8 мин.

Теперь они знают о Тео

На прошедшей неделе ФИБА-Европа избрала Тео Папалукаса игроком года. Это – признание отличного сезона, проведенного им в ЦСКА и сборной Греции. Тео сделал большой шаг вперед по карьерной лестнице за последние два года. Прежде он был известен как баскетболист, который менял ритм игры, выходя со скамейки. С тех пор он потрясающе добавил в умении читать игру и контролировать ее темп. Он освоил умение действовать и медленно, и быстро. Что доказывает большое количество результативных передач, сделанных по ходу сезона.

Мы горды и счастливы, что в ЦСКА есть такой игрок. Я счастлив тренировать его и надеюсь, что он проведет еще много великих сезонов в ЦСКА.

Но эта награда также является знаком того, как смотрят на баскетбол в Европе. Тео финишировал в голосовании первым, оставив за спиной звезд НБА: Новицки, Газоля и Паркера. Думаю, на это были две причины. Во-первых, Тео обладает репутацией ярко выраженного командного игрока, что у европейских тренеров и специалистов вызывает больше почтения, чем индивидуальные показатели. При всем уважении к остальным кандидатам, Тео – живое воплощение командного баскетбола. Когда мы говорим о Новицки, мы вспоминаем очки, которые он набирает бросками с дистанции. Мы знаем о Паркере благодаря его проходам под щит после "двоечек" и о Газоле благодаря его финтам под кольцом. Когда разговор заходит о Папалукасе, на ум приходят его блестящие передачи. Он похож на двукратного MVP НБА Стива Нэша, который позволяет отмечаться результативностью одноклубникам, вовлекая и осчастливливая каждого в команде. Вторая причина – Тео добился значительного успеха не только с ЦСКА, но и со сборной Греции. Это доказывает, что результаты национальных команд по-прежнему важны для многих европейских специалистов.

Американцы относятся к баскетболу иначе. Позвольте высказать собственное мнение по этому поводу.

По-моему, европейский баскетбол – нечто среднее между студенческим американским и НБА. Здесь у нас есть профессионализм, деньги, болельщики и планы, сравнимые с НБА, но при этом наш командный стиль больше похож на показываемый в колледжах.

Главное, к чему приходится приспособиться американцам, приезжающим в Европу, это к приоритету командных целей над собственными. В НБА игроков оценивают по индивидуальному выступлению с акцентом на индивидуальную статистику. Если у тебя получилось улучшить статистику к окончанию сезона, обычно это означает, что ты получишь выгодный контракт вне зависимости от результата клуба. В Европе ты считаешься лучшим, если твоя команда побеждает. И индивидуальная статистика важна только в сочетании с итогом выступления команды.

Другой важный фактор для адаптации связан со структурой сезона. В Европе мы проводим чемпионат страны, который включает от 26 до 34 матчей, и Евролигу – еще около 20. С учетом плей-офф чемпионата, Кубка и Евролиги получается около 70 матчей. Но это разные турниры, каждый из них достаточно короток, но и очень важен. В результате каждая отдельная игра, даже выездная против несильной команды, невероятно важна, поскольку может серьезно повлиять на положение в турнирной таблице. Ни один европейский клуб не может позволить себе начинать сезон так, как "Даллас" (4 поражения подряд) или "Финикс" (4 поражения в 5 встречах) стартовали в НБА. Структура сезона требует максимальной концентрации почти в каждом поединке и, следовательно, почти на каждой тренировке. Волевые качества игрока становятся существенным фактором, если он хочет выступать в европейском топ-клубе. Большинство американцев не приспособлены к такому давлению. По крайней мере те из тех, кто могут позволить себе проиграть некоторые из 82 матчей чемпионата НБА.

Европейские правила, которые допускают большую помощь со "слабой" стороны, приводят к тому, что эффективными могут быть только игроки, понимающие концепцию игры полностью. Понимания принципов обыгрыша один на один или два на два уже недостаточно. С другой стороны, правила позволяют команде справляться с недостатком подвижности отдельно взятого игрока.

Траджан Лэнгдон – очень хороший пример. В НБА он считался нестабильным снайпером, хотя в колледже бросал отлично. В НБА защитники играют очень близко к соперникам, потому что они гораздо более атлетичны. Если ты не так быстр в момент выпускания мяча, у тебя будут большие проблемы с тем, чтобы бросать с высоким процентом точности. У Траджана отличный бросок, но он не самый быстрый парень на планете. Защита в исполнении Траджана очень хороша в смысле фундаментальных навыков и понимания ситуации, но он не обладает подвижностью, скажем, Джей.Ар. Холдена. В НБА Лэнгдона можно оставить против более быстрого соперника без возможности организовать подстраховку. А без помощи немногие игроки могут остановить оппонента. Потому в обоих смыслах – по броскам и защите – ему нужна система, которая подразумевает помощь товарищей.

Еще один момент. Траджан был капитаном сборной университета "Дьюк". Его воспитали с пониманием того, что команда важнее, чем индивидуальности, из которых она сформирована. Когда его задрафтовали "Кливленд Кавальерс", он, видимо, оказался в ситуации, где каждый бился сам за себя. Такое положение вещей не сочеталось с его ментальностью. Траджан чувствовал себя не в своей тарелке. Поэтому он решил уехать в Европу.

Все это не обязательно означает, что в колледже можно легко найти хорошего игрока. За последние 6-7 лет НБА набирала большинство сильных игроков после одного-двух курсов университета, обещая им большие деньги. Талантливые игроки сейчас редко получают дипломы об образовании. Они появляются на профессиональной сцене, будучи обученными хорошо бегать, прыгать и с базовыми основами баскетбола. У них не хватает времени, чтобы развить хорошее общее понимание игры, на что требуется 4 года в колледже. Более того, многие игроки чувствуют разочарование, если не попадают в НБА. Вам должно здорово повезти, если вы хотите найти выпускника хорошей школы с настроем, не разрушенным из-за того, что его способности оказались не востребованы НБА.

Если ваш игрок приехал в Европу "на запасной аэродром", это будет катастрофой. Ему здесь не понравится, ему придется тяжело, он будет жить мыслями об НБА. Только через год-два, когда он выбросит из головы идею возвращения в НБА, он сделает большой шаг вперед. Такие игроки принимают европейскую баскетбольную жизнь, концентрируются на ней, и это положительно влияет на их карьеру.

Большинство американских игроков даже не знают, что такое европейский баскетбол. Если вы скажете им: "Я буду играть за ЦСКА в Евролиге", - они подумают, что вы уезжаете в какую-то странную страну с низким уровнем баскетбола. Потому для многих из них оказаться 12-м в составе клуба НБА, сидеть на скамейке, размахивать полотенцем и получать большие деньги – это фантастическая карьера, которой они не знают альтернативы.

Нам в ЦСКА повезло, потому что у нас есть Траджан, Джей.Ар. и Дэвид Вантерпул, который также имел возможность поиграть в НБА. Они много времени провели в Европе, полюбили европейскую систему и не думают о возвращении за океан любой ценой. Они предпочитают быть протагонистами здесь, выступать в Евролиге перед 5-10 тысячами зрителей.

Что касается европейцев в НБА, им приходится серьезно приспосабливаться к участию в двух матчах за два дня, постоянным перелетам, обилию физического контакта, серьезной конкуренции в клубе, где никто не хочет терять место.

Я много говорил с Ману Джинобили. Он потрясающе приспособился. Ему повезло оказаться в хорошем клубе у очень хорошего тренера в очень хорошей системе, сфокусированной на людях. Не уверен, что другая команда обладала бы такой же степенью терпеливости, чтобы позволить ему играть в своем стиле. В "Сан-Антонио" изначально смотрели на Ману как на великого игрока, что позволило ему спокойно найти свое место, поскольку первый месяц в Америке выдался для него не очень удачным.

Многим европейским баскетболистам необходима система, которая бы их поддерживала. Они обладают отличными навыками и пониманием игры, но не настолько сильны физически и не так быстры в действиях один на один. Только немногие из них способны стабильно так играть – к примеру, Ману и Тони Паркер.

Правила в НБА отличаются от правил в университетском и школьном баскетболе США. Причина проста. Топ-менеджмент НБА заинтересован в поединках звезд и большом количестве красивых моментов. Этого легче достичь, когда играешь один на один или два на два и даешь звездам много свободного пространства, нежели когда позволена помощь со "слабой" стороны и уплотнение защиты. Правила приспособлены соответствующим образом. Если у вас нет пяти классных баскетболистов, вы вынуждены все время отдавать мяч в руки вашего лучшего игрока. Эта традиция пошла еще со времен противостояния Берда и Мэджика. С тех пор НБА делает акцент на суперзвездах и зарабатывает много денег на телевизионных правах, билетах, сопутствующих товарах и прочем. Это большой бизнес.

Даже в "Торонто", где есть Кальдерон, Гарбахоса и Барньяни, большинство атак заканчивается игрой Криса Боша один на один. Умение европейцев делиться мячом вряд ли изменит НБА. Руководство лиги обладает огромным влиянием на развитие баскетбола в США. Пока существуют нынешние правила, они продвигают баскетбол, совершенно отличный от европейского.

Когда меня спрашивают об игре ЦСКА против "Клипперс" во время регулярного чемпионата, я отвечаю, что все зависит от правил, а не от физической формы. Недельная разница в подготовке не так важна, когда проводишь единственный матч. Для 10 встреч, она могла бы стать заметной. Должен честно признать, что во время NBA Live Tour мы играли по большинству европейских правил. Это позволяло нам использовать нашу обычную защиту с подстраховками.

Немногие команды – "Майами", "Сан-Антонио", "Детройт", "Лейкерс", "Даллас", "Финикс" и "Юта", которые всегда проповедовали командный баскетбол, - имеют возможность выиграть титул в НБА. На таком уровне способны бороться только клубы с великими игроками, понимающими, как действовать вместе. Их отличает сочетание трех факторов – настроя руководства, клубных традиций и выбора тренера, который способен повлиять на менталитет команды. Все тренеры названных клубов подчинены некоторым принципам.

Несколько слов о международных турнирах. Верю, сборная США движется в правильном направлении. У коуча Майка Кшишевски есть под рукой генеральный менеджер национальной федерации Джерри Коланджело, известный в качестве президента и совладельца "Финикса", понимающий европейский баскетбол. Возможно, им требуется больше времени на подготовку, и одного лета было недостаточно. Дело не в том, что они не уважают оппонентов. Думаю, уважение есть, но не хватает желания лучше понять соперника.

Прежде всего, я был очень удивлен, когда тренер К несколько раз в интервью упоминал, что в Европе мы используем 30 секунд на атаку. Затем я удивился, когда он не приехал в Прагу посмотреть на "Финал четырех" Евролиги, хотя его сезон завершился за четыре недели до этого. Если бы он прилетел, он бы многое понял о манере игры европейских команд, многое понял бы о европейских игроках, особенно, о Тео Папалукасе, который "убил" сборную США в полуфинале чемпионата мира. Думаю, сейчас американцы потратят больше времени, чтобы разобраться, кто им будет противостоять.