13 мин.

«Кризис ударил по всем, но до закрытия клубов дело не дойдет»

1. Существует ли опасность, что в футболе начнет происходить то же самое, что и в баскетболе? У республик, краев и областей может не хватить денег на содержание профессиональных команд, а жители могут протестовать против того, чтобы содержать затратную футбольную команду.

2. Какие меры должна предпринимать РФПЛ, чтобы этого избежать?

3. Поможет ли мера с введением потолка зарплат?

4. Каковы главные условия для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность чемпионата?

5. Как защитить права футболиста в условиях кризиса (задержки по зарплате, сокращения, невыплаты премиальных)?

6. Сделайте прогноз на развитие ситуации в российском футболе.

Юрий Белоус, экс-президент «Москвы»

1. Жители могут протестовать в любом случае – будут выделяться деньги из бюджета на команду или нет. Но, слава богу, насколько я знаю, зарплату сейчас вовремя получают – в том числе и в регионах. А в футболе происходит то же самое, что и в других видах спорта, в баскетболе, например. Мы знаем, какая ситуация в «Томи», в Самаре сейчас тоже не очень-то разгуляешься. Что уж говорить о командах первой и второй лиг. Кризис поджимает.

2. Есть гарантии перед заявкой в ПФЛ и РФПЛ. В данной ситуации по шаблону пошли с тем же Томском. Насколько я знаю, областной бюджет выполняет свои обязательства по бюджету. Другое дело, что не удалось привлечь спонсора. «Томскнефть» в этом не заинтересована, в связи со сменой руководства там иные взгляды на развитие местного футбола.

Думаю, что гонка бюджетов заканчивается. Когда я пришел в футбол, мы в 2003 году верстали бюджет на 8 миллионов долларов. Сегодня эти цифры выросли в разы, если не на порядок. С одной стороны, нам удается перехватывать мастеров, а с другой... Тем командам, которые сумели вложить деньги в инфраструктуру, в детский футбол, детских тренеров, будет проще выйти из этой ситуации. Тем, кто занимался футболистами с дорогостоящими контрактами, будет сложнее.

3. Это нереально. Я помню, мы обсуждали эту идею, когда еще Алешин руководил «Торпедо», а Заварзин – «Динамо». На сегодняшний день это нереально по целому ряду причин. Одна из которых – бюджеты и контракты закрыты, и их проблематично отследить. А раз нет контроля, то это бесполезное занятие.

4. Футбол – это зеркальное отображение общества, в том числе его экономических и социальных проблем. Поэтому невозможно создать государство в государстве, чтобы на него не влияли кризисные явления.

5. В футболе выработан механизм по защите прав футболистов – Палата по разрешению споров. Во-первых, команда обязана заплатить вплоть до лишения профессионального статуса. С нее и очки могут быть сняты, есть и другие санкции.

6. Прогноз один – команды будут жить теперь по средствам. Будут заключать не многомиллионные контракты, а те, которые соответствуют их возможностям. Ну и, безусловно, будет продолжаться расслоение клубов. Некоторые команды не будут зависеть от этой экономической ситуации, например, «Зенит»: для такого гиганта, как «Газпром», эти потери будут не очень чувствительными. Но, как мы видим сегодня из турнирной таблицы, деньги влияют на футбол, но в него не играют. Поэтому футбол настолько и любим.

Александр Панов, бывший нападающий «Зенита» и сборной России

1. Такой вариант возможен. Особенно учитывая те деньги, которые крутятся в футболе. Есть ситуация с «Сатурном» и «Химками»: две команды в области, и никак не могут разобраться, какую из них содержать. В итоге оба клуба находятся в критическом состоянии, и неизвестно, как все дальше сложится.

2-3. Мне кажется, должен быть введен какой-то лимит по зарплатам, трансферам. Все-таки мы не «Реал», у которого огромные доходы и который может себе позволить тратить деньги. В России большинство клубов достаточно небогатые. Да, есть ЦСКА, «Спартак» – но они же вдвоем не будут играть в премьер-лиге, верно? Я считаю, что на сегодняшний день заработки футболистов в нашей стране не соответствуют действительности. Нужно вводить лимит по зарплатам для определенных категорий футболистов. Иначе получается, что обычные футболисты зарабатывают столько, словно они звезды. Это достаточно серьезный вопрос, нужно придумать эффективный механизм контроля, раскрыть зарплаты так, чтобы никто не обижался.

В какой-то степени понимаю теперь Алешина, с которым я работал в «Торпедо». В то время, когда вроде бы все было благополучно и у всех были деньги, у «Торпедо» финансов было не так много. И там был определенный лимит для любого футболиста. Мы играли, стабильно получали деньги, это тоже было важно. Руководители клуба считали деньги, а не разбрасывались миллионами, не зная, что с ними делать. Человек не может, чуть-чуть сверкнув, получать полмиллиона. Извините, это огромные деньги, нужно пахать, чтобы их зарабатывать. Если бы у нас был лимит, условно говоря, для футболистов с 18 до 23 лет в 200 тысяч плюс определенные бонусы – неважно, звезда ты или не звезда, – а также для других категорий игроков, тогда был бы толк. А когда мы зовем футболиста в 30 лет и платим ему 10 миллионов – ну, извините.

Нужно больше заниматься детскими школами, выращивать своих футболистов, все-таки в чемпионате России должны играть россияне. А легионеры должны быть, как в Англии – очень высокого уровня. Тогда есть смысл приглашать иностранцев, чтобы наши клубы росли. Среди тренеров, в том числе и детских, тоже должно быть больше практиков, чем теоретиков. А у нас пока больше последних.

4. Вообще нужно повнимательнее присмотреться к РФПЛ, что за люди там работают. Очень много вопросов возникает. Конечно, лига должна быть достаточно богатой, чтобы решать возникающие проблемы.

5. У клубов нет денег, взять их негде. В данный момент задолженности по зарплатам – это нормальное явление. Потому что это огромные суммы: одно дело найти каждому 100 тысяч рублей, другое – заплатить по контрактам. У «Томи» задолженность 200 миллионов рублей – где в кризис можно найти такие деньги? Единственное, что могут футболисты – подать в Палату по разрешению споров. Клуб обяжут выплатить долги. Но так как у него денег нет, то сделать он этого не может. Поэтому футболист имеет право покинуть команду в статусе свободного агента. Это единственное, что он может. Если ему удастся устроиться в другую команду, у которой есть деньги, то у него есть шанс компенсировать свои потери.

Футболисты плачутся, но не могли же они потратить все деньги, заработанные до кризиса? Кто-то покупает дорогие машины, квартиры. Кто-то вкладывает в землю, кто-то отдает деньги в банк. У всех футболистов деньги во что-то вложены. Сейчас игроки жалуются, что им не платят деньги, потому что ущемляются их интересы, все-таки они ходят на тренировки, работают каждый день. Хотя некоторые, конечно, не зарабатывают огромных денег, им, может быть, тяжелее, чем остальным.

Трудно что-то советовать. Я, например, вложил деньги в землю, в недвижимость. У меня вроде все нормально.

6. Расслоение на богатых и бедных среди клубов, безусловно, продолжится. Но одни без других не могут существовать. Иначе будет, как в Швейцарии: семь команд играют в пять кругов. Но тут такой момент: если команда хочет играть в премьер-лиге, то она должна быть финансово обеспечена. Каждый живет по своему карману. Если я хочу пойти в ресторан и у меня есть деньги, я иду, а если денег нет, то я хожу в столовую и ем, что придется. Так же и в футболе.

Максим Мотин, директор по развитию ФК «Москва»

1. Тут нет единого ответа, надо рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Вообще, я не считаю, что все разваливается.

2. РФПЛ – это общественная организация. Совет президентов, которые принимают все решения сообща. Не думаю, что лига что-то должна делать. Просто некоторые клубы жили не по средствам, вот у них и возникли проблемы. У любой организации, которая живет по средствам, все нормально.

3. Думаю, о введении потолка зарплат можно будет говорить тогда, когда все доходы и расходы клубов станут прозрачными. А сейчас – ну, введут этот потолок зарплат, но он не будет мешать установить, например, бонусы за проведенный матч для каждого игрока. Поэтому не думаю, что на данном этапе его введение можно осуществить, хотя, возможно, в этом и есть здравый смысл. Но реализация такой идеи вызывает сомнения.

4. Футбол – это часть общественной жизни. Когда в стране в целом все будет нормально, тогда все нормально будет и с футболом. Трудности ведь сейчас есть не только в спорте, но и во всех других областях жизни. Естественно, что футбол эти трудности тоже затрагивают.

5. Футболисты во всей этой ситуации – самые счастливые люди. Они защищены контрактами, и, если клуб не платит им зарплату в течение трех месяцев, они вправе обратиться в КДК, разорвать контракт и в качестве свободных агентов получить гораздо больше. Футболистам сейчас точно не стоит волноваться. Тем более хорошим футболистам.

6. Прогноз я дать не могу. Ситуация в спорте зависит от экономического положения страны в целом. Как можно давать прогноз, если мы не знаем, что в целом будет с экономикой страны? Если все будет хорошо и все будет налаживаться – тогда все наладится и в спорте.

Дмитрий Сенников, защитник «Локомотива»

1. Не знаю, может ли случиться такое, как с баскетбольным женским ЦСКА с кем-то из российских футбольных клубов, но в регионах уже начались проблемы. Уже известно о том, что дела идут плохо у «Томи», у «Крыльев Советов» не все гладко. Никто не гарантирует, что этого не случится с другими командами. Да, конечно, болельщики могут проводить акции в поддержку любимой команды, как сделали это в Томске, оказать какую-то минимальную помощь клубу. Вряд ли это решит проблему, но такая поддержка всегда приятна.

2. РФПЛ должна защищать и клубы, и игроков, поэтому сложно сказать какие меры ее руководство может принять в этой ситуации. Ввести потолок зарплат или какие-то административные меры принять, наверное. В любом случае это будет нелегко

3. Потолок зарплат надо было вводить раньше. Сейчас это сделать будет куда сложнее. Если прибегнуть к этой мере в текущем режиме, то как быть с действующими контрактами? Никто ведь не откажется от условий, означенных в уже заключенном соглашении.

5. Если клуб окончательно не развалится, то игрок сможет взыскать долг по зарплате через КДК или через УЕФА, и ему выдадут невыплаченные деньги. Всегда можно подать петицию в вышестоящую инстанцию, опять же только в случае, если клуб не прекратил свое существование.

6. Никто не знает, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, но из-за того, что клубы не могут позволить чрезмерные траты на трансферы, чемпионат стал более ровным по уровню игры. В этом сезоне было уже много матчей с непредсказуемым результатом. Мне кажется, будут и еще.

Дмитрий Сергеев, вице-президент по маркетингу «Торпедо-ЗИЛ»

1. Могу говорить о втором дивизионе вполне определенно. Такая угроза висит над некоторыми командами нашего турнира. Я уже слышал о проблемах, который испытывают ряд команд. Уже появилась информация о том, что кому-то не платят денег по три месяца или игрокам не были выплачены премиальные. Так что случиться может все.

Болельщики уже обращаются к региональным властям, выходят на улицы и требуют помочь клубу в сложившейся ситуации. Только об этом относительно низших дивизионов мало говорится и пишется. На слуху и на виду только ситуация с митингом болельщиков «Томи».

2. РФПЛ, как и РФС, может только воздействовать на региональные власти, чтобы те увеличили или дали субсидии на клуб, выделили дополнительное финансирование. Но ведь кризис не только футбола касается, поэтому все это весьма затруднительно. Скорее, эти организации будут лишь отслеживать ситуацию, фиксировать нарушения с невыплатой зарплат, например. Вряд ли они в состоянии реально повлиять на ситуацию, если кто-то окажется в критическом положении.

3. Введение полтолка зарплат у нас в России считаю бессмысленным. Пусть сначала эту идею воплотят в жизнь в Европе, а потом уж, если у них получится, быть может, и мы сможем ею воспользоваться. На данный момент это ни к чему хорошему не приведет.

4. Чтобы обеспечить хоть какую-то стабильность в чемпионате, нужно чтобы клубы могли рассчитывать на своих воспитанников. В таком случае не придется тратиться на завышенные зарплаты для легионеров, не говоря уже о трансферах. Когда есть свои, доморощенные игроки, всегда можно усилить состав за счет них. Тогда будет возможность хоть как-то минимизировать расходы клуба.

5. Футболист может пожаловаться в профсоюз футболистов, возглавляемый Владимиром Леонченко или подать заявление в КДК. Сейчас уже некоторые игроки подают иски, но вряд ли это действенная мера. Тут остается ждать и верить, что суд примет решение в пользу игрока. А если у клуба все равно нет денег? Ничего тут толком не сделаешь.

6. Проблемы во втором дивизионе могу возникнуть уже сейчас. Бюджет нашей команды был утвержден задолго до начала самой активной фазы кризиса, поэтому мы не слишком пострадали, но ведь есть команды, которые находятся совсем в другой ситуации. Если региональные власти не помогут, если нет своих воспитанников, нет возможности усилить команду, если клуб не имеет никакого дополнительного финансирования, удержаться таким командам на плаву будет очень не просто.

Сергей Прядкин, президент РФПЛ

1. У нас пока команды не закрывались из-за кризиса, в отличие от других видов спорта. Кризис ударил по всем, у ряда команд премьер-лиги есть, безусловно, сложности. Но до закрытия клубов дело, думаю, не дойдет. Не в обиду другим видам спорта, все же футбол – это спорт номер один. Те партнеры, которые есть у наших клубов, – достаточно солидные, они твердо стоят на ногах, и все свои обязательства выполняют. Не могу сказать, что положение прекрасное, всем известно о сложном финансовом положении «Томи», есть ряд клубов – не хочу их называть – которые ранее декларировали хорошее финансовое положение.

2. Мы делаем все, что можем, прикладываем усилия для выхода из этой ситуации. Организовали ряд встреч руководства клубов с потенциальными спонсорами, встречались и с игроками. Все свои коммерческие обязательства перед командами мы выполняем. Пусть это не заоблачные суммы, но это подспорье для клубов. Стараемся привлекать административный ресурс в лице президента РФС, членов исполкома, чтобы найти новых партнеров.

3. Думаю, сейчас это нереально. Мы как-то рассматривали этот вопрос на заседании премьер-лиги. Это касается финансовой ситуации в ряде клубов. У нас есть несколько команд, которые чувствуют себя достаточно стабильно в финансовом плане. Они не пойдут на сокращение зарплат в соответствии с нормами тех клубов, у которых финансовое положение шаткое. Свобода есть свобода. Но, может, в итоге мы к этому вопросу вернемся рано или поздно. Но не сейчас и не в следующем году. А обсуждать ситуацию с урезанием зарплат, возможно, и надо.

4. Когда меня выбрали президентом РФПЛ, передо мной была задача – увеличивать доходы лиги с каждым годом. За счет создания красочного продукта, чтобы он был всем доступен, чтобы люди шли на футбол, за счет увеличения количества трансляций и так далее. Это были задачи на начальном этапе. Но ударил кризис. С нашими основными спонсорами заключены контракты на два года, до 2010-го. То, что мы смогли увеличить доходы лиги с 37 до 50 миллионов долларов, – это тот потенциал, от которого мы сможем оттолкнуться. О стабильности сейчас, наверное, никто не скажет, это ведь зависит не только от состояния нашего финансового рынка, но и мирового. Все взаимосвязано. Если рынок стабилизируется, безусловно, появятся дополнительные варианты, будем привлекать новых партнеров, рекламодателей.

5. Для этого есть определенные органы. Есть определенные правовые нормы – футбольные, гражданские. Если кто-то не выполняет обязательства, есть Палата по разрешению споров, апелляционные инстанции, Комитет по статусу – все эти органы у нас работают, тут нет никаких проблем.

6. Надеюсь, пройдем 2009 и 2010 годы на том уровне, на котором мы закрепились. Общее собрание премьер-лиги одобрило направление и те проекты, которые у нас есть. Я оптимистично смотрю в будущее. Может быть, это звучит наивно, но я так не считаю, у меня богатый опыт работы в разных структурах. Мы постараемся сделать все для того, чтобы чемпионат стабильно закончился, без каких-либо эксцессов, чтобы никто не снимался досрочно.