте слегка усложненные задачи, чтобы помочь вашим игрокам получить уверенность и набраться знаний.

В этом суть любого метода обучения. Если у вас нет такового, не помогут и самые большие в мире познания. Без метода обучения вы останетесь единственным, кому они известны.

Вообще-то нет идеального метода. Каждый старается найти собственные схемы, которые сработают для него и его команды. Однако есть две концепции, общие для любых методов: 1) идея стремления к прогрессу и 2) необходимость выбора моментов, которым стремишься научить. Один тренер может отличаться от другого давлением, с которым воздействует на игроков, и тем, как он трактует их ошибки.

Если у вас нет метода или вы изъясняетесь неясно или неуверенно, игроки потеряют веру в вас и в способность добиться чего-то вместе с вами.

Самый популярный метод называется "пробуй и ошибайся". Ты пытаешься, делаешь ошибки и учишься на ошибках. Самая важная часть этого метода – выбрать правильный уровень толерантности по отношению к ошибке. Если тренер не имеет терпимости, игроки становятся слишком осторожными и даже не совершают попыток. Если тренер не давит на игроков, процесс обучения становится тщетным. Нужно найти хороший баланс между возможностями, предоставляемыми игрокам, и уровнем терпимости к ошибкам.

Все ошибки в баскетболе можно разделить на два типа – технические и умственные. Технические легко распознать. Умственные обычно становятся следствием недостатка внимания или понимания происходящего на паркете. К сожалению, у меня очень низкий уровень терпимости к ментальным ошибкам, и иногда я понимаю, что слишком давлю на игрока. Верите или нет, я все еще стараюсь стать лучше в этой части своей работы. В любом случае, важно объяснить игрокам разницу вашего отношения к обоим типам ошибок.

В то же время, полагаю, личность спортсмена играет важную роль в процессе. Если вы – баскетболист и стараетесь добиться значительного прогресса, вам следует заставлять себя работать над исключением умственных ошибок. Разница между средним и великим игроком состоит в том, что великий игрок очень четко представляет, что такое умственная ошибка. Он работает над тем, чтобы от них избавиться.

Постарайтесь понять, какого рода ошибки вы делаете, и усердно работайте над их исправлением. Это единственный способ выйти на следующий уровень. Начните с определения ваших ошибок. Великие игроки незамедлительно осознают свои ошибки и пытаются либо избежать их, либо быстро исправить.

Чуть ли не самое большое разочарование вызывает работа с игроками, которые делают одни и те же ошибки. Это может быть вызвано двумя причинами. Либо игрок не имеет даже минимального таланта, либо, что хуже, у него нет внимания и желания совершенствоваться.

Есть два способа тренировок. Либо вы можете дать игрокам четкие инструкции, которым необходимо следовать, либо вы можете научить их понимать базовые принципы, чтобы они могли распознавать различные ситуации и действовать соответствующим образом. Хороший тренер может научить думать. Я всегда чувствовал, что хороший тренер может научить тебя, как использовать твой интеллект в баскетболе. Конечно, использовать свой интеллект гораздо сложнее, ведь это подразумевает больше ответственности.

Еще один ключевой момент. Ему я научился у Хьюби Брауна. Очень важна терминология. Если хотите чему-то научить, нужно разделять с людьми понимание используемых слов, по крайней мере, поначалу. Если вы не заботитесь, чтобы люди понимали, чем вы делитесь с ними, вы окажетесь в огромном соборе идей, и будете там в полном одиночестве. Терминология нужна, чтобы распахнуть двери собора.

Молодым игрокам обязательно нужны опытные учителя. В моей стране их обычно учат молодые тренеры – прежде всего по экономическим причинам. Чем моложе ученик, тем опытнее должен быть учитель. ЦСКА повезло, что у нас есть опытный коуч Ратко Йоксич из Сербии, который помогает нашим молодым тренерам.

Конечно, молодые тренеры дешевле, но игроки расплачиваются за их ошибки своими карьерами. Меня поставили тренировать юных ребят в 17 лет. Мне повезло, что моя карьера началась именно с этого, но, к сожалению, мои воспитанники платили за мои ошибки.

Проблема молодых тренеров обычно в том, что они еще не разработали собственный метод. У вас нет представления о том прогрессе, которого вы хотели бы помочь добиться игрокам. Вы становитесь раздражительны от чужих ошибок и находите, что собственные эмоции контролировать сложно. А это рискованно и для молодого тренера, и для игроков.

Профессия тренера заключается в постоянной эволюции. Нельзя переставать думать, как улучшать свое умение передавать информацию другим. Это существенно, если хочешь быть тренером, развивающим игроков.

Если хочешь быть тренером, который просто использует чужие способности, это совершенно другое. Ты можешь тренировать и помогать игрокам развиваться или тренировать и просто пользоваться их умениями. Все зависит от того, чем ты хочешь заниматься, от видения себя и своей роли. В конце концов, все обращается к характеру, умениям и обстановке.

Что делает великих игроков особенными? Их личность и умение играть под давлением.

Вы можете попробовать помочь игрокам развивать личности, но только если они этого желают. Если они этого не хотят, у вас ничего не получится. Роль Говорящего Сверчка, мудрого товарища, дававшего советы Пиноккио, не поможет. Не хочу быть Сверчком для игроков. В конце концов, он был убит Пиноккио (В привычном нам пересказе Алексея Толстого Сверчок обиделся и ушел, когда Буратино запустил в него молотком. – ред.).

Когда меня спрашивают о разнице между великим игроком и чемпионом, я всегда говорю: чемпион – это великий человек, являющийся великим игроком.