5 мин.

Верность и порок. Почему Лука Модрич не предатель?

Несколько часов назад Лука Модрич был официально представлен в качестве игрока мадридского «Реала». Хорватский разыгрывающий больше года пытался уйти из «Тоттенхэма», чем настроил против себя многих болельщиков «шпор», а также тысячи людей, лайкающих в фейсбуке страничку «Against modern football» и свято уверенных, что тридцатимиллионные трансферы и двухсоттысячные зарплаты развратили футбол.

Де Росси – совсем другое дело. На днях лидер «Ромы» заявил, что остается в команде, несмотря на сказочное предложение «Манчестер Сити». За его пресс-конференцией следило пол-Рима и кажется, что он просто не мог поступить по-другому: воспитанник клуба, тот, кого называют Capitan Futuro, Даниэле – футболист, чье значение для «Ромы» не измеришь ни в фунтах, ни в евро. Стоило ему объявить о своем решении, как его тут же начали ставить всем в пример: смотрите, смотрите, какой прекрасный человек. Не за деньги играет. Не то что некоторые.

Может быть, я просто слишком молод. Я начал следить за футболом в 1997-м, спустя несколько лет после того, как в Англии образовалась премьер-лига. Роналдо только что сменил команду в третий раз за три сезона, Кристиан Вьери – в шестой раз за шесть. В общем, к моменту, когда я начал отличать «Манчестер Юнайтед» от «Манчестер Сити», футбол уже совершенно точно превратился в большой котел, в котором перемешались спортивная и бизнес-составляющие.

Наверное, поэтому я считаю, что преданность одному клубу – явление несколько переоцененное.

Мальдини и «Милан», Гиггз и «Манчестер Юнайтед», Хавьер Дзанетти и «Интернационале» – все это истории взаимной признательности. Если б Мальдини в 36 не тянул уровень финала Лиги чемпионов, Гиггз в 37 не забивал в важнейших матчах, а Дзанетти (пришедший в «Интер» из «Банфилда», но это было так давно, что уже не считается) в 38 не играл в каждом туре без замен, разве эти союзы могли быть столь же прочны? Если б им самим не было уютно в своих командах, разве они соглашались бы каждые два года подписывать новый контракт? Если б они не были великими игроками, разве болельщики дорожили бы их постоянным присутствием? Легенды о «Неприкасаемых» – это ведь не только про триумф преданности и то, как добро победило зло и бабло. Это еще и про то, как человек оказался там, где всегда можно расти и развиваться, про то, как он нашел команду, в которой он всегда счастлив и мотивирован, про то, как ему повезло в 17 лет попасть туда, где хочется провести всю свою спортивную жизнь.

Не каждому так везет. Представьте себе игрока X, который выступает за клуб Y, расположенный в его родном городе. Он шел к основе через академию и резервные команды клуба Y. Он счастлив и доволен собой и своим положением. Раз в месяц он заходит в паб поболтать с болельщиками. Его дети ходят в лучшую школу города и учатся на одни пятерки. А затем в клуб Y приходит новый тренер, который сразу же говорит, что хочет встряхнуть состав. Прости, дружище, но нам придется тебя продать. Но ты не унывай, в деньгах на новом месте точно не потеряешь. Разве такое не происходит сплошь и рядом? Как точно подметил обозреватель газеты The National, десятки игроков охотно согласились бы провести 20 лет в одной команде, превратиться в клубную легенду, стать тем, кому никогда не придется говорить семье: «Собирайтесь. Меня только что продали в «Сандерленд». Просто у них никогда не будет такого шанса.

Что до трофеев, то настоящему болельщику, конечно, хочется видеть, как его команда побеждает. Но он рано или поздно понимает, что он ввязался в это дело не ради одних лишь побед – иначе он не болельщик, а глорихантер. Талантливый футболист так думать не может. Желание побеждать, жажда славы – мощнейшие мотивационные факторы, дающие силы плыть против течения, помогающие восстановиться после самой тяжелой травмы, пережить самый глубокий спад. Без желания побеждать невозможно стать великим игроком. Без желания побеждать невозможно стать мастером больших матчей. Без желания побеждать не стать тем, о чьем уходе будут сожалеть. Если бы Лука Модрич не мечтал о больших победах, он, возможно, и до «Тоттенхэма» бы не добрался – остался б в загребском «Динамо», где его превозносили. Красивая синяя форма, титулы чемпиона Хорватии, Бог, а после Бога сразу он.

Желание побеждать определяет любого великого игрока, но, к сожалению, так редко сочетается с приземленностью и готовностью отдать лучшие годы клубу, амбиции которого сильно скромнее его собственных. Тот, кто хочет быть номером один, тот, кому хватает духу преодолеть все трудности, тот, кто ломает обстоятельства силой воли, тому естественно в самые важные моменты ставить свои интересы выше интересов других людей – даже если эти люди поддерживали его последние несколько лет. Та самая энергия, что заставляет гоняться за безнадежными передачами и вдохновляет последним уходить с каждой тренировки, она же будет сжигать вашего любимого футболиста изнутри, когда он почувствует, что перерос уровень своей нынешней команды. Конечно, нет ничего, чем реализовать мечту выиграть что-то для родного клуба. Как говорил Франческо Тотти, один титул с «Ромой» важнее, чем десять с «Ювентусом» или «Реалом». Но у некоторых ведь и одного титула нет. Тотти свой выиграл. В 25 лет.

Клубу, к тому же, гораздо проще занять позицию пострадавшего – от скупости игрока или алчности его агента. У клуба всегда больше опций взаимодействия со СМИ и возможностей влиять на общественное мнение. В клубе всегда есть человек, который найдет нужные слова, оказавшись перед микрофонами. Мы редко знаем, какие обещания руководство давало тому или иному футболисту. Мы не всегда в курсе, что там прописано в контракте мелким шрифтом. Но стоит игроку только намекнуть, что он несчастлив, публика тут же обращается против него – и тут надо быть оратором демосфеновских масштабов, чтобы развернуть ситуацию в свою пользу.

Ни в коем случае не хочу сказать, что фанаты не имеют права выражать свое недовольство – особенно в тех странах, где клубы живут за их счет. Не отрицаю, что время от времени игроки действительно поступают по-свински. Точно не имею в виду, что к футболу надо стараться подходить с максимальной объективностью, отринув всяческие эмоции. Мне просто хотелось бы, чтобы в каждой громкой трансферной саге видели не только черное и белое. Де Росси, кстати сказать, – самый высокооплачиваемый футболист в Серии А. Его отец работает в системе «Ромы». Наконец, по сообщениям западной прессы, Даниэле сейчас пытается через суд добиться права встречаться с дочерью от первого брака и ему, скорее всего, просто не до «Ман Сити».

В конечном счете я не думаю, что что-то изменится. Не потому вдруг, что сомневаюсь в способности среднестатистического болельщика понимать вещи, которые лично мне кажутся очевидными. Не потому, что нахожу публику лицемерной и не умеющей прощать другим поступки, которая она сама совершала бы без малейших колебаний. Не из согласия с Оруэллом, который еще в сороковые заявил, что профессиональный спорт и отрицательные эмоции обречены на вечную близость. Не сомневаюсь, не нахожу, не согласен.

Просто чтобы разучиться ненавидеть модричей, болельщикам нужно разучиться любить де росси. Первое я еще как-то представляю. Но не второе.