8 мин.

Фантастическая четверка. Германия, мужчины

Франк Ульрих

Олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, четырехкратный обладатель Кубка мира. Тот, кто сделал Германию биатлонной страной. Сейчас, конечно, не верится, но когда-то и она плелась в хвосте, а первых удач немцы не знали до конца шестидесятых.

Франк родился в спортивной семье (его отец был судьей в биатлоне) и с детства воспринимал лыжи с винтовкой как единое и неделимое. Для получения статуса профи Ульриху к каждому сезону необходимо было «накручивать» не менее 6000 километров и производить в районе 10000 выстрелов. Резкий подъем с глубины Восточной Германии был обеспечен. Импровизированный инкубатор произвел на свет самую первую версию неуязвимой бундесманншафт, в лидеры которой выбрался совсем еще мальчишка Ульрих.

Его короткая карьера – сплошное сияние золотых медалей. Шесть лет подряд Франк побеждал на крупных турнирах, почти безраздельно властвовал в новом виде программы – спринте и только что учрежденном Кубке мира, плюс, само собой, превратился в незаменимую деталь немецкого эстафетного механизма. Залогом стабильности служил завидный баланс между снайперскими качествами и скоростью – для тех времен большая редкость. Франк, в отличие от главных соперников, избегал явных перекосов, почти в равной мере полагаясь и на ноги, и на глаза.

Годы доминирования выжали все соки из 26-летнего немца, и он увял так же быстро, как расцвел. На Олимпиаде в Сараево Ульрих был всего лишь «одним из», а в тридцать уже вовсю тренировал.

С 1998-го года и по сей день он отвечает за мужскую сборную Германии, периодически ввязываясь в различные интересные (в плохом смысле) истории: конфликтует с собственными подопечными, обвиняет всех подряд в применении допинга, отбивается от всех подряд, кто обвиняет его в распространении допинга. В конце предстоящего сезона обещает освободить должность и податься в функционеры.

Альтернатива: нет.

Франк-Петер Реч

Двукратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка мира. Как это часто бывает с будущими великими, Реча оценили не сразу. Тщедушный паренек на первых порах оставался в тени собственного брата Томаса, пока не перебрался под крыло к отцу, в спортшколу Dynamo Zingwald. Динамо, оно везде Динамо – здесь Реч дослужился до звания капитана и в полной мере реализовал фантастический талант.

В 19 лет Франк дебютировал на чемпионате в Антерсельве, где сначала сущие крохи уступил маститому Ульриху, а затем уже вместе с ним пока еще безуспешно гнался за советской эстафетной командой. Через два года в Рупольдинге к Речу пришла первая большая победа – в спринте он заткнул за пояс (уехав почти на минуту) главного скорохода той поры Эйрика Квальфосса. Начиная с 1986-го, во всех гонках применялся коньковый способ передвижения, и Реча было не остановить. Технарь-немец если и не был основателем нового стиля, то уж точно прослыл тем, кто первым научился извлекать из него максимальную пользу. Чемпионат мира в Лейк-Плэсиде стал его бенефисом и окончательной коронацией – великолепный Франк выбил бинго, забрав все предложенное золото.

Спустя год на церемонии открытия Олимпиады в Калгари юный скромняга Реч нес флаг ГДР. Спустя еще десять дней – уже пробовал на зуб золотые медали «индивидуалки» и спринта. Некоторые тогда приписывали Франку и его бригаде непонятные (якобы потому и приведшие к победам) манипуляции со смазкой, хотя на самом деле ему стоит приписать лишь третью золотую медаль – за смекалку. Лыжи, обработанные воском в ночь перед стартом, оказались прекрасно приспособлены к работе на разбитой, почти растаявшей канадской трассе.

Как ни жутко это звучит, после Калгари 23-летний Реч пошел на закат. Нет, он еще иногда поблескивал (матовым блеском) и даже добрался до Альбервиля-1992, однако унылое выступление во Франции сильно резануло самолюбие Франка и вынудило его завершить спортивную карьеру. С биатлоном Реч не порвал и несколько лет комментировал гонки на «Евроспорте», а ныне живет с семьей в Дрездене и занимается спортивным маркетингом.

Альтернатива: Марк Кирхнер

Трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира. В Лиллехаммере 23-летний Кирхнер радостно нес флаг немецкой сборной, не подозревая, что его (не флага, а Марка) огонек уже почти истлел. Буквально позавчера он разорвал всех на чемпионате в Лахти, вчера стал без шести секунд абсолютным чемпионом Альбервиля, только что получил от поклонников десять тысяч писем за один день – и верилось, через несколько лет не будет биатлониста, равновеликого ему… А потом Кирхнер-чемпион провалился куда-то в подпространство и дальше в поисках былой удали «пылил» призрак Марка. К 98-му это занятие утомило и его. Сейчас Кирхнер – помощник Франка Ульриха.

Рикко Гросс

Четырехкратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира. На фоне предыдущих героев выглядит Дунканом Маклаудом от биатлона. Начинал он, кстати, одновременно с ровесником Кирхнером и не сразу выказал задатки будущей легенды.

Самому молодому поколению болельщиков Гросс наверняка запомнился грузным тихоходом, «выезжающим» лишь на безупречной стрельбе (в графе «shooting» – стабильно под 90%) и осечках конкурентов. То было лишь на финише карьеры. Тогда немец действительно ощутимо замедлился и потяжелел, однако Бьорндален, Пуаре и другие, думается, до сих пор ежатся при воспоминании об изнуряющих боданиях с Гроссом. В свои лучшие периоды он отличался сочетанием типично немецкой цепкости на трассе и какого-то скандинавского хладнокровия на огневом рубеже. Прилипнуть к сопернику, вытерпеть за его спиной до заветных ковриков, а там уже с филигранным цинизмом закрыть пять из пяти – это про Рикко. Потому и побеждал он в контактных «пасьютах» чаще, чем в, казалось бы, более подходящих по формату индивидуальных гонках.

На протяжении пятнадцати лет тот эстафетный состав, в котором отсутствовал Гросс, не мог именоваться сильнейшим из возможных. Пять Олимпиад подряд – больше любого другого соотечественника – он в фирменном стиле робота, монотонно следующего заданному алгоритму, поставлял медали в копилку национальной команды. В 2003-м, на волне сверхуспешного для себя чемпионата мира Рикко не удержался от любимой забавы биатлонистов – сходить налево – в лыжи. Получилось не очень (хотя у кого, собственно, выходило «очень»?), но, видимо, немец что-то для себя почерпнул и еще через полгода неслабо пофеерил уже на домашнем первенстве в Оберхофе. Потом была последняя эстафетная победа в Турине, Гросс уже не находил в себе ресурсов к кому-то прилипать, однако неизменно штамповал четкие «нули» на стрельбах, которые оставят его одним из сильнейших снайперов в истории. Закончилось все прощальной эстафетной (какой же еще) бронзой в Антерсельве, когда-то подарившей Рикко первую медаль с чемпионатов мира.

Сейчас Гросс живет с большой семьей в Рупольдинге и работает комментатором на канале ARD.

Альтернатива: Франк Люк

Двукратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира. Порой на его подвиги с винтовкой, разинув рот, смотрел даже Гросс. Многие конкуренты улепетывали от Люка на дистанции, и любого из них он мог распотрошить при очной ставке на стрельбище. Начинал Франк по примеру отца и деда с гладких лыж, но вскоре переметнулся в более захватывающий и разносторонний (по его мнению) вид. Десять из тринадцати своих больших побед Люку суждено было разделить с командой и смиренно принять ярлык «гонщика для эстафет». Хотя угнетает его другое. В недавнем интервью Франк признался, что до сих пор сокрушается по поводу глупой болезни, не позволившей ему попасть на Олимпиаду в Альбервиле. Факт приема допинга в конце восьмидесятых нынешнего комментатора «Евроспорта» не тяготит.

Свен Фишер

Четырехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, двукратный обладатель Кубка мира. Третье орудие беспощадной немецкой батареи «Гросс-Люк-Фишер». Третье, но не третьестепенное. В отличие от своих великих партнеров, Фишер – скоростник. Стрелял он вполне пристойно, но не «ах», до поры оставаясь лишь добротным эстафетчиком из серии «этот не подведет».

Начинал Свен даже не лыжником – легкоатлетом, а после перехода в биатлон, будучи еще тинейджером, с ужасом обнаружил свои колени «вылетевшими». Это сейчас Фишер отшучивается, что в юности слишком быстро вытянулся вверх, к чему суставы оказались не готовы, а тогда пришлось всерьез задуматься об уходе из спорта, по сути, даже не придя в него.

Обошлось. Фишер после операции и сезона простоя, вопреки собственным ожиданиям, резко набрал скорость и уже не сбросил до конца карьеры. Карьеры, кстати, далеко не гладкой и безоблачной – разные неприятности преследовали его многие годы. Весной 1992-го еще мало кому известный Свен на пару со своим другом и будущим зятем Франком Люком (тот женился на Андрее Фишер) попал в автокатастрофу, но обошлось и на этот раз.

С середины девяностых Фишер начал периодически сваливаться с гриппом, сказывается его фишка – в любую погоду бегать без шапочки и перчаток. Через несколько лет болезнь будет стоить немцу победы в Кубке мира. В настоящую передрягу Свен вляпался перед сезоном-97/98, когда всплыли древние документы бундесвера, формально порочащие биатлониста. И вновь обошлось – Фишер извинился выступлением в Нагано, после чего дело замяли.

К тому времени на его счету уже была тонна командных наград, однако настоящий спортивный расцвет пришел лишь на стыке веков. Свен наконец-то превратился в самостоятельную единицу и стал добирать личные медали, упущенные в молодости. Чемпионат мира в Контиолахти, из-за страшных морозов частично перевезенный в Холменколлен, одарил Фишера двумя победами и закрепил за немцем статус гонщика топ-уровня, а спринтерская победа в Турине окончательно ввела в сонм великих.

После сезона-06/07 Свен завершил выступления и сейчас комментирует биатлон на немецком телеканале ZDF.

Альтернатива: Михаэль Грайс

Трехкратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, обладатель Кубка мира. Продолжатель национальной биатлонной моды раскрываться под тридцать. До Турина-2006 в лучшем случае относился к середнякам, а в худшем – вообще символизировал смутное будущее бундесманншафт. Звезды внезапно сошлись на Олимпиаде – интеллигентный, начитанный электрик из Германии попал в цель (во всех смыслах) и разом «вписался» в новые звезды. Непривычное реноме удалось подтвердить следующим сезоном, когда Михи неплохо покуролесил на чемпионате в Антерсельве и выиграл общий кубковый зачет. С тех пор лидер немецкой сборной ослабил хватку, но перед любым турниром не покидает ощущение, что Грайс все-таки поднатужится и опять что-то выдаст.