1 мин.

Крах паутины. Почему «Спартак» не выиграл у «Кубани»

Вначале был Лагойда

Найти в этом матче любую иную подоплеку, кроме той, что ограничена узкими рамками календарного тура, и набить ему цену дороже, чем 3 очка, не получится. Потому что настоящего соперничества между «Спартаком» и «Кубанью» не было и нет. Ни разу они не спорили друг с другом за медаль – более того, ни разу и не встречались в играх, где итогом была бы награда (для москвичей, естественно; кубанцы к таким высотам еще не подбирались) или утрата шансов на нее. Нет в их противостоянии и малейшего намека на принципиальность. Футболистов они друг у друга не крали, турнирных подножек не ставили, с помощью судейства не обманывали – в общем, не пересекались никак, чтобы насолить и потом носиться с вендеттой. Можно, конечно, присочинить, что «Спартак» проиграл в Краснодаре и в девятом году, и в десятом – но, знаете ли, «Спартак» много кому проигрывал в своей жизни два года подряд, он уже достаточно взрослый мальчик, чтобы спокойно переносить такие неприятности и не портить нервы реваншизмом.

А раз так, то вряд ли кто-то, кроме персональных болельщиков «Кубани» и «Спартака» сможет с ходу вспомнить хотя бы пять их прошлых встреч. В моей памяти нашлось всего три. В одной из них хет-трик сделал Павлюченко, и я, честно говоря, не пойму, с чего вдруг мне это запомнилось. Другой – «тот самый», весной девятого года, когда Краснодар тренировал Сергей Иванович Босс, а Москву – Микаэль Финнович Лаудруп, когда за несколько минут всех покорил вышедший на замену Касаев, а единственный гол забил кубанец Траоре, но не Ласина. И третий – он же первый, благодаря чему я узнал, что на свете есть команда «Кубань» (о «Спартаке» мне кое-что уже было известно). Случилось это осенью 80-го, точно помню, что игра вышла увлекательной, потому что дед, на которого футбол, в отличие от хоккея, часто нагонял тоску и зевоту, досидел у экрана до последней минуты, и что чаще всех звучали фамилии Семин, Хидиятуллин, Дасаев, Плошник и Лагойда. Пестрые детские впечатления, мифические, словно герои былин и сказок, имена.

Интересное в этом противостоянии – не очки-голы-секунды, и уж тем более не отголоски прошлых дней, а то, что обе команды – растущие организмы. «Спартак», правда, уже много лет в этом растительном процессе, развивается он неравномерно и, есть ощущение, бессистемно, из-за чего выглядит взрослым ребенком, в чем-то мудрым и умелым, но в основном инфантильным и смешным. «Кубань» пошла вширь и ввысь вскоре после того как наняла Дана Петреску, и пока никто не смог усмотреть между этими двумя фактами всего лишь забавное хронологическое совпадение, а не прямую связь и зависимость. Недавно оба клуба поменяли тренеров и выбором кандидатур подчеркнули, что будут и дальше следовать курсом роста: Унаи Эмери и Юрий Красножан – известные в профессиональных кругах воспитатели молодых коллективов. Было любопытно увидеть их напротив и определить, чему они учат и чему учатся.

Сколько у нас мушкетов? Одиннадцать!

Два месяца жизни в России научили Эмери не выделываться и быть проще. Не в человеческом плане, нет. В футбольном. Перед сезоном его команда репетировала совсем не то, во что играет сейчас. В июле спартаковцы пытались подражать испанцам: все эти знакомые скопления игроков, последовательно перемещающие мяч до чужих ворот витиеватыми треугольниками и квадратами, все эти предложения-отскоки, забегания, «стенки». Потом стряслась серия неудач, Эмери понял, что в его распоряжении в основном штыки да мушкеты – и все переделал. Треугольников на поле больше нет, футболисты раздвинулись по периметру и режут воздух длинными передачами. Получается, между прочим, намного лучше. Пример? Да вот хотя бы первый гол «Спартака», фундамент для которого соорудили перевод мяча с фланга в центр от Кирилла Комбарова и обостряющая диагональ от Дзюбы. Да вот хотя бы и второй.

За работой Красножана, честно признаюсь, не следил совсем. Не видел прежде ни одной игры краснодарцев под его управлением. По сегодняшней показалось, что «Кубань» румына чуть больше дорожила мячом и старалась контролировать его… ну, не то чтобы до верного, но хорошенько, а Красножан требует очень быстро доставлять мяч к чужим воротам и не менее быстро завершать эпизоды. Но это вполне мог быть план на одну-единственную игру со «Спартаком», да и нельзя сказать, что при Петреску южане выходили из обороны, жонглируя. В общем, отмечу лишь, что эта «Кубань» создана Даном, а Юрий старается на свой лад улучшить сделанное до него. Ничего более толкового, ненадуманного и обдуманного, у меня в голове нет.

Разве только наблюдение, что сегодня встречались очень похожие команды и в какой-то степени даже равные – стилистически, тактически (вплоть до расстановок) и опционально. В «Спартаке», несомненно, собраны более сильные футболисты, но игра у «Кубани» поставлена лучше. Точнее, она лучше понимает, что ей нужно делать в той или иной ситуации, тогда как спартаковцы – не все, но многие – порой путаются и теряются. Особенно Ромуло, Кариока и Билялетдинов, у которых через раз выходит невпопад. А побеждать, когда центральные хавбеки разбрасываются мячами и не могут правильно открыться, знаете ли, трудно.

Закажи Бальде службу, чтоб стало ему невмочь

За яркий и зрелищный матч, устроенный сегодня соперниками, нужно искренне поблагодарить, в первую очередь, защитников. И спартаковские, и кубанские одинаково зевали нападающих, не успевали за ходом атак и нередко заслуживали того, чтобы их имена вычеркнули из протокола, а их души прибавили к 40-тысячной сумме зрителей. За 90 минут 31 удар по воротам – нормальная статистика для большого футбола, но в нашей премьер-лиге это редкое событие.

Ошибались, впрочем, не только две обороны. Нападающие тоже хороши. Один только Бальде упустил возможность навсегда войти в клубную историю, как автор хет-трика «Спартаку». Причем не забитый пенальти был для незадачливого сенегальца далеко не самым верным шансом. Ровно с того же места, но после удобной передачи сбоку (что сложнее для вратаря, чем реагировать на неподвижно стоящий на «точке» мяч) Бальде неуклюже пробил над воротами. Во втором тайме он мог отличиться в трех атаках подряд, и каждый раз обязательно делал что-нибудь не то: жадничал, падал, мазал. Одно успокаивает: показатели ТТД у него наверняка будут симпатичные. Единоборства выигрывал, передачи отдавал, бегал, прыгал, скакал. Все как надо.

У «Спартака» противоречивую игру – точнее, пол-игры – провел Дзюба. Он яростно сражался за мяч, он отдал искусную передачу на Ари, отскок от которого при участии Макгиди самовольно превратился в голевой пас. Но сам Артем был далек до того, чтобы испачкать сетку за спиной Беленова, а еще он часто падал на ровном месте, и именно с его падения и, стало быть, «обреза», началась первая голевая атака хозяев.

Комбаровский край

Создав немало опасных эпизодов у ворот Диканя, забила «Кубань» классными ударами издалека. Фидлер придал мячу затейливую траекторию спонтанно – времени выцеливать девятку у него не было, он и бил-то второпях, стараясь успеть до столкновения с соперником. Но так как удар у парня поставлен, гол нужно считать исполненным, а не удавшимся. Не умеющий бить – так не попадет. Зато Озбилиз злонамеренно метил в голову паука и пытался испортить его паутину, что есть мастерство. Даром, что ничем иным (главное, впрочем, что ничем дурным) он не запомнился.

Самым примечательным свойством второго спартаковского гола было вовсе не действие Эменике – вполне себе привычное, для него даже и рутинное. А Дмитрий Комбаров, сместившийся в тот миг на позицию центрального полузащитника и мягким забросом отправивший нигерийца забивать. Прошлой осенью Валерий Карпин несколько раз пробовал брата Дмитрия на этой позиции, потом вернул его на фланг, в опорный край спартаковской державы, но опыт был удачным, и навыки игры на этой позиции Комбаров получил. Может быть, из этого мимолетного смещения родится какой-нибудь новый тактический маневр?

Вслед за этим голом «Спартак» должен был, обязан был довершить дело. Мяч на несколько минут был заперт в штрафную «Кубани», попытки занести его за линию предпринимали едва ли не все москвичи из числа атакующих. Самый верный момент упустил Ари. После красивой несколькоходовки и скидки Эменике бразилец с лейкопластырем на голове, сверху очень напоминавшим кипу, целил в угол, готовился радоваться, но не учел Беленова.

Автор – редактор журнала PROспорт